Жужа Полгар о шахматах и о себе

Одна из сильнейших гроссмейстеров мира венгерка Сьюзан (Жужа) Полгар активно в шахматы не играет давно.

Старшая из трех великих сестер Полгар, о которых в конце ХХ века ходили легенды, сейчас работает в ФИДЕ, увлекается журналистикой и развивает любимый вид спорта в США.

На Всемирную олимпиаду в Ханты-Мансийск Жужа прилетела, чтобы поддержать младшую сестренку Юдит и принять участие в Конгрессе ФИДЕ.

Представители старшего поколения наверняка помнят Ласло Полгара, отца Жужи, Софии и Юдит.

Полгар стали первыми в истории супергроссмейстерами, посмевшими поставить перед собой нереальную для женщин, наглую цель – стать чемпионом мира среди мужчин. В начале этого большого пути большинство венгров считали Ласло безумцем. Полгар бился с венгерскими бюрократами и доказал, что Земля все-таки вертится. Сейчас Юдит входит в «полтинник» самых сильных мужских гроссмейстеров.

Жужа – обаятельный собеседник. По-русски говорит почти свободно, впрочем, как и на английском, испанском, немецком и иврите. Попивая в пресс-центре зеленый чай, мы «перелетаем» в Будапешт, в небольшую квартирку семьи Полгар, где четырехлетняя девочка нашла на верхней полке старую шахматную доску, покрытую десятилетней пылью.

– Точнее, мне было три года и десять месяцев, когда я впервые увидела черно-белые фигуры, – вспоминает Полгар. – Для меня это была просто очередная игрушка. Мой отец, игравший на любительском уровне, потехи ради научил меня первым ходам. А через полгода я играла в чемпионате Будапешта среди детей до 11 лет…

Когда мне было шесть лет, летом мы с родителями поехали отдыхать в Украину. Гуляли в парке, где стояла большая доска. Там играли взрослые ребята. Мы подошли ближе, и папа предложил сразиться. Однако сказал, что, мол, прежде чем сыграть со мной, вы одолейте дочурку. Раздался смех, все отказывались «избивать» маленькую девочку. Папа предложил дружеское пари. Ставка – шоколадка.

Против меня вышел какой-то паренек. Когда я делала первые ходы, хохот стоял невообразимый. Но, когда моя ладья объявила парнишке мат, воцарилась гробовая тишина. И он побежал – как заправский спринтер. Я плача бросилась за ним в погоню. Мне очень хотелось шоколада. Догнать горе-гроссмейстера не смогла. И грустно потопала назад. Но он вернулся. Оказывается, он, глотая слезы, помчался в магазин и купил мне сразу три шоколадки. Это был мой первый шахматный гонорар.

Я на пять лет старше Софии и на семь – Юдит. Когда начались мои первые успехи, родилась София. И отец не мог дождаться, когда можно будет окунуть ее в мир шахмат.

Отец сумел создать в доме идеальную атмосферу. Когда Ютка только начала играть в шахматы, я была уже международным мастером среди мужчин. И я не ленилась ей постоянно помогать. Кто бы мог подумать, что она станет моей верной опорой. А все начиналось с того, что Юдит не пускали в комнату, где мы с Софией грызли шахматную науку. Папа поставил условие: мол, научись сначала прилично играть, тогда дверь откроется. Но пройдет совсем немного лет, и эта девочка будет бить самого Каспарова.

Я верю, что в будущем родится девочка, которая станет лучшей в мире. Я, София и Юдит доказали, что мы можем обыгрывать любого шахматиста. Но у мужчин свои козыри. В современной игре очень важна физическая форма, чтобы иметь запас сил для напряженных партий. Ну и психология. У ребят она зачастую более устойчивая. Тем не менее Юдит до сих пор в такой форме, что может на супертурнире, где выступают парни из первой десятки, стать лучшей. Ее боятся и уважают.

– Откуда такой хороший русский язык?

– Моя мама Клара – венгерская еврейка, родившаяся в Украине в селе Вилки, которое сейчас находится в Закарпатской области. Позже часть территории СССР, где жила моя семья, отошла Венгрии. Русский я впитала, как губка. И мне это очень пригодилось – ведь тогда основная шахматная литература была на русском языке.

Никогда не забуду свою первую поездку в Россию, когда мне было 12 лет. Мы пришли в знаменитый московский шахматный клуб. Он произвел на меня впечатление. Потом поехали на турнир, где выступал кумир моего детства, 8-й чемпион мира Михаил Таль. Он уверенно вел свою партию к победе. Мне так хотелось с ним познакомиться. Мама набралась смелости и что-то шепнула Талю, когда он отошел на секунду от доски. Оказывается, попросила его поиграть со мной в блиц.

Потом случилось то, во что до сих пор не могу поверить. Михаил в выигрышной для себя позиции предложил ничью… В этом весь Таль. Один из самых замечательных людей, с кем доводилось встречаться. Он потом признался, что много слышал обо мне и тут же решил остановить часы в турнире, чтобы познакомиться с Жужей Полгар. Я же поверить не могла, что ко мне подошел сам Таль. И мы начали играть.

Сейчас с вами разговариваю, а у меня это перед глазами стоит. Михаил как даме уступил мне белый цвет и разыграл защиту Филидора. Он быстро получил преимущество, но я пожертвовала слона и нашла способ поставить вечный шах. Вау, я сыграла вничью с чемпионом мира! Мы провели еще пять-шесть поединков. Во всех победил Таль, но для меня этот микроматч стал путеводной звездой.

– Окончательный прорыв сестер Полгар случился после распада СССР?

– Да, но сколько крови нам попила шахматная федерация Венгрии! Нас так и не хотели запускать в мужские турниры. Когда они поняли, что мы можем на женском уровне выиграть любые командные соревнования, началось давление. Они хотели сиюминутных побед. Но отец четко гнул свою линию. Его девочки должны были биться с мужчинами.

– Юдит никогда не играла с женщинами, и она достигла наилучшего результата среди вас. Почему именно младшая сестренка взлетела выше всех?

– Она с детства дышала шахматами. В момент ее рождения весь дом был пропитан такой атмосферой… Я уже работала с Софией, мы вели сестренку по накатанному пути. При такой поддержке она все схватывала на лету. Я сразу поняла, что Ютку ждет умопомрачительный успех.

– Она же реально могла бы побороться за мужскую шахматную корону, но почему-то в самом расцвете сил ненадолго отошла от активной игры…

– Звание гроссмейстера она получила в 15 лет, четыре месяца и 28 дней. На тот момент она побила рекорд великого Роберта Фишера. Юдит выигрывала у чемпионов планеты: Бориса Спасского, Гарри Каспарова, Анатолия Карпова, Веселина Топалова, Вишванатана Ананда. В голландском Вейк-ан-Зее (2003 год) на одном из самых престижных супертурниров Юдит набрала 8 очков из 13 и стала второй, пропустив вперед только Ананда. Не зря известный гроссмейстер Алексей Широв сказал про нее: «Она – просто убийца, чует мат за двадцать ходов до него».

Но Юдит, как и любой женщине, хотелось семью и ребенка. В 2000 году она вышла замуж, родила двоих детей. Сейчас сестренка представляет собой такую же грозную силу, и думаю, что она еще способна на многое. Я горжусь ею.

– А почему София так быстро закончила с шахматами?

– У Софии есть две золотые олимпийские медали, сестра была чемпионкой мира среди мальчиков до 14 лет, она неплохо выступала в турнирах, но потом все-таки решила посвятить себя семье. В шахматах ей нужно было или все, или ничего. В 1999 году она вышла замуж и переехала в Израиль, у нее двое детей.

– А вы – в США?

– Да, но сейчас я в разводе, тоже имею двоих ребятишек. Я очень хочу, чтобы шахматы в Америке по-настоящему развивались.

– Вы часто собираетесь вместе в Будапеште за родительским столом?

– Раз в году это обязательно случается. Но хотелось бы, чтобы это происходило чаще. Две недели общались с Юдит в Ханты-Мансийске. Она играет за мужскую сборную на третьей доске. Венгрия играет с Россией. Устоит ли россиянин Сергей Карякин перед моей сестрой?

…За партией мы наблюдали вместе с Жужей. Сережа Карякин отбился, но Венгрия Россию одолела – 2,5-1,5. Именно это поражение в итоге лишило российских шахматистов золотой медали.

Беседовал К. ЗАНГАЛИС, «Советский спорт»

Опубликовано в Jewish.ru

Опубликовал:

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора