После ста расти нам для старости

Друзья, мы завершили годовой цикл, выучили по уроку из каждой главы. Конечно, брать их у Создателя можно бесконечно… Но переменим жанр. Обратимся к разнообразию Торы. Будем выхватывать 1-2 пасука и удивляться, как по-разному их объясняют наши учителя. Говорят, «у Торы 70 лиц». Заглянем в некоторые из них.

«И Авраам стал стар днями, и Г-сподь благословил Авраама во всём». Дальше текст переходит к сватовству Ривки для Ицхака. Простой смысл очевиден: патриарх пришёл в лета, наделил его Б-г величием духовным и земным, и пора позаботиться о наследниках.

Несколько комментариев «танцуют» вокруг этого. Старец не уверен, сколько проживёт, и хочет видеть любимого сына устроенным. А найти приличную пару в мире идолопоклонников, заражённом моральным релятивизмом на манер сегодняшнего, вовсе непросто. Правда, впереди у Авраама ещё 38 лет, жили в те годы дольше. Терах, отец Авраама, 205 лет…

Говорит мидраш, что 2 вещи начались с Авраама: старость (он выпросил её у Вседержителя) и то, что малыш рождается беспомощным. До Ицхака человечий детёныш, подобно зверьку, уже через несколько часов вставал на ноги. Беспомощность, оказывается, нужна самому ребёнку, чтобы он приучился зависеть от родителей и почитать их. Захотел у них учиться, продолжил их жизненный путь. Пришла Тора, учиться есть чему … Старость же, согласно мидрашу, позволяет отличить долго пожившего от юноши и оказать старцу почёт.

Есть такой любопытный комментарий: Ицхак был похож на Авраама до чрезвычайности, даже голос его неотличим от отцовского. Будущая жена сына могла бы их путать, особенно в темноте. А теперь выдают седины!

Из-за чего приходит старость? Приводят, со ссылками на строчки Танаха, 4 причины. Из-за страхов, из-за мучений с детьми, из-за дурной жены и из-за войны. Ничего этого Авраам в серьёзных дозах не получал! Ишмаэль, старший сын, раскаялся и до смерти отца жил праведником. Сара — образцовая подруга жизни, и вторая жена, Ктура, тоже весьма достойная женщина. «Однодневную» войну с 4-я царями они с учениками быстро выиграли, а страхом наш праотец, достигший абсолютного упования на Творца, отнюдь не грешил. Его старость — дар!

А состоит дар в том, что Авраам «пришёл к старости днями». Сами дни «постарели», каждый из них завершён. Авраам никогда не копировал «вчера». Новый день — новый поиск, новое служение. Потому мы и произносим этот пасук в новомесячье, ведь на иврите месяц — «ходеш» происходит от «хадаш», новизна.

С другой стороны, гематрия «во всём» равна гематрии «сын». Говорят, что истинное благословение человека — достойные сыновья. И это равносильно всему в мире богатству, знанию и почёту! А рабби Меир даже объявляет: высшее благословение Авраама состояло именно в том, что у него не было дочери!

Как вам это нравится? Я, например, своих дочерей люблю. Но, оказывается, во времена «первого еврея» невозможно было найти девушке достойную пару. Женщина идёт за супругом, и стали бы дочери цадика идолопоклонницами. Какое уж тут благословение миссионеру единобожия!?

С другой стороны, рабби Йегуда настаивает, что дочка у Авраама имелась. И разъясняют противоречие Рамбан и рабейну Бехайя. Речь не о девочке, а о… Б-жественном суде! Ведь слово «дочь», «бат», это и дом, «байт». В данном случае — дом Высшего суда. По одному мнению, Авраам удостоился на нём наилучшего приговора. А по другому — он вообще от суда избавлен! Поскольку относился ко всем с беспредельной добротой, и Творец отнёсся к нему только с «хесед» (милостью, добротой).

Рамбан подробно рассматривает (а рабейну Бехайя мягко его за это упрекает), что слово «коль», всё, относится к особому свойству Творца — «всё». О котором сказано: «Нет никого, кроме Него». «Он делал, делает и будет делать все вершимое».

Мы назвали бы это «всеединством» (ничего, впрочем, не проясняя). Так вот, первый еврей, и через него единая душа народа Израиля, получили благословения единственности, всеобщности и универсальности! Отсюда ли неисчислимое множество талантов в этом народе?

Ещё толкование. Праведник не удоволится счастьем для себя самого. Ему необходимо счастье всех («коль»). И, сказав «Благословятся в тебе все народы Земли», Всевышний наградил Авраама именно тем, без чего он не умел жить. Хотите иной поворот сюжета? Оказывается, Авраам подумывал женить Ицхака на дочери своего слуги, праведного Элиезера. Но тот происходил из кнаанеян, и Авраам вынужден отказаться от своего плана, услышав: «ты благословлён всем». Ведь Кнаан проклят Ноахом, и не могут проклятый и благословенный создать устойчивую семью! И Авраам посылает на поиски невесты для сына именно Элиезера, в честности которого ни на йоту не сомневался. Предупредив: «берегись, не бери Ицхаку в жёны кнаанеянку!»

Мы с вами коснулись лишь малой доли возможных значений. Например, слово «йомим», дни (которыми «Авраам стал стар») имеет гематрию 100 — намекая на возраст, когда у праотца родился сын-праведник. Но газета не энциклопедия, дальше любопытствуйте сами.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора