Клей нации

0

«Не было праздников в Израиле лучше, чем Йом-Кипур и Пятнадцатое Ава», — говорил великий еврейский мудрец рабби Шимон бен Гамлиэль. Как может быть, что самый священный и знаменитый день еврейского календаря — Йом-Кипур — соседствует тут с праздником, о котором многие читатели и вовсе никогда не слышали?

В нашей истории и хорошие, и дурные события имеют свойство собираться в определенные даты. Сколько бед, например, случилось Девятого Ава — от разрушения Первого и Второго Иерусалимских Храмов до изгнания евреев из Испании и Гуш-Катифа, — и столько радостей принес Пурим, скажем, смерть Сталина.

На 15 Ава также выпало немало радостных событий, главные из которых, свидетельствующие о корнях этого праздника, — в этот день евреям из одних колен стало разрешено брать в жены евреек из других колен, и одновременно состоялось примирение всех колен Израилевых с коленом Биньямина. Кровопролитная гражданская война между выходцами из этого колена и остальными израильтянами завершилась в Шило, куда на праздник 15 Ава по решению еврейских старейшин съехались водить хороводы меж виноградников девушки со всей страны, и каждый из юношей-биньяминитов «выскочил из засады и похитил себе по девице», что немного напоминает черкесские свадебные обычаи.

Общей чертой двух праздников — Йом-Кипура и 15 Ава — рабби Шимон бен Гамлиэль называет как раз хороводы, которые в эти дни водили девушки в полях. Кому-то хороводы девушек и ухаживания кавалеров могут показаться не вполне уместными для такого дня, но мудрецов Талмуда это, к слову, не смущало. «Ну, Йом-Кипур-то ясно, это день прощения, а 15 Ава чего веселились?» — ответили они на комментарий раби Шимона. Похоже, что уже к талмудическим временам смысл праздника, связанного со сватовством и единством еврейского народа, успел изрядно подзабыться.

Сейчас Шило, в котором это единение свершилось, — красивое еврейское поселение средних размеров в округе Биньямин, на главной дороге к северу от Бейт-Эля, но во времена Писания этот город в течение почти четырех веков был религиозной столицей древнего Израиля, пока война с филистимлянами не привела к его разрушению и упадку, и спустя еще одно поколение роль центра, наконец, не перешла к Иерусалиму.

image1333333

Раскопки, начатые в 1920-е годы датскими археологами и продолженные в последние десятилетия израильскими учеными, позволили обнаружить в Шило мощный укрепленный комплекс, датируемый примерно XII–XIII вв. до н.э. — но в нем удивительно мало жилых помещений. То есть Шило был именно религиозным центром — святыней, одиноко возвышавшейся на холме над окрестностями, в то время как евреи-земледельцы жили рассеянно на многие километры вокруг, занимаясь, в первую очередь, виноградарством. Самария славилась своим вином и в глубокой древности, и в римские времена. Только мусульманское завоевание практически уничтожило эту ветвь земледелия, поскольку законы шариата запрещают употребление любого алкоголя, даже вина, но возвращение евреев в наши годы привело к возрождению виноделия, и теперь вина Самарии занимают высокие места на многих международных конкурсах.

И вот тут многих исследователей озарила догадка — первоначально 15 Ава был праздником сбора винограда! У всех еврейских праздников есть, как минимум, двойное дно. И религиозно-исторические корни плотно переплетаются с земледельческими. Песах — это выход из Египта, но и начало жатвы ячменя. Шавуот — день дарования Торы, но и день жатвы пшеницы. В Суккот, например, заканчивается сбор основного урожая и начинается сбор маслин, завершающийся как раз на Хануку, ставшую праздником масла.

image5222222

И когда же быть празднику в честь винограда, четвертой по важности после ячменя, пшеницы и маслин культуры страны Израиля, как не 15 Ава в Шило с танцами, хороводом и сватовством. Тем более что у всех винодельческих народов — от грузин до греков — этот праздник связан с радостью, музыкой и любовью.

Однако отраженная в Талмуде традиция несет и еще один глубокий и важный смысл. Во времена, когда Шило был религиозным центром, у еврейского народа не было ни центральной власти, ни царя, ни правительства — только Ковчег Завета и общая вера объединяли разрозненные колена, которые до какого-то этапа даже не хотели жениться между собой. Таким образом, 15 Ава с его песнями, хороводами и сватовством оказался тем клеем, который скреплял воедино колена и семейства, разбросанные по горам и долинам еще малонаселенной Земли Израиля.

image4333333333

И неудивительно, что в наши дни праздник 15 Ава с каждым годом занимает все более значимое место в жизни еврейского народа на своей земле. Любовь, музыка, радость и единство народа — это самый сильный ответ на трагедию Девятого Ава, годовщину которой мы вспоминали всего неделю назад, и вызванную раздорами и «беспричинной ненавистью» между разными частями еврейского народа, до сих пор мешающими восстановить Храм.

Пророки обещали, что по возвращении из долгого изгнания еврейский народ насадит снова сады и виноградники, а молодым вином будут сочиться горы Израиля, неся любовь и дружбу, радость и мир. Это и есть путь к окончательному избавлению и к Храму, и мы по этому пути уже идем.

Меир АНТОПОЛЬСКИЙ

Об авторе

Редакция сайта
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Notice: Unknown: failed to delete and flush buffer. No buffer to delete or flush in Unknown on line 0