Войны XI–XVIII веков

Окончание. Начало тут

В XVII веке по Украине прокатилось восстание Богдана Хмельницкого. Восстали казаки, собственно, против польского владычества, но истреблению подверглись главным образом евреи. Такого зверского и поголовного уничтожения евреев не было больше в мире вплоть до Катастрофы. Но и тогда евреи, если была хоть малейшая возможность, с оружием в руках до конца дрались с кровавыми казаками Хмельницкого.

Весьма знаменательный эпизод этой борьбы записан в летописи старинного города Тульчина, принадлежавшего тогда Польше. Во время восстания Богдана Хмельницкого в 1650 году этот город осадило десятитысячное войско под командованием Максима Кривоноса. На помощь малочисленному польскому гарнизону встали все мужчины-евреи. Составив четыре отряда, сражались они отчаянно и смело, презирая смерть, и все штурмы казачьей вольницы были отбиты с большим уроном. Тогда Кривонос тайно договорился с поляками: они откроют ворота, он выпустит их с оружием и знаменами, а жидов — на казачью волю.

Так не вышло, однако. Казаки, войдя в Тульчин, собрали всех евреев и трижды предложили им на выбор: либо крещение, либо смерть. Но никто из евреев не согласился менять веру, и все они тут же были порублены. А потом казаки порубали и всех до единого поляков. Максим Кривонос заявил при этом: «Как вы, ляхи, с жидами, так и мы с ляхами».

В Витебске евреи вместе с поляками обороняли город от осаждавших его русских и казачьих полков. Они копали рвы вокруг крепости, укрепляли стены, ходили в разведку и успешно сражались. «Во время осады, — свидетельствовали польские дворяне, — евреи постоянно отправляли стражу, каждый из них имел вооружение для защиты, свой собственный порох. Они, не жалея здоровья, защищались и отражали неприятельские штурмы… Они позволили разбирать их дома и брать из них материалы, необходимые во время осады… и вообще вели себя мужественно и достойно».

Но в те времена были и евреи, служившие в польских войсках. Правда, все они были выкрестами, хотя служили доблестно и с казаками рубились насмерть. Большой известностью пользовался за свою храбрость сотник в кавалерии Верах, сын Аарона ха-Кадоша из Тышовеца. Он погиб в схватке с русскими еще до восстания Хмельницкого, зарубив перед этим в 1611 году четырех русских солдат, и был похоронен с почестями. Есть сведения о целой кавалерийской «жидовской сотне», которой командовал сотник Мошка из Канева.

Berest1

В XVII веке еврейское население Англии можно было, наверное, пересчитать по пальцам, но уже тогда один из них, Симон де Касерес, славился как великий знаток военного дела, стратег и автор трудов по военной истории, книги которого дошли и до наших дней. Он был близким другом вождя Английской революции Кромвеля, которому давал советы, да и прямо участвовал в планировании военных операций.

В том же веке, во время Тридцатилетней войны, евреи доблестно сражались в рядах защитников Праги, которую штурмовали шведские войска. В древней пражской синагоге до фашистской оккупации хранилось знамя, подаренное императором Фердинандом Третьим евреям за их храбрость, проявленную при обороне города.

И наконец, чтобы закончить с XVII веком, расскажем о Бразилии, которая в то время была португальской колонией. Но и Голландия не прочь была отхватить себе кое-что из южноамериканских земель, для чего посылала туда многочисленные военные экспедиции. И, как выясняется, среди голландских солдат и матросов было в те времена немало и евреев, отличавшихся и рвением, и мужеством.

Голландцы овладели португальским фортом Ресифи, близ Пернамбуко, и закрепились там. Когда португальцы решили взять реванш и осадили этот форт, солдаты-евреи во главе с раввином Исааком Абоабом защищались с таким мастерством и героизмом, что им была дарована впоследствии специальная грамота правительства Нидерландов, в которой отмечено, что без стойкости евреев гарнизон форта Ресифи был бы вынужден капитулировать.

В 1698 году, когда французский адмирал Кассар во главе целой эскадры неожиданно напал на колонию Суринам, многие жители которой были евреями, они, мгновенно вооружившись, оказали высадившимся французам такое яростное сопротивление, что те, понеся большие потери, едва смогли добраться до кораблей. Но Кассар затаил гнев на колонистов и подготовил новое нападение, стараясь, чтобы оно было неожиданным. Однако и эта атака, проведенная безлунной ночью, закончилась неудачей. Особенным мужеством в этой схватке отличилось семейство Пинто, защищавшее главный форт крепости. Запись об этом сохранилась и до наших дней на медной доске, укрепленной в городской синагоге. На ней же выбито имя командира суринамского гарнизона капитана Давида Наси, очень опытного и мужественного офицера. Он и погиб в бою во время своего 31-го похода против бандитских шаек беглых негров.

Наступило XVIII столетие, век Просвещения, век Великой французской революции, век робких первых шагов еврейской эмансипации. Любопытно и знаменательно, что в тех странах, где доступ к гражданским правам для евреев открылся спустя еще немалое время, возможность военной службы для них пришла гораздо раньше. Евреи Франции получили эту возможность в 1798 году, евреи Голландии — в 1796-м и достаточно широко пользовались ею, как это видно по эпохе наполеоновских войн.

Но еще задолго до этого времени, в XVIII веке, евреи, если они такую возможность получали, продолжали в боях и походах поддерживать свою славу умелых и мужественных бойцов. В той же Праге, когда ее осаждали в 1742–1743 годах французские войска, рабби Йонатан Эйбеншютц вместе с другими еврейскими священнослужителями разрешил своим прихожанам идти добровольно в ряды защитников города. Собралось более двух тысяч евреев, они были разделены на три батальона, и один из них возглавил сам рабби Йонатан, разрешивший своим солдатам воевать и в субботу, ибо, как сказал он, «это для защиты родины лишь допустимо, но ведь родина наша теперь здесь, в Праге».

В нидерландском военном архиве хранятся документы о морском сражении с англичанами, произошедшем 15 августа 1781 года. Отличился в том бою подшкипер-еврей Вольф Туртельтауб. Когда его фрегат сцепился абордажными крюками с английским кораблем, Вольф первым спрыгнул на палубу неприятельского брига, заколол трех матросов и пленил капитана. Воодушевленные его доблестью, многие евреи Амстердама тоже поступили в военный флот, причем главный амстердамский раввин дал на это свое благословение и освободил их от соблюдения законов о субботе и кашруте настолько, насколько военная служба могла им помешать в исполнении этих законов.

0_bfcad_8097bae_XXL

Австрия раньше всех других европейских государств сочла возможным открыть армейские ряды для евреев. Просвещенный император Иосиф Первый еще в 1787 году предоставил своим еврейским подданным право ношения военного мундира. При присяге они вместо слов, обязательных для христиан, должны были произнести: «Перед лицом Б-га я клянусь, что своей честной и добросовестной ратной службой заслужу вечную жизнь (в раю)».

На первых порах евреев принимали только на службу в обозе, но и это по тем временам было немалым прогрессом, и еврейские общины в большинстве своем с энтузиазмом приветствовали решение императора. К примеру, когда первые евреи города Праги были призваны на военную обозную службу, верховный раввин Праги Иезекииль Ландау пришел к ним в казарму и приветствовал их. Он, в частности, сказал: «Заслужите для себя и всей нашей нации благодарность и почет. Пусть увидят все, что и наша доселе притесненная нация любит свое отечество и его властителя и готова для них жертвовать самой жизнью».

Вскоре Иосиф Первый даровал евреям возможность служить и в полевых войсках своей сухопутной армии, и евреи в последующем не раз доказывали, что являются отнюдь не худшими солдатами ни по выучке, ни по боевой доблести и мужеству. Уже в 1790 году многие из них отличились на поле боя. Известен, в частности, случай, когда главнокомандующий австрийской армией принц Гогенлоэ произвел одного еврея, служившего в гусарском полку, в вахмистры за храбрость, проявленную в битве. Это был, пожалуй, первый такой случай, но в дальнейшем именно в австро-венгерской армии евреи заняли выдающееся положение в высшем командном составе.

В противовес этому соседняя страна, Пруссия, до конца своего существования, по сути, так и не допустила евреев к командным постам, а в XVIII веке даже в армейские ряды.

До наших дней из XVIII века дошло только одно свидетельство о еврее, служившем в итальянской армии. Звали его Исаак Барафель. В документах итальянского военного архива отмечено, что капитан Исаак Барафель, командуя кирасирским эскадроном, в 1798 году в бою с французами взял два знамени и 50 солдат пленными. За этот подвиг он удостоен ордена и произведен в следующий чин.

Перенесясь в далекую Индию, мы можем и там найти сынов еврейского народа, доказавших, что военное дело для них — профессия, вполне доступная. Одним из основателей еврейской общины города Бомбея был Самуил Иезекииль Дивекарт, прибывший в этот город в составе войск Вест-Индской компании. В их рядах он прошел немалый путь, начав простым солдатом и дойдя до командорского чина, что возможно было только ввиду немалого его воинского мастерства. В частности, известно, что во главе небольшого отряда командор Дивекарт совершил смелый рейд в Биджапур, разгромил армию тамошнего раджи, захватив и доставив в Бомбей самого раджу и всех членов его семейства.

По данным английского военного архива, в XVIII веке два военнослужащих-еврея были удостоены высших военных чинов. Первым из них был сэр Яаков Адольф, которому вместе с чином генерал-инспектора всех армейских госпиталей было даровано и дворянство. Оно было также даровано впоследствии и Александру Шомбергу, родившемуся в 1716 году в семье лондонского купца Меира Лейба Шомберга. Начав службу рядовым матросом британского военного флота в 18 лет от роду, он уже в 1741 году командовал бригом, участвовал к тому времени в 26 сражениях и особо отличился в битве с французским флотом у берегов Канады. За боевые заслуги в 1777 году сэр Александр был королевским указом произведен в контр-адмиралы. Кроме чисто командирских достоинств он известен и как военный писатель и является автором многих трудов, посвященных искусству кораблевождения и тактике морского боя. Сэр Александр Шомберг — первый известный нам еврей в Англии, которому был присвоен адмиральский чин. Он стал родоначальником целой династии английских флотоводцев XIX века.

В конце XVIII века во Франции произошла революция, король был казнен, проведены многочисленные мероприятия, снявшие ограничения, существовавшие прежде для евреев. Они коснулись также и военной службы. И сразу же мы видим евреев, пришедших на эту службу добровольно. В том числе и офицеров. Неудивительно, впрочем, что именно их, ибо история сохраняет, прежде всего, имена людей, чем-то выдвинувшихся, выделившихся из общей массы. То есть, скорее офицеров, нежели рядовых солдат. Вот и нам стали известны имена троих офицеров-евреев, служивших в Национальной гвардии Парижа. Командиром батальона 4-го округа был в 1791 году Равель Терней, а через год капитанами Национальной гвардии стали два родных брата — Марк и Моисей Берты.

Век XVIII в истории воинов-евреев ознаменован началом боевой деятельности национального героя Польши, прославившегося в борьбе за ее независимость и в войнах наполеоновской эпохи. Имя этого выдающегося человека — Берек Йоселевич. Он родился в Польше в 1756 году. Во время великого восстания поляков за свою независимость во главе с Костюшко в их рядах был и Берек Йоселевич. Он отличался хладнокровием в самых опасных моментах боевой действительности, и, когда Костюшко задумал создать и еврейский отряд в рядах повстанцев, он именно Береку поручил сделать это, произведя его сразу же в чин полковника.

И Берек начал действовать немедленно. 17 сентября 1794 года он обратился с воззванием ко всем евреям Польши, в котором писал: «Почему же нам, евреям, не рваться к оружию, чтобы добиться свободы, нам, наиболее угнетаемым из всех людей на земле?! Верные братья! Будем же бороться за Польшу, наше отечество, до последней капли крови в жилах! И если даже нам самим не суждено будет увидеть счастье своего народа, зато потомки наши будут радоваться завоеванной нами свободе».

 На это воззвание откликнулось более тысячи молодых евреев, из которых был сформирован полк легкой кавалерии. Этот полк после короткого обучения уже вскоре принял участие в боях и сражался наравне с другими отрядами повстанцев. Полковник Берек Йоселевич показал себя расчетливым и мужественным командиром. Со своими солдатами он доблестно оборонял предместье Варшавы — Прагу от штурмовавших ее полков под командованием российского фельдмаршала Суворова. В этих боях почти весь еврейский полк полег. Спаслись всего несколько человек, в том числе и Берек со своим сыном Юзефом, которым удалось бежать за рубеж.

Кончался XVIII век, впереди было столетие, печально известное многочисленными войнами, первое столетие новой эры, когда еврейские воины впервые на равных с солдатами армий стран, где они проживали, смогли участвовать в сражениях.

Марк Штейнберг

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора