Зачем платить?

mnogo_deneg_i_zolota-3115

Пронеслась их жизнь земная, как ночное сновиденье,
И ушли они из мира – таково Его веленье!
Даже тот, кто долговечен, проживет одно мгновенье!
Шота Руставели

Чем отличается наш бренный мир от будущего? Тем, что в нашем мире вещь стоит столько, сколько за неё можно получить. В Раю, как впрочем и в Аду, платят за вложенный в добрые или злые дела труд – строго по Рикардо и Марксу; но платят также и за мотивацию. Я заметил очень интересную особенность: люди, которым делают добро бескорыстно, часто не отвечают благодарностью. Мне объяснили — именно потому, что бескорыстно. Люди бывают особенно благодарны тем, кому платят деньги, ведь им приятнее думать, что они не зря их тратили.

Рассмотрим два испытания Авраама, связанные с его женой. Очень трудно понять, почему Авраам так странно себя повёл.

Не понимаю не только я, но и Рамбан. Он прямо обвиняет праотца в недостатке веры, из-за которого пострадала репутация Сары и Всевышний вынужден был вмешиваться и творить чудеса. Что тогда происходило? Авраам оба раза, опасаясь за свою жизнь, называет Сару сестрой и её берут насильно — вначале в дом Фараона, а потом Авимелеха. И если за своего племянника Лота Авраам не побоялся ввязаться в драку и победить четырех царей, то как же он мог невозмутимо созерцать, как посторонние мужчины забирают его любимую жену?

Вообще-то для оценки поступков героев Танаха надо обладать «святым духом», но я попытаюсь объяснить логикой. Понимаю, конечно, что безупречным и исчерпывающим такое объяснение быть не  может. Может быть, оно даже неверное. Но мне оно что-то помогло увидеть. И я вовсе не собираюсь спорить с Рамбаном – просто мне лично другой подход кажется убедительнее. Или больше нравится.

В случае со своим племянником  Лотом Авраам понимает, что тот – не очень праведный человек и сам виновен. Если не прийти к нему на помощь, то его ничто не спасёт.

Авраам знает, что его супруга – праведница даже больше, чем он сам. Боится же он, что своим вмешательством оставит Сару без мужа. Ведь силы его праведности может не хватить, чтобы одолеть царя и могучего чародея, причём в самом его обиталище. А силы Творца уж точно хватит.

Авраам понял, что это его испытания в вере. Действительно, кто бы из нас, простых смертных, не усомнился бы в такой ситуации во Всевышнем и не начал бы безрассудно действовать? Или просто не сделал бы логичное заключение, что его это обязанность – любой ценой вступиться за честь супруги? И несомненно, на своём уровне мы были бы правы!

Все кончилось для Авраама и Сара хорошо. Более, чем хорошо. Замысел Всевышнего заключался, оказывается, в том, чтобы защитить в будущем еврейских женщин в Египте. На их честь и через многие годы не посягали египтяне, потому что фараон, напуганный наказанием, которое он получил за нехорошие поступки и помыслы, запретил египтянам даже поднимать глаза на еврейских женщин. Тора намекает лишь на один случай, когда отцом еврея был египтянин – и это после сотни лет тягчайшего рабства! В стране, жители которой славились своей распущенностью!

Впрочем, сами еврейские женщины, наученные поступком Сары, которая не пререкалась с Авраамом: «Чего ты мелешь, какая я тебе сестра?», вели себя с мужьями почтительно и к тому же не маячили на глазах у египтян.

Не знаю, для чего нужно было и второе испытание, внешне аналогичное – с царём филистимлян Авимелехом? Возможно, затем, чтобы, когда через долгие годы тот надумает забрать у сына Авраама Ицхака Ривку, тоже названную «сестрой», правитель станет сперва опасливо проверять, действительно ли эта красавица – свободная женщина? И немедленно даст «обратный ход», обнаружив, что она мужнина жена.

Теперь рассмотрим чуть внимательнее поступки Фараона и Авимелеха. Напуганные Всевышним, они пытаются откупиться — для того, чтобы Авраам и Сара их простили, а Авраам помолился за них. Почему же они платят, если, по их мнению и нравам,«ничего плохого не замышляли» и оба они себя виноватыми не считают?

Мне объяснили, что царь может заплатить, только если его заставит какая-то сила выше его. А если он платит так много и более того, отдает свою любимую дочь в служанки Саре — а так поступили и фараон, и Авимелех,- то это несомненный для всех признак существования силы, превосходящей власть земных правителей.

Наказание за разврат Всемирным Потопом было хорошо известно и фараону, и Авимелеху – времени прошло не слишком много. А также были ещё памятнысудьбы восставших против небесного Хозяина жителей поколения Вавилонской башни и первого на Земле царя – Нимрода. И вот, когда нравы людей, в массе своей никаких выводов из истории не делающих и уроков не извлекающих, стали опять портиться – Создатель снова напомнил о Себе…

Обратите внимание: если отдавать дочерей в услужение и обучение в дом праведников – это поступок для царей неординарный и говорит, что не случайно они занимали свои троны,- то заплатить, попытаться «задобрить» Б-га и Его слугу Авраама – дело по-человечески понятное и обычное: страшно спорить с небесами. В те времена, не как сейчас, присутствие Создателя, его власть и управление мирскими делами могли вызывать сомнение только у совершенных глупцов.

Теперь – что значит приводимая Торой  фраза(Всевышнего Авимелеху): «муж знает, что ты и его жена невинны, так как он пророк»?Как он может знать? Только непосредственно от Создателя. Иначе по закону он должен был бы с супругой развестись! Всевышний гарантирует, что сам сообщит о невиновности Сары и этих земных царей Аврааму. И – сделает так, чтобы, сразу или чуть позже, об этом узнали и другие.

Осталась ещё одна проблема: почему Авраам взял имущество? Ведь прежде, когда царь Сдома предлагал Аврааму оставить себе всё богатство его города, отбитое армией Авраама у захвативших Сдом и Аморру царей, наш праотец не только отказался, но даже клятвенно провозгласил, что «от шнурка до ремешка от ботинок не возьмёт себе ничего!». Мудрецы рассказывают — это так Б-гу понравилось, что в будущем потомки Авраама получили в награду за ту клятву две заповеди: тфиллин (с ремешками) и цицит (ниточки).

Дело в намерениях дающего. Царь Сдома собирался перевести дело в земную плоскость. Мол, Авраам рассчитывал на хорошую оплату, сражался геройски, как настоящий наёмник, в общем — молодец парень, и Всевышний здесь ни при чём.

А деньги и дочери царей в служанках у Сары доказывают, наоборот, абсолютное могущество Всевышнего, который всегда был перед глазами Авраама.

И ещё одно. Способность молиться за людей, пытавшихся причинить тебе зло, если они раскаялись, — разве не это требование для появления народа Авраама, которым «будут благословляться все народы мира»!?

Обычно я приводил факты из собственной биографии, но пока я не способен найти параллель, поэтому ставлю точку. Точка.

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора