Как написал Владимир Маяковский о теперь уже малоизвестном событии 21 января 1924 года, «стала величайшим коммунистом-организатором даже сама Ильичева смерть». Налетевший на Восточное побережье Америки ураган «Сэнди» по последним подсчетам унес 109 жизней, оставил миллионы людей без электричества, бензина, а иногда и без крыши над головой и нанес ущерб в сумме до 50 млрд долларов.
Из-за простоя экономики во время «Франкеншторма», как мигом прозвали этот ураган за размах и безжалостность, страна теряла 10 млрд долларов в сутки. По разным прогнозам, ущерб от «Сэнди» может составить до 100 млрд долларов. Однако для оздоровления экономики США «Сэнди» может стать не дьяволом, а чуть ли не ангелом. Аналитики считают, что негативное влияние «Сэнди» на ВВП (а на 2011 год это 15 трлн долларов) будет значительным, но кратковременным, а затем производство товаров и услуг должно пойти в гору в связи с необходимостью восстанавливать все разрушенное и поврежденное — здания и объекты инфраструктуры. По мнению профессора Питера Мориси (Peter Morici) из Университета Мэриленда, экономика получит 36 млрд долларов благодаря затратам жителей и властей на восстановление.
«Франкеншторм» грохнул по Америке за неделю до выборов, и, естественно, оба ведущих кандидата в президенты по мере возможностей откликнулись на это грозное «ау». Но у демократа и действующего президента Барака Обамы таких возможностей было куда больше, чем у его соперника-республиканца Митта Ромни. Президент распорядился направить к берегам Нью-Йорка и Нью-Джерси три десантных корабля с вертолетами и морпехами, чтобы в случае чего спасать пострадавших. Президент подписал декларации, объявляющие эти штаты зонами бедствия из-за последствий «Сэнди». Эти декларации дают пострадавшим от урагана право на дополнительную федеральную помощь и координируют эту помощь со стороны Министерства внутренней безопасности и Управления по чрезвычайным ситуациям. «Наша приоритетная задача, — заявил Обама, — гарантировать, что мы спасем жизни». Вместе с нью-джерсийским губернатором Крисом Кристи президент облетел наиболее пострадавшие районы штата, и ярый республиканец Кристи похвалил президента-демократа за «феноменальную помощь».
Все это Барак Обама проделал как действующий глава исполнительной власти, в то же время выступая как кандидат в президенты и ясно давая понять, что на такого президента Америка смело может положиться еще четыре года. «Если бы урагана не было, Обаме следовало бы его придумать! — заявил в интервью «Московскому комсомольцу» Лев Кричевский, новый редактор выходящей в Нью-Йорке газеты «В Новом Свете». — На самом деле, если забыть обо всех ЧП и даже о погибших, этот ураган — подарок для Обамы… Ураган только повышает его шансы на второй срок». Немецкий еженедельник Stern 1 ноября написал, что «стихийное бедствие добавило очков в копилку кандидата, который мог вообще не заниматься предвыборной кампанией в эти важнейшие дни, ведь он — президент США Барак Обама».
Возможно, «Франкеншторм» станет тем самым организатором, о котором упомянул Маяковский в связи с Ильичевой смертью, хотя в 2005 году ураган «Катрина» понизил рейтинг главы Белого дома Джорджа Буша-младшего до рекордного уровня. К началу ноября рейтинги обоих кандидатов почти уравнялись, хотя еще хватает «не определившихся» избирателей и двумя белыми пятнами на сине-красной предвыборной карте Америки остаются Огайо и Айова. Опрос, проведенный там журналом Time, показал, что в эти дни Обама получил бы там 49% голосов, а Ромни — 44%. Социологическая служба Gallup 1 ноября сообщила, что Обама опережает Ромни на 7%, с оговоркой, что этот счет нельзя считать «точным предсказанием победы на выборах». 2 ноября Gallup сообщила, что 54% избирателей «придерживаются тех же идеологических взглядов, как Барак Обама или Митт Ромни, или они оба». 60% считают Обаму «либеральным или крайним либералом», а Ромни — «консерватором или крайним консерватором».
Получив первые сведения о «Сэнди», президент провел в Белом доме летучку со своим советом по безопасности, заявив там, что помощь пострадавшим от урагана нужно оказывать немедленно и без бюрократической волокиты. Затем Обама выступил перед собравшимися сторонниками у штаб-квартиры Красного Креста в Вашингтоне, где похвалил медсестер больницы Нью-Йоркского университета в Манхэттене, которые в разгар урагана «выносили новорожденных в безопасное место», и пожарных Квинса, которые «по пояс в воде сражались с адом и в лодках спасали людей».
Со своей стороны, Митт Ромни появился на запланированной встрече с избирателями в Огайо и превратил ее в митинг оказания помощи жертвам «Франкеншторма». «Как вы знаете, — сказал Ромни, — у нас тяжело на душе от страданий, выпавших на долю большой части нашей страны», и лично помог грузить бутылки с питьевой водой и другие припасы. Репортеры тут же спросили, как быть со словами Ромни на одном из дебатов республиканцев в прошлом году, что, став президентом, он наверняка передаст финансирование работы служб по чрезвычайным ситуациям от государства штатам. Ромни на это ничего не ответил, но в его кампании сообщили, что на стихийные бедствия это не распространяется.
Завтрашние выборы действительно станут беспрецедентными, по крайней мере, с 1992 года, когда в борьбу республиканца Буша с демократом Клинтоном вмешался независимый техасский миллиардер Росс Перро и забрал почти 19% голосов, которые могли бы принести победу Бушу. Сейчас мы сталкиваемся с «эффектом «Франкеншторма», но нельзя забывать, что речь идет не обо всей Америке, а о трех штатах, где за Обаму и так было настроено большинство — про Нью-Йорк и говорить нечего; в Нью-Джерси 52,3:40,5; а в Пенсильвании 49,4:45,3 хотя за две последние недели Ромни стал набирать там очки.
По опросу CNN во Флориде, Обама и Ромни идут со счетом 50:49, но среди независимых избирателей Ромни ощутимо впереди (51:46). Опрос, проведенный там же газетами Florida Survey/USA Today, подтвердил положение кандидатов «ноздря в ноздрю (47:47) с превосходством Ромни на 18% среди пожилых избирателей. Повлияет ли образ Обамы в сияющих доспехах победителя урагана «Сэнди» в масштабах всей страны, судить трудно. Победи Барак Обама 6 ноября, эта победа станет беспрецедентной еще в одном отношении. Впервые в истории США он станет президентом, выбранным на второй срок с результатом меньшим, чем на первый: при любом раскладе ему не получить 53% голосов, которые он собрал в ноябре 2008 года.
В 2004 году за второй срок Джорджа Буша проголосовало на 20% больше, чем за первый. За Билла Клинтона в 1992 году проголосовали 43%, а в 1996-м — 49%. Рональд Рейган в 1980 году одержал победу в 20 штатах, а в 1984-м — в 49. Ричард Никсон в 1968 году был выбран на первый срок большинством в 43% голосов, а в 1972-м за его переизбрание проголосовал 61%. Дуайт Эйзенхауэр в 1952 году получил 55%, а в 1956-м — 57%. Франклин Делано Рузвельт стал президентом в 1932 году, победив в 42 штатах, а на второй срок в 1936-м его переизбрали 48 штатов. И так далее, но не будем утомлять себя цифрами. Падение популярности Барака Обамы за неполные четыре года его власти можно объяснять по-разному, от его субъективно несбыточных предвыборных заявлений в 2008-м до объективно бедственного состояния американской экономики, которой он не помог. Лозунг последнего этапа предвыборной кампании Обамы «Вперед!» по-прежнему собирает толпы сторонников, но это уже не восторженные энтузиасты его призыва «Перемены!» в 2008-м.
Обозреватель Джон Подхорец пишет, что недавно получил «емельку», то есть электронное сообщение, от знакомого профессора большого государственного университета на северо-востоке. «Среди студентов мало или вообще нет интереса к нынешним выборам, — сообщил профессор. — В 2008-м, как и в большинстве колледжей и университетов, у нас творилось нечто вроде массовой истерии в пользу Обамы… Если считать мой вуз типичным, голоса молодых избирателей вернутся на обычно низкий уровень».
Подобное падение избирательского энтузиазма Джон Подхорец находит не только среди студентов. Большинство опросов, даже среди сторонников Барака Обамы, подтверждают, что по этому показателю Митт Ромни опережает президента на 10–20%. Избирательский энтузиазм, конечно, не голоса, а говоря о голосах, следует ожидать, что пронесшийся ураган вместе с крышами домов поднял популярность Барака Обамы. Но, предупреждает Подхорец, это даст результат только при условии, что электорат 2012-го идеологически не изменился с 2008 года, когда демократы получили 38% голосов, а республиканцы только 32%.
Один из частных опросов, которых в этой избирательной кампании стало как грибов после теплого дождя, предложил жителям девяти «колеблющихся» штатов ответить, считают ли они, что «Митт Ромни (Барак Обама) укрепляет позицию, теряет позицию или сохраняет ее». 50% опрошенных избирателей сказали, что позицию укрепляет Ромни, и 23% — что Обама. 14% заявили, что позицию теряет Ромни, и 37% — что Обама. Это можно трактовать как слабый намек на победу Митта Ромни 6 ноября. «Или нет, — заключает консерватор Джон Подхорец. — Кто знает? Мы в неопределенности».