В заголовок этой статьи я выбрал название советской кинокомедии времен краткосрочной хрущевской оттепели. Комедия была слабенькой и забылась, а название запомнилось, потому что верно и универсально. И у меня оно постоянно на уме. Вот выберу из уймы новостей самую актуальную тему для очередной статьи, раздумываю и пишу, перечитываю и правлю, наконец отсылаю в редакцию, а за неделю, пока моя статья дойдет до читателя, на нашей улице, полной неожиданностей, совсем уже другие дела происходят. Возьмешься за них, а тут уже и новые темы нагрянут — в недельном ритме за новостями не успеть.
От насущных американских забот отвлекают события, происходящие в других странах мира. И наоборот, американские будни не дают договорить о происходящем далеко, например, в Беларуси, где люди, вышедшие после выборов на улицы, неожиданно подверглись массовой экзекуции. Читатели знают об этом из новостей, как знают и о предпринимаемых Западом санкциях по отношению к режиму белорусского диктатора. Здесь нет места для изложения всего, что я по этому поводу думаю, поэтому выскажу лишь одно опасение: как бы Запад не столкнул Беларусь в объятия восточного соседа, который только этого от Запада и ждет, хотя по справедливости должен был бы ждать от Запада санкций за свои безобразные дела.
О России я немало писал, она постоянно в сфере наблюдения. Следил даже за эпопеей спасения судов в Охотском море, которое в период глобального потепления неожиданно замерзло — морские дороги тоже полны неожиданностей. Когда ледоколам «Адмирал Макаров» и «Красин» наконец удалось вывести на чистую воду плавбазу «Содружество», я подумал: а где же те ледоколы, которые выведут на чистую воду содружество, именуемое тандемом?
Насчет тандема позволю себе неполиткорректную шутку. Там М и П, Мальчик и Пальчик. По силе далеко не равны — Пальчик на курке и он покруче Мальчика, что можно увидеть даже из такого сравнения: для Пальчика на Черноморском побережье строят дворец стоимостью аж в миллиард долларов (о чем компетентный бизнесмен Сергей Колесников письменно доложил президенту РФ), а купленная в Турции яхта для Мальчика обошлась всего-то в 30 миллионов евро. Расплодившаяся вокруг тандема хунта ворует по-страшному, народ недоумевает, но по традиции безмолвствует. Людское море сковано льдом. Смельчаков, рискующих выйти на улицу, хватает ОМОН. Кстати, по инициативе президента в этой аббревиатуре М поменяют на П, так что при смене караула в 2012-м, когда М на своей яхте куда-то отплывет, освободив место для П, обеспечивать стабильность будет уже не ОМОН, а ОПОН. Такая вот смена согласных. Но есть и несогласные. Сковавший людское море лед временами уже потрескивает, глядишь и тронется.
Стабильность обманчива. Вот, скажем, в Тунисе вроде бы совсем стабильно было, как вдруг такое случилось на улицах, что президент Зин эль-Абидин бен Али, в течение 23 лет считавшийся гарантом этой стабильности, едва спасся, удрав в Саудовскую Аравию.
Заметим, что Франция, все годы благоволившая президенту Туниса, в приюте ему отказала — многолетняя дружба ничто по сравнению с бушующей улицей. Я не думаю, что французы вдруг усомнились в демократичности убеждений тунисского президента. Да что и говорить, он никогда не был рафинированным демократом. Особенно с точки зрения экстремистов-исламистов, деятельность которых в Тунисе он запретил, многих арестовал или изгнал из страны. Теперь лидер тунисских исламистов уже вернулся на родину и поздравил народ с революцией. Вернулся он из Лондона, где 22 года пользовался политическим убежищем. Ему там почему-то в приюте не отказали. Поневоле вспоминается зловещий аятолла Хомейни. Тот в 1979 году вернулся в Иран из Парижа, чтобы возглавить исламскую революцию, от которой до сих пор весь мир трясет.
Нынешний главный иранский правитель аятолла Хаменеи в недавнем телеобращении представил события, разворачивающиеся в Северной Африке, как стремление народа к мусульманскому возрождению. «Наша революция вдохновляет мусульман всего мира и дарит им надежду», — сказал он, прибавив, как обычно, дежурные фразы о «безвозвратном крахе американской политики в регионе» и о «войне с сионистским врагом».
Положение в Тунисе, кажется, нормализуется. Иранский пример тунисцев, видимо, не вдохновляет. Но лиха беда начало, после Туниса пошло-поехало далее везде — в Египте, Йемене и т.д. Арабская улица, похоже, склонна показать нам эффект домино. Однако главной темой новостей, предположений, ожиданий и гаданий стало теперь положение в Египте. А с учетом значения этой страны в обеспечении стабильности региона, где сходятся интересы многих стран, эта тема стала важнейшей и безмерно нас волнующей. Рассмотрим ее основные аспекты на уровне наших возможностей и в условиях, когда что ни день, можно ожидать чего угодно и, что ужаснее, чего нам неугодно.
Мое видение личности Хосни Мубарака отличается от того, что о нем теперь говорят и пишут. 82-летний, мол, и 30 лет у власти. Но возраст не порок, и он вполне еще в форме, по крайней мере, до выборов, которые по закону должны состояться в сентябре этого года, ему сил хватит. А то, что 30 лет правит, так это ему в заслугу. Он поборник установления мира в регионе. Недаром президент Израиля недавно его за это благодарил. Может быть, не стоило Шимону Пересу выражать благодарность широковещательно — оно тут же откликнулось соответствующими криками на каирской площади Тахрир и провокационными слухами о предоставлении Мубараку убежища в Израиле. Впрочем, эти крики и слухи появились бы, наверно, и без того.
Напомню, что Мубарак был вице-президентом, когда президент Анвар Садат, отказавшись от наследия Насера (Героя Советского Союза, как помните), круто изменил политику Египта и пошел на примирение с Израилем. Кстати, в интереснейшей книге знаменитого ученого Захарии Ситчина (1920- 2010) «Колыбели цивилизаций» изложен малоизвестный факт: Садат в заключении мирного договора 1979 года между Израилем и Египтом при содействии США видел событие всемирного значения, поэтому хотел, чтобы он был подписан тремя сторонами непосредственно у подножия горы Синай, где Моисей получил Скрижали Завета с десятью заповедями, легшими в основу главных мировых религий.
Это могло бы символически усилить значимость примирения, но, увы, Джимми Картер предпочел горе Синай свою резиденцию в Кемп-Дэвиде.
Анвар Садат был убит в 1981 году. Его преемником — как на посту президента, так и в проводимой политике — стал Хосни Мубарак. Заметим, что в том же покушении, организованном исламистами, и он был ранен, так что его непримиримость по отношению к экстремистам из организации «Братья-мусульмане» вполне объяснима, как объяснимо и желание исламистов любым путем его устранить. Этих исламистов было много среди собиравшихся на площади Тахрир. Были там и другие группы недовольных правлением Мубарака, но именно исламисты представляют собой наиболее организованную силу, готовую к захвату власти. Не случайно приливы протестующих на площадь Тахрир совпадают с окончанием пятничного намаза в мечетях.
Мне порой была непонятна позиция американского правительства. Президент Обама, мне кажется, с первых дней поспешил с призывом к Мубараку «передать власть правительству, которое отвечает чаяниям египетского народа». Вслед за ним все европейские лидеры заторопились с сомнительными рекомендациями Мубараку «выполнить требования демонстрантов о немедленной передаче власти», «поскольку демонстранты продолжают требовать немедленной отставки главы государства». «Столь единодушная поддержка попытки государственного переворота в Египте, как отмечают израильские аналитики, созвучна устремлениям иранского режима», — прочитал я в те дни на израильском сайте. Чуть помедленнее, кони!
Лишь в последние дни политика США по отношению к событиям в Египте кардинально изменилась. «Американцы не могут диктовать египтянам, что им делать», — сказал президент. «Немедленная отставка президента Хосни Мубарака может привести к анархии в Египте и ввергнуть в пучину нестабильности весь Ближний Восток, — заявила госсекретарь. — Уход Мубарака по требованию оппозиции может привести к власти экстремистские силы вроде «Братьев-мусульман» и еще более отдалить Египет от демократических преобразований. Администрация США заинтересована в поддержании региональной стабильности, которая может стать результатом только цивилизованной смены власти в Египте». Наконец-то! Именно это все дни смуты твердил цивилизованному миру сам Мубарак.
Зигзаги в оценке событий государственными деятелями бывают следствием шока от преподносимых улицей неожиданностей. В Вашингтоне в связи с этим предъявляют претензии к ЦРУ, которое своевременно не дало правительству верной информации. С другой стороны, согласно материалам, опубликованным в британской газете Daily Telegraph, «публичная поддержка антиправительственного восстания в Египте официальным Вашингтоном отнюдь не случайна». Со ссылкой на секретные документы, опубликованные в WikiLeaks, сообщается, что «Вашингтон оказывал тайную поддержку повстанцам в Египте» вплоть до организации Госдепом в Нью-Йорке тайного саммита подозрительных активистов антиправительственного движения в Египте при одновременном публичном нахваливании Мубарака как важного своего союзника.
Ну, двуличие в политике нередкое явление. Более того, оно политике присуще. Тем не менее полагаю, что теперь, во избежание роковых неожиданностей (как в Газе, где в результате свободных выборов к власти пришла террористическая организация), ни Америке, ни Европе не следует больше давить на президента Египта со своими доморощенными идеями. Как говорится, дядя лучше знает, ему видней…
Новости сменяют одна другую. После драматического обращения Хосни Мубарака в четверг вечером 10 февраля о том, что он передает власть в руки вице-президента Омара Сулеймана, а сам остается на своем посту для надзора по соблюдению мирного перехода к демократическому правлению и выборам в сентябре, все перевернулось на следующее утро — 11 февраля. Тот же Сулейман сообщил о передаче власти в Египте военным.
1 комментарий к “Улица полна неожиданностей”
Обсуждение закрыто.
Вот-вот. Особенно когда полагается на хилых коррумпированных диктаторов. Кстати, ваш \»огурчик\» Мубарак, по некоторым данным, сейчас едва ли не при смерти. А если б он дал дуба ДО начала революции, что бы было? Особенно учитывая что его сын удрал в Лондон, Сулейман тоже оказался не на высоте..Египту и массе других стран нужен свой Ататтюрк, плодом правления которого было бы создание демократии, при которой даже исламисты выныждены быть умеренными и дружить(о ужас!)) с Израилем—но ведь ни Мубарак ни бенАли не были Ататюрками! они были коррумпированы и неспособны к коммуникации с населением. а что до Беларуси, то иногда надо пройти кошмар до конца. Войдут при Лукашнеке 6-ю областями в состав Росси, потом через пятОк лет выйдут ещё и с нагрузочкой, например в виде Смоленска