Через десять поколений после Адама человечество настолько погрязло в пороках, что Б-г решает уничтожить потопом все живое на земле, сохранив лишь единственного праведника той эпохи – Ноаха с семьей, а также образцы земной флоры и фауны. По указанию Б-га Ноах строит ковчег – плавучее сооружение особой конструкции. В первые сорок дней и ночей потопа вода бурно прибывает, покрыв всю земную поверхность с высочайшими горными вершинами, и лишь через 150 дней начинает отступать. Ковчег останавливается на горе Арарат, и Ноах посылает на разведку ворона, а затем голубя. Когда голубь приносит в клюве оливковый лист, Ноах понимает, что вода отступила. Выйдя на сушу, Ноах приносит благодарственные жертвы Б-гу из спасенных им кошерных животных. Всевышний обещает больше не наводить гибельный потоп и в знак примирения с людьми помещает на небо радугу. Ноаху и его потомкам впервые разрешено есть мясо животных. Человечество получает семь универсальных законов общественного поведения, и на земле устанавливается смена времен года, а также климат, близкий к нынешнему. Ноах разводит виноградник, пьянеет от выпитого вина и засыпает обнаженным. Воспользовавшись этим, один из его трех сыновей Хам совершает отвратительный поступок, но два других сына Шем и Яфет укрывают отца, не глядя на его наготу. Проснувшись, Ноах проклинает потомков Кнаана, сына Хама: им суждено быть презреннейшими из рабов. Тора перечисляет родоначальников семидесяти народов мира, потомков сыновей Ноаха. Далее рассказывается о строителях Вавилонской башни, дерзнувших соперничать с Б-гом. В наказание Б-г «смешал языки», рассеял людей по земле, и они перестали понимать друг друга. Раздел завершается перечислением десяти поколений от Ноаха до Авраама.
«И очнулся Ноах от своего опьянения, и узнал, что сделал ему сын его меньший, и сказал: «Проклят Кнаан! Рабом рабов братьев своих будет он!» (9:24-25).
Что же сделал Хам? Раши приводит два толкования мудрецов. Согласно первому толкованию, он сделал отца «импотентом», т. е. кастрировал его, поскольку не хотел, чтобы у Ноаха родился четвертый сын и составил конкуренцию трем другим сыновьям за долю в наследстве. А наследство было немалым – вся земля с ее содержимым.
По другому мнению, Хам изнасиловал отца.
В приведенном стихе сказано, что Ноах, очнувшись, «узнал, что сделал ему сын его меньший». (На самом деле, Хам не был младшим сыном; по словам Раши, Тора называет его «меньшим» за недостойное поведение и подлый нрав). Откуда Ноах узнал? Ведь он спал, а свидетелей, по всей видимости, не было.
Все очень просто, отвечает «Кли якар». Ноах высчитал Хама. В талмудическом трактате «Санхедрин» (108б) сказано, что во время Великого потопа Ноах запретил обитателям ковчега вступать в половые связи и производить на свет потомство. Этот запрет нарушили три обитателя ковчега: ворон, собака и Хам. Каждый из них был со временем наказан.
Поэтому Ноаху не составило труда определить главного и единственного подозреваемого. Хам всегда отличался необузданным нравом и склонностью к разврату. Два других сына Яфет и Шем были вне подозрений.
Но тут возникает вопрос: почему Ноах проклял Кнаана, а не самого Хама?
Ответы тоже разные. «Кли якар» приводит три версии.
1. Именно Кнаан увидел Ноаха спящим без одежды и поспешил сообщить об этом своему отцу Хаму (такое же объяснение дает и Раши).
2. Б-г только что благословил Ноаха и его сыновей (9:1) и поэтому Ноах не мог проклясть «благословенного» Хама; он сделал это через его сына.
3. И, наконец, есть мнение, что Хам научился разврату именно от своего младшего сына, законченного негодяя.
Раши дополняет этот список. Хам кастрировал Ноаха, лишив его возможности зачать четвертого сына. Кнаан был как раз четвертым и самым младшим сыном Хама. Он же и получил проклятие: Ноах наказал Хама по классическому принципу «мера за меру» за «хамское» обращение с собой.
С Б-гом по соседству
«Даст Б-г простор Яфету, но обитать будет он в шатрах Шема…» (9:27).
Скажите, вы никогда не мечтали о романтическом одиночестве, например, о том, чтобы пожить одному, как Робинзон Крузо, на необитаемом острове, где вечное лето, или в уединенном домике посреди леса, чтобы пить родниковую воду и слушать по утрам птичье пение, не нарушаемое городским шумом? И чтобы никто другой не раздражал вас слишком громкой музыкой или выхлопными газами своего автомобиля? Короче, идеал — это жить без соседей.
Звучит привлекательно, но такая идиллия не соответствует еврейскому мировоззрению и образу жизни. Еврей не может жить один. Во-первых, у него должна быть семья: жена и дети. Во-вторых, ему нужен миньян, т. е. еще, по крайней мере, девять взрослых мужчин, с которыми можно было бы молиться, а это значит, что поблизости от него должны жить девять других семей. Никак не меньше. Ему требуются также миква для поддержания чистоты супружеской жизни и еврейская школа для детей. Короче, идея еврейского дома нерасторжимо связана с присутствием соседей. Без соседей никак нельзя.
На иврите «жить», «проживать» передается словом «лишкон». Такой же корень и в слове «шохен», сосед. Получается, что еврей может «проживать» только с соседями. Жилище без соседей – не жилище.
Рабби Носон-Цви Финкель, переживший Катастрофу, рассказывал, что вынес из пережитого такой важный урок. В разгар зимы заключенные лагеря смерти, где он находился, получали одно одеяло на шестерых. Логика подсказывает, что из этой шестерки выживет лишь тот, кто будет сильнее «тянуть одеяло на себя». Однако в действительности обладатель спасительного одеяла делился им с пятью остальными узниками, и благодаря этому все шестеро оставались в живых.
Сила духа нигде не проявляется так ярко и убедительно, как в самоотверженной заботе о ближнем.
От корня, образующего слова «лишкон» и «шохен», происходит и «Шехина», Б-жественное присутствие в нашем физическом мире. «Шехина» существует рядом с человеком и называется его «Соседкой», потому что она оставляет ему собственное пространство и никогда не покушается на него. «Шехина» дает возможность людям реализовать тот бесценный дар, которым Б-г наградил их прародителя Адама — свободу выбора.
Именно это мировоззрение защитило еврейский народ и иудаизм от фанатизма, которым страдают другие религии. Без концепции «соседства» с Б-гом в этом мире религиозный фанатик может вообразить себе, что Б-г живет в нем и что Б-жественная воля и его желания – суть одно и то же. А значит, любые его действия угодны Б-гу. Если я убиваю человека, значит, Б-г хочет, чтобы он был мертв.
Такой фанатик настолько очарован собственным видением ПРАВДЫ, что искренне верит в свою непогрешимость, в то, что его воля – это, по сути, воля Творца.
Сегодня евреи живут на своей Святой земле в окружении народа по имени Ишмаэль. «Ишмаэль» означает на иврите – «Б-г услышит». Смысл этого имени таков: все, что я говорю, Б-г услышит. Таков девиз фатализма и фанатизма. Иными словами, Ишмаэль (точнее, его экстремистки настроенные представители) убежден, что Б-г заранее согласится со всем, что он делает, если он идет «на дело» с Его именем на устах, громко провозглашая: «Аллах акбар!»
Еврейский народ носит имя «Исраэль», что значит «Б-г прям и верен». Все, что Он делает, «верно» и не подлежит «искривлениям». Мне лишь остается следовать этой Реальности, а не подстраивать ее под себя.
Таково главное условие «добрососедских» отношений с Б-гом…