Тем хуже для фактов

Балак, царь Моава, обратился к чародею и пророку Биламу (Валааму) с просьбой проклясть евреев, приблизившихся к границам его страны. Б-г явился в ночном видении к Биламу и предостерег его от проклятий в адрес «благословенного» народа, но Билам после некоторых колебаний все-таки отправился к царю. По дороге ангел с огненным мечом трижды преграждал путь Биламу, ехавшему на ослице. Билам не видел ангела, не понимал вынужденных маневров ослицы и нещадно бил ее за «упрямство». После третьей остановки «Б-г отверз уста ослицы», и она стала укорять хозяина: ведь, избегая столкновения с ангелом, она спасла ему жизнь. Прозревший Билам увидел, наконец, ангела, и тот сообщил ему, что можно и чего нельзя говорить о сынах Израиля. Наконец, Билам прибыл к Балаку, и царь Моава провел тщательную подготовку к ритуалу проклятия в надежде, что знатный гость уничтожит словами ненавистных пришельцев. Однако результат получился обратный: трижды Билам пытался изречь проклятия, находясь в состоянии провидческого транса, и все три раза его уста изрекали только благословения. Раздосадованный Балак прогнал Билама. Тем временем евреи начали распутничать с женщинами Моава и Мидьяна и поклоняться их идолам. Б-г разгневался и наслал мор на грешников. Лидер колена Шимона совершил публичный акт разврата с мидьянской принцессой, и внук Аарона Пинхас убил их обоих копьем, после чего эпидемия, унесшая 24 тысячи жизней, прекратилась.

«И увидел Балак, сын Ципора, все, что сделал Израиль с эмореями» (22:2).

Моавитяне славились своими колдунами и ясновидцами. Их страна, расположенная к востоку от Эрец-Исраэль, считалась в раннебиблейскую эпоху кузницей чародейских кадров. Причем самым выдающимся мастером оккультных наук был их царь Балак. В те стародавние времена люди умели предсказывать будущее с помощью искусственно созданных говорящих птиц.

Этих птиц делали из разных, в основном, ценных материалов: голову из золота, клюв из серебра, а крылья мастерили из меди. Все эти части надо было собрать в определенное время суток.

Когда пернатая прорицательница была готова, ей вкладывали в гортань язык настоящей птицы. Затем ее ставили у раскрытого окна, обращенного днем к солнцу, а ночью – к луне.

Через семь дней язык искусственной птицы начинал издавать необычные звуки, похожие на звон. Тогда создавший ее чародей брал золотую иглу и прокалывал птице язык. В результате птица начинала говорить. Пользуясь скрытыми флюидами нечистой силы, она изрекала тайны будущего.

Балак достиг высшего мастерства в этой форме ясновидения. Вот почему его звали Балак, сын Ципора. На иврите «ципор» означает «птица». Балак не был сыном птицы. Просто его имя подразумевало, что он умеет предсказывать будущее с помощью волшебной птицы.

Эта птица снабдила Балака множеством ценных сведений. Она сказала ему в частности, что он вначале одержит победу над пришедшими из пустыни евреями, но в конечном итоге будет разгромлен ими.

Однажды Балак готовил птицу к очередному сеансу связи с запредельными силами. Ему хотелось узнать от нее, какие надо выбрать средства для борьбы с «еврейским засильем». Чтобы разговорить птицу, он кланялся ей, держа перед ее клювом совок с чадящими благовониями. И вдруг птица вспорхнула и вылетела в окно. Балак долго ждал, но она не вернулась, и это сильно встревожило его.

Птица прилетела лишь через несколько дней. Ее преследовало объятое пламенем перо. Балак понял это небесное знамение: воля

Б-га одолеет силы зла. Тем не менее Балак решил идти до конца в своем намерении извести непрошенных пришельцев. Он пригласил Билама, чтобы тот проклял еврейский народ.

Но зачем Балаку понадобился Билам? Ведь он сам был главным чародеем Моава. Неужели ему требовался ассистент? К тому же если Балак увидел горящее перо, на что он вообще надеялся? Ведь Б-г ясно дал ему понять, что не позволит Биламу проклясть евреев. Неудача заговора была предрешена.

С точки зрения простой логики, ситуация была предельно ясна. Но ясность не препятствие для одержимых. Балак не хотел признавать очевидные сигналы. Он действовал в соответствии с известной поговоркой: если факты противоречат моим желаниям, то тем хуже для фактов.

Балак так сильно жаждал уничтожить евреев, что игнорировал знак, принесенный его ясновидящей птицей. Он считал, что еврейский народ, как и другие народы, подвержен влиянию небесных светил и его судьба определяется созвездиями. Он не хотел признавать, что евреи выше звезд и что они находятся под прямым покровительством Всевышнего.

Что касается Билама, тот вовсе не нужен был Балаку в качестве ассистента. Просто они были специалистами в разных областях черной магии. Балак считался корифеем по части использования ее внешних сил – проклятий и заклинаний. А Билам прекрасно разбирался во внутренних хитросплетениях чародейства. Моавитянский царь решил, что вместе они составят непобедимый тандем, задействовав все средства неконвенциональной борьбы с ненавистными диссидентами, несущими в языческий мир идеи Единобожия и высокой морали.

Бедный Балак. Он потерпел сокрушительный разгром в поединке с Б-гом, который даже не счел нужным оповестить евреев об очередных происках их врагов.

«Непарный» народ

«Ибо с вершины скал вижу я его и с холмов смотрю на него: вот, народ этот отдельно живет и между народами не числится» (23:9).

Два человека отправились в лес, чтобы нарубить дров. Один из них, менее сообразительный, стал обтесывать ветви со стволов. Он долго трудился, сильно устал, а древесины собрал мало. Его спутник не спешил махать топором. Вначале он облюбовал могучее дерево, нашел его корни и стал их перерубать, пока дерево не рухнуло. В результате ему достались не только все ветви, но и толстый ствол.

Приблизительно так же рассуждал и Билам: «Я не буду проклинать каждое колено Израиля в отдельности. Лучше подрубить их общий корень. Если мне удастся найти изъян в их истоках, то одним разящим проклятием я уничтожу весь народ».

«Ибо с вершины скал вижу я его и с холмов смотрю на него…». Однако Билам видел, что у евреев очень крепкий фундамент: «скалы» — их выдающиеся праотцы и «холмы» — праведные праматери. Скалы и холмы формируют земную твердь. Точно так же Авраам, Ицхак, Яаков, Сара, Ривка, Рахель и Лея заложили духовную основу не только еврейского народа, но и всего человечества.

Билам понимал: если сыны Израиля были «зачаты» в святости, их души будут всегда стремиться к своему духовному Источнику. Даже если они иногда сбиваются с пути и блуждают, влекомые дальневосточным культом аскетизма или западными идолами материализма, их не постигнет тотальная ассимиляция. Пусть даже большинство отойдет, растворится, погибнет. Меньшинство продолжит путь к Источнику. Ведь мы, евреи, всегда и во все эпохи были «остатком» — «шеэрит-Исраэль».

Однако в провидческой фразе Билама есть и важное окончание: «… вот, народ этот отдельно живет и между народами не числится». Пока евреи берегут свою самобытность, свой особый стиль жизни и свою веру, Б-г хранит их. Но когда они пытаются ассимилироваться, происходит реакция отторжения. Другие народы начинают их преследовать, причем сила антисемитизма прямо пропорциональна попыткам евреев стать «такими, как все».

Когда евреи «отдельно живут»: не вступают в смешанные браки, не перенимают чужие нравы и обычаи, им ничто не угрожает.

Буквы еврейского алфавита содержат много тайн, помогающих раскрывать глубинные пласты Торы. В приведенном стихе есть слово «хейн» (вот). В данном контексте – «вот, народ этот отдельно живет» — оно кажется лишним. Зачем Б-г поставил его здесь?

«Хейн» состоит из двух букв – «хей» и «нун». Гематрия «хей» — 5, а «нун» — 50. Что интересного в этих цифрах и что в них общего?

В мистических источниках десятичные числа символизируют завершенность какого-то этапа или уровня. Чтобы получить десятичное число 10, надо сложить 9 и 1, или 2 и 8, или 3 и 7, или 4 и 6. Лишь одна цифра дает десятку без помощи извне, собственным удвоением. Это 5. Точно так же единственная цифра, дающая 100 при удвоении, – 50. Короче, «хейн» (вот) образовано из двух непарных цифр — 5 и 50, которые «отдельно живут» и между другими цифрами «не числятся».

«Хейн» — это еврейский народ. Когда евреи стремятся к полноте своего национального существования путем союза с себе подобными, они не уязвимы для своих врагов.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора