И согласно строгому регламенту. Кто так выступает? Правильно, ослица. Биламова. Впрочем, в конце главы и сам Билам, мастер проклятий, трижды заговорит языком благословения. Сам он, конечно, далеко не осёл, мужчина умный и опытный. Прошёл в жизни несколько стадий. Был истинным пророком Создателя, но, начав потакать страстям, опустился до роли колдуна. Однажды (в нашей главе) Творец снова поднимет волшебника до высшего пророчества и заставит его, убеждённого антисемита, восхвалить и благословить еврейский народ. Полагаю, скоро мы станем свидетелями аналогичных сцен. А пока, следуя за пояснениями Шаха, рассмотрим речь праматери официальных ораторов – знаменитой «валаамовой ослицы».
Для справки: в традиционной ивритской символике «осёл» — символ материальности, а «ослица» — грубой похоти. Так вот, некошерное тягловое животное произнесёт несколько фраз, и они повлияют на мировую историю. На наше понимание человеческой жизни. Речь её настолько значима, что мидраш упоминает «уста ослицы» среди десяти особых вещей, созданных перед первой Субботой. Назовём ещё две «мелочи» из списка: уста земли (поглотившей компанию Кораха) и имя Царя Машиаха…
Наиболее информативен сам факт «ослиной речи». «И открыл Г-сподь уста ослицы». Дал ей речевую способность и позволил говорить «от сих до сих», ни больше ни меньше. Меньше – непонятно. Больше? Если ослица расскажет про стоящего впереди ангела с обнажённым мечом, хозяин одумается и не отведает всего причитающегося ему позора. Нам открывается: всё в мире сотворено по воле Всевышнего и ради Его планов. Надо – и ослица заговорит. Надо – и злодей благословит.
Выучим ещё что-то. Например, юмор Создателя (иначе откуда взялось бы у нас чувство юмора). Разгневанный непослушанием ослицы пророк врезал палкой, а в ответ на жалобу «за что?» (я ведь тебя спасаю!) с чувством произнёс: «Да будь в моей руке меч – убил бы!». И тогда впереди появился ангел с обнажённым мечом… Хорохорься, грозись, хватайся за оружие… Через минуту откроется, в чьих руках на самом деле меч и что ждёт тебя самого?
Кстати, это очень оптимистичное послание! Псалом говорит: «Готовьте заговоры, враги Израиля, сговаривайтесь между собой – ничего у вас не выйдет!» Из недавних примеров – несоизмеримо малое число жертв от обстрелов «Хизбаллы» и ХАМАСа. Смерть в Пурим Сталина (1953), всё подготовившего для очередного «окончательного решения еврейского вопроса». И признание сирийского генерала, командовавшего войсками прорыва во время войны Судного дня (1973 г.). На недоуменный вопрос «Почему же вы тогда остановились?» (если бы сирийцы, имевшие почти в четыре раза больший перевес в танках и преимущество внезапности, тогда пошли вперёд, Израиля скорее всего не было бы), ответ последовал: «А что бы вы сделали?! Там же до неба стояли ангелы с мечами и приказывали остановиться!»
Увы, ангел иногда не сразу становится на пути несчастья. В той войне погибли больше двух с половиной тысяч евреев. А «успехи» Сталина ещё масштабнее… Почему? Точные детали, расчёты – только у Всевышнего. Но кое-что открыто.
Горе и боль двух последних веков – то, что среди «врагов Израиля» стало слишком много евреев – прямых потомков Яакова-Израиля. Вражда братьев перед приходом Машиаха не раз описана в Талмуде. Как и то, что будут у нас проблемы с потомками Ишмаэля – мусульманами. Последовательные монотеисты, они «развяжут войны по всему миру» (читай – террор, партизанщину). В ослеплении мечтая этим «идеально послужить Создателю». И у евреев-отступников, и у ишмаэльтян есть сила, это сила потомков Авраама. Они создают и «кормят» своих ангелов, ангелов гнева. Наша же работа – насколько это возможно, добиваться мира. В народе, с соседями… Хотя многим, привыкшим к бряцанию мечей и грозным возгласам политиков, это кажется «трусостью и малодушием». То ли дело обматерить — и в морду!
Рассказала ослица хозяину и про главное наше оружие – молитву. Упомянула «три регеля». «Регель», здесь переводимый как «раз» («три раза бил ты меня»), буквально означает «нога». А в Торе – праздники, на которые народ пешком собирался в Храм. Намекнула ослица, что сила евреев – праздники, во время которых мы сближаемся для общей радости и в общем святом служении. Становимся единым народом. И рассказала, что сила наша в молитве. Шах вскрывает значение слов «три ноги». Две ноги – на них стоит сам молящийся. Стоит сомкнувши ноги, и со стороны кажется, что нога одна. Подобно ангелам, о которых сказано у пророка Иехезкеля: «Ноги их – нога прямая». А перед молящимся стоит ангел, поддерживающий его в жизни и получающий силу от молитвы. Вот вам и «три ноги».
Возможно, ангел, остановивший Била-ма, был создан молитвой кого-то из праведников. Пусть скорее такие же ангелы, сотворённые молитвами святого народа, остановят всех любителей крови и проклятий!