Ленты памяти

В первые весенние дни я люблю прогуляться по Dag Hammarskjold Plaza — небольшому парку, расположенному в Манхэттене, неподалеку от прямоугольной коробки высотного здания штаб-квартиры Организации Объединенных Наций.

С этим местом у меня связана одна давняя история, но не об этом сейчас речь. Просто место там очень красивое.

И вот там, у края парка, упирающегося во Вторую авеню, на небольшой площадке я увидел абстрактную композицию, которую ее автор, известный французский скульптор Жан-Пьер Ривес, назвал «Ленты Памяти».

Ленты сооружены из широких стальных швеллеров, которые, как мне представляется, гнуть довольно трудно. Однако они скручены и загнуты полукольцами в разных направлениях, образуя нечто похожее на беспорядочную кучку упругих обрезков, сброшенных на пол со стола какой-нибудь швеи, завершившей работу над украшением лентами нарядного платья или венка.

Способность преодолевать сопротивление и гнуть свою линию несмотря ни на что у Жан-Пьера Ривеса, вероятно, в крови. Недаром до того как стать скульптором, он много лет был капитаном французской сборной по регби, которая под его водительством неоднократно добивалась выдающихся успехов, в том числе завоевывала Кубок шести наций и Большой шлем.

Закончив спортивные выступления, Ривес довольно быстро добился международного признания на новом поприще, создавая абстрактные скульптуры. Композицию, выставленную в Нью-Йорке, он посвятил памяти Мартина Лютера Кинга.

Глядя на «Ленты Памяти» Жан-Пьера Ривеса, которыми все жители и гости нашего города могут любоваться вплоть до середины июня, я вспомнил об абстрактной композиции Беверли Поппер, тоже сооруженной из металлических полос, но украшающей Нью-Йорк на постоянной основе. Она установлена под аркадой, идущей вдоль фасада небоскреба, расположенного по адресу 777 3-я авеню в Манхэттене. Свою конструкцию Беверли Поппер назвала «Контрапункт». Помню, я задумался тогда над тем, что же в этой скульптуре имеется от контрапункта, являющегося искусством сочетания нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих мелодий в одно гармоническое целое. С первого взгляда эта абстрактная композиция высотой где-то в пять с лишним метров из нескольких скрученных стальных полос показалась мне единым целым. Однако, приглядевшись, я понял, что это не так. «Контрапункт» состоит из двух частей. Более крупная, нижняя часть композиции является неподвижной и покоится на массивном блоке черного гранита. Меньшая же по размерам часть прикреплена к потолку аркады, находящейся перед фасадом здания, и медленно вращается благодаря специальному моторчику. Создается впечатление, что она постоянно и не спеша примеривается, как бы получше пристроиться на нижней части, поточнее в нее вписаться, вкрутиться или ввинтиться, чтобы слиться с нею в единое гармоничное целое и наконец-то успокоиться. Неугомонная верхняя часть композиции поворачивается к нижней то одним боком, то другим, и этот поиск все продолжается и продолжается, а решение никак не находится.

Массивное основание скульптуры спроектировано так, чтобы оно могло служить в качестве большой скамейки. Этой возможностью в теплое время года часто пользуются не только люди, работающие в небоскребе, но и многочисленные прохожие — чтобы поболтать друг с другом в обеденный перерыв, съесть сэндвич или выпить чашечку кофе.

Уроженка Нью-Йорка Беверли Поппер получила художественное образование в своем родном городе и в Париже. Выставляет свои работы с начала 60-х годов и с тех пор приобрела международную известность. Ее произведения имеются в музее Гиршгорна в Вашингтоне, в парижском Центре Помпиду, в музеях Флоренции и Барселоны. А скульптура, которую можно видеть около небоскреба на Третьей авеню, была заказана Беверли Поппер еще во время строительства здания в 1963 году, чтобы дополнить его строгий интернациональный архитектурный стиль контрастной деталью.

Рядом с «Контра-пунктом» под той же аркадой находится еще одно скульптурное произведение, названное его автором Теодором Керальди «Big Red Swing». Оно представляет собой качели, подвешенные на трех стальных тросах, прикрепленных к балкам на потолке аркады в фасадной части здания. Сделанные из стали в форме крышки рояля и покрашенные в ярко-красный цвет, качели могут двигаться вперед и назад, но не более чем на три дюйма в любом направлении. Их движение ограничено специальными резиновыми стопорами, для предотвращения чрезмерного раскачивания.

В общем, эти слегка колеблющиеся из стороны в сторону «Качели» в роли скамейки являются несомненным конкурентом для неподвижного черного гранитного блока, лежащего в основании «Контрапункта». Эти необычные места для сидения могут служить своеобразным тестом для людей, на них расположившихся. Для тех, у кого мрачное настроение, более притягательной может оказаться черная плита «Контрапункта», а тот, кто желает просто поболтать, погреться на солнышке и вслушаться в музыку весеннего дня, может пригласить свою подружку на ярко-красную, чуть покачивающуюся «крышку рояля».

Опубликовал: Борис РУБИН

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора