Время тощих коров

Фараон видит загадочные сны о семи тощих коровах, съедающих семь тучных коров, и семи тонких колосьях, поглотивших такое же количество крепких и полных колосьев. Призванный во дворец Йосеф объясняет эти сны: Египту предстоят семь лет изобилия и последующие семь лет неурожая. Он советует заготовить как можно больше зерна в первую семилетку. Фараон поручает эту задачу самому Йосефу, назначив его управляющим империи. Египет становится всемирной житницей. Тем временем Йосеф женится на Оснат, дочери Поти-Фера (Потифара), и у них рождаются сыновья Менаше и Эфраим. После недолгого процветания во всем регионе начинается засуха. Хлеб есть только в Египте. Яаков посылает туда сыновей из опустошенного голодом Ханаана. Йосеф сурово встречает гостей, обвиняет их в шпионаже. Продав им зерно, он берет в заложники Шимона и требует, чтобы они привели из дома младшего брата Биньямина: лишь тогда он поверит в их благонадежность. На обратном пути братья находят в своей поклаже ранее уплаченные ими деньги. Они мучаются неведением. Выслушав их рассказ, Яаков не соглашается отпустить Биньямина, но голод усиливается, Шимон томится в заточении, и отец вынужден уступить. Перед уходом в Египет Иегуда берет на себя личную ответственность за младшего брата. Йосеф принимает их с почетом, тайно плачет при виде Биньямина, но затем вновь велит слугам подложить братьям перед уходом уплаченные за хлеб деньги, а Биньямину — еще и свой кубок. Посланный вдогонку слуга находит кубок в вещах Биньямина. До сих пор не узнанный Йосеф обвиняет младшего брата в краже и в наказание объявляет его своим рабом. Иегуда предлагает себя вместо Биньямина, но Йосеф отказывается от замены.

«И вот выходят из реки семь коров, тучных и холеных, и пасутся в зарослях. И вот выходят за ними из реки семь других коров, тощих и невзрачных…» (41:2-3).

Наверное, самое трудное в жизни — это внести мудрость счастья в безысходность отчаяния. Ибо отчаяние и счастье как будто существуют в двух разных мирах, в разных, непересекающихся плоскостях реальности. Они разделены непроницаемой стеклянной перегородкой — как заключенный и его пришедшая на короткое свидание жена. Не имея возможности обменяться хотя бы парой слов, они старательно жестикулируют, пытаются объяснить что-то очень важное, но не понимают друг друга.

В начале сегодняшнего раздела Тора пересказывает вещие сны фараона. Из реки выходят семь коров, сильных, здоровых и холеных. Вслед за ними появляются семь других коров — полная противоположность первой семерке. Тощие, изможденные, голодные. И эти ужасные твари проглатывают тучных коров. Съедают их без остатка, но остаются все такими же тощими и противными.

Наша жизнь, как известно, похожа на полосатую зебру: минуты счастья сменяются периодами уныния и отчаяния. Счастлив тот, кто умеет использовать дни радости, счастливые дни, наполненные святостью и близостью к Б-гу для того, чтобы сохранить в сердце свет этой святости, чтобы встретить во всеоружии мрачные, серые будни. И тогда, даже в самые тяжелые минуты, он будет твердо знать, что свет не исчез, что он только спрятался. Кажется, что свет проглочен тьмой и больше никогда не появится. Но это заблуждение: свет лишь ушел в изгнание, и он вернется, обязательно вернется!

Создавая наш мир, Вс-вышний подарил ему уникальный свет, «Ор хагануз». Этот свет совершенно не похож на свет солнца и других светил. Его источник скрыт, не виден глазу. Но он освещает всю вселенную — от края и до края, соединяет все фрагменты Творения в единую гармоничную картину.

Это был свет высшей духовности, проникавший сквозь покровы таинства в глубины невидимого нам мира духа, раскрывал механизм управления вселенной. Б-г спрятал «Ор хагануз» через тридцать шесть часов после начала Творения, чтобы мировое зло не могло использовать его в своих интересах. И все же мы замечаем иногда отблески его восхитительного сияния.

В первый вечер Хануки мы зажигаем одну свечу, во второй вечер — две, в третий вечер — три и т. д. Получается, что всего за восемь дней праздника мы зажигаем тридцать шесть огней («шамаш», вспомогательная свеча не в счет).

Тридцать шесть свечей Хануки соответствуют первым тридцати шести часам Творения, в которые мир был наполнен Б-жественным светом «Ор хагануз».

Отчаяние и безысходность пытаются поглотить свет, исказить освещаемую этим светом правду и истинную реальность. Они хотят убедить нас, что счастливые дни проглочены черными днями, что свет навсегда исчез и мрачным будням не будет конца.

Борьба света и тьмы, оптимизма и отчаяния — главная идея сегодняшнего раздела Торы и Хануки. Семь тощих коров хотят показать, что холеные коровы бесследно исчезли, растворились в их желудках, что на лугу остались только они, убогие.

Точно так же народы мира хотят убедить нас, что у нас больше нет удела в этом мире, что Б-г отверг свой избранный народ и навсегда спрятал Свой волшебный свет, «Ор хагануз».

Но тощие коровы будут пастись на лугу лишь до тех пор, пока Б-г не вернет из изгнания справедливость и гармонию. У этих тварей нет самостоятельной силы. В один прекрасный день, уже очень скоро, сокрытый свет начала Творения снова воссияет в мире тьмы, и тогда эпоха правления тощих коров покажется мимолетным сном.

Испытание верности

«И он (слуга Йосефа) обыскал их, начиная со старшего и кончая младшим, и нашелся кубок в суме Биньямина» (44:12).

В обращении с братьями Йосеф проявил себя как блестящий стратег и тонкий психолог. Он не только умело сыграл свою роль вздорного и жестокого правителя, но и заставлял братьев вести себя именно так, как ему хотелось. Каждое его действие и каждое слово отмечены печатью гениальности.

И все-таки одно обстоятельство кажется странным. Почему Йосеф подложил свой серебряный кубок именно Биньямину? Зачем вообще потребовался этот фокус с кубком? Ведь Биньямин не участвовал в продаже Йосефа. К тому же он был его единственным полным братом. Они родились у одной матери — Рахели.

«Ор ха-Хаим» (рабби Хаим бен Аттар, XVIII век, Италия — Иерусалим) дает три объяснения. Во-первых, Йосеф хотел искупить грех кражи, в котором были виновны его братья, когда продали его в рабство. Они были пристыжены, когда посланник Йосефа нашел кубок в их вещах. Унижение Йосефа было нейтрализовано их стыдом: мера за меру.

Во-вторых, Йосеф решил испытать их — проверить, готовы ли они рисковать своей жизнью ради спасения Биньямина (сына Рахели). Их самоотверженность и любовь к Биньямину должны были искупить отсутствие тех же чувств к юному Йосефу.

И, наконец, с помощью инсценированной кражи Йосеф хотел напомнить братьям о настоящей краже. Ведь они похитили его из родительского дома и продали в рабство за двадцать сребреников. Кубок, обнаруженный в сумке Биньямина, должен был навести их на мысль, что во дворце египетского правителя кто-то знает об их прошлом. Еще во время их совместного обеда Йосеф «подбросил» им несколько красноречивых намеков.

Что и говорить, объяснения убедительные. Но «Ор ха-Хаим» не ответил на главный вопрос, почему жертвой стал Биньямин. Ведь он был совершенно невиновен в грехе братьев. Так почему все-таки кубок оказался в его суме?

«Ор ха-Хаим» говорит, среди прочего, что Йосеф хотел проверить реакцию братьев на арест Биньямина. Захотят ли они спасти Биньямина от такой же участи, на которую сами обрекли старшего сына Рахели?

А, собственно, почему бы им и не защитить его? В конце концов, они ненавидели Йосефа не за то, что он был сыном Рахели, любимой жены их отца Яакова, — а за его поведение. К Биньямину же у них не было претензий.

Нет, Йосеф все точно рассчитал. Его кубок оказался в суме Биньямина не случайно. Он знал, что братья обвинят Биньямина в воровстве. Так и случилось. Мидраш сообщает, что рассерженные братья ударили его между лопаток и назвали вором, сыном воровки, напомнив, как Рахель похитила идолов своего отца Лавана (см. раздел «Ваеце»). Яблоко от яблони недалеко падает.

По логике вещей, они должны были возненавидеть Биньямина, как много лет назад возненавидели Йосефа. Ведь он совершил нечто ужасное: поставил их в неловкое положение, опозорил всю семью. Да, испытание было точно рассчитанным. И братья с честью выдержали его. Они не только не возненавидели Биньямина, а наоборот, готовы были пожертвовать жизнью ради его спасения.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора