На уроке Талмуда в московском синагоге на Архипова.
Недавний праздник Симхат Тора я провел в одной из синагог Иерусалима. Год назад в этот день началась война, которая принесла много боли Израилю, а захваченные тогда заложники все еще находятся в руках террористов ХАМАСа.
Обычно в праздник Симхат Тора в синагогах радуются, поют и танцуют со свитками Торы в руках. На этот раз веселые песни чередовались с печальными, с мольбой о возвращении заложников. Во время поминальной молитвы Изкор вспоминали погибших в этой войне наряду с жертвами Холокоста и других войн Израиля.
Тем не менее общая атмосфера была радостной; даже в годовщину трагедии в праздник евреи пели и танцевали.
Почему же евреи вопреки трагическим событиям не сидят в трауре, а радуются своему празднику?
Я решил обсудить этот вопрос с Носоном Вершубским, в прошлом – узником советских лагерей. Ему приходилось отмечать еврейские праздники в заточении.
(Предлагаю дать его фото под которым эта информация)
Носон Вершубский — узник Сиона в СССР, раввин и автор книги воспоминаний «Осторожно, двери открываются!». Родился в 1963 году в Москве. В 18 лет пришел к соблюдению заповедей. В 1984 был арестован по сфабрикованному обвинению о краже книг из синагоги, отсидел два года. Эмигрировал из СССР в 1987 году, учился в американских иешивах. С 1992 года преподавал в Бруклине, Лейквуде в Нью-Джерси, Москве. В 2000-х был раввином в Воронеже, Каунасе и Клайпеде. В последнее время активно интересуется историей еврейской музыки, выступает с лекциями, поет, аккомпанирует себе на гитаре.
Урок Торы для детей.
-Восемь тюрем, три лагеря… Как вы смогли выжить? Вы, человек с опытом узника, что бы вы могли “мысленно” передать нашим пленникам, которые находятся в туннелях ХАМАСа?
– Это страшная трагедия. Нет слов, нельзя это выразить словами. Мы надеемся, что они живы. Мы молимся об их возвращении. Единственная параллель из моего опыта — эти трагедии нас очень объединяют. Вы вспомните, какие были распри, демонстрации накануне нападения, насколько мы были разобщены! И эта страшная трагедия нас снова собрала вместе.
То же самое в другом масштабе, в другой ситуации мы чувствовали тогда в СССР. Когда кого-то из нас сажали, то все евреи были вместе, и сионисты, и религиозные и антирелигиозные. Мы все молились за узников Сиона, читали за них псалмы — тегилим.
– Как может радоваться человек в советском ГУЛАГе или в туннеле ХАМАСа? Я хочу вспомнить слова Торы «Плохо человеку быть одному». Имеется в виду состояние одиночества без Б-га. У вас в лагере было ощущение, что вы не один?
– Я видел, к величайшему сожалению, людей, которые ломались физически, ломались духовно, ломались большинство из тех, кто туда попадал. Что дало мне силы? Постоянное, с первого шага в камеру, ощущение, что Всевышний за моей спиной, Всевышний меня сюда привел, и Всевышний меня отсюда выведет. Что у этой драмы есть Режиссер, и он знает лучше меня, чем эта драма началась и чем она закончится, по каким пунктам она пройдет. И я просто отдаю себя в руки Всевышнего. Слишком больно Он мне не сделает, слишком больших испытаний Он мне не пошлет, Он точно знает, сколько я могу вынести.
Фестиваль бардовской песни.
– Вам в заключении удавалось отмечать праздники?
– Это было чудо. Песах у меня был каждый год, и в Песах была маца. И в первый раз, когда я был не просто в тюрьме, а в психиатрической внутри тюремной больнице, у меня была маца и даже изюмное вино. В Рош Хашана на второй год у меня был шофар! Может, они там думали, что какой-то зверь воет, а я за бараком на рассвете, до работы, трубил в шофар. А в Суккот однажды жена приехала на свидание с набором из четырых растений, и я произнес благословение — браху. Эти четыре вида растений символизируют единство еврейского народа. Мы разные, как эти растения, и мы вместе, одним пучком.
– И при этом все нужны друг другу. В изгнании мы сеем семена будущего освобождения. Именно там, где страдания, там, где проливается кровь, там, где война, еврей не сдается, а продолжает верить, он превращает тьму в свет. А посеянные семена, как царь Давид сказал, «сеем – плачем, пожинаем – радуемся».
– Есть разные определения, кто такой еврей. Мне очень близко определение Рамбама, что еврей – это тот, кто вместе с еврейским народом в радостях и бедах. Трагедию еврейского народа он переживает как свою собственную трагедию, и радость — как свою собственную радость. И мое благословение нам всем: чтобы мы ощущали трагедии еврейского народа вместе, чтобы это нас объединяло, и чтоб у нас было больше радости.
Кстати, должен признаться, что у меня новое увлечение. Летом выступал на музыкальном фестивале Jetlag с лекцией «Еврейская музыкальная культура. Рассказывал о древних еврейских мелодиях в Upstate New York. Нам известны мелодии, которым больше 2000 лет, левиты их пели еще в Иерусалимском Храме.
– Мы с вами общались несколько лет назад, и вы говорили, что начинаете осваивать гитару…
– В 60 лет тоже можно учиться! Я вам расскажу одну историю.
В 12 лет ребенком я увлекся туризмом – палатка, рюкзак, поход, костер. И у костра обязательно кто-то с гитарой. Я всегда смотрел снизу вверх на любого, кто умеет пальцы на грифе держать.
Что случилось в 60 лет? Ковид. Я полетел в Москву, чтобы читать там “Свиток Эстер”, и застрял на полгода! Я был заперт в квартире, где было три гитары, фортепиано, скрипка и флейта.
Я взял гитару. В ютубе нашел аккорды. Первое, что я начал петь, это то, чего в детстве был лишен – песни Окуджавы. Друзья мне посоветовали взять «окуджавскую» гитару. Это шестиструнная гитара, но со строем семиструнной, и настроенная на тон ниже. Оказалось, что эта гитара великолепно подходит и для блатной тематики, и для еврейской тематики.
Я играю и на 12-струнной гитаре окуджавского строя. У меня ощущение, что эта гитара открытого мажорного строя ближе к храмовым инструментам. Опять вы спросите: откуда я знаю, меня же там не было? Вот так, интуиция. Голос крови. Мне кажется, десятиструнная гитара была бы ближе всего к тому музыкальному инструменту, который был в Храме.
– Сегодня вы играете… благодаря ковиду. Всевышний нам говорит: «Я, и лишь я, могу утешить». Потому что Он может в какой-то момент раскрыть нам то, из-за чего мы страдали, но на самом деле содержало внутренний свет. Что вы думаете о радостном празднике Симхат Тора, который отмечался в годовщину трагедии?
— У меня все делится на до 7 октября и после 7 октября, потому что так близко беда еще не подбиралась. И, тем не менее, мы это переживем и выйдем победителями только потому, что мы вместе. Нас объединяют наши праздники и наша Тора. Симхат Тора – это радость Торы. Только Тора может нас объединить!
Если бы не Тора, нас бы к 7 октября не было, не было бы памяти о нас. Но то, что нас держало вместе веками, то позволит нам выстоять и в этом. Чем больше нас бьют, тем более едиными мы себя чувствуем.
– То есть, не только мы хранили Тору, но в еще большей степени Тора хранила, хранит и будет хранить нас. Именно потому мы радуемся в день ее дарования, в праздник Симхат Тора.
В каком-то смысле Симхат Тора – это также радость предчувствия будущей победы, будущего прихода Машиаха. Это свет из будущего. Если все еврейские праздники отмечают исторические события: исход из Египта, Дарование Торы, блуждание по пустыне, то Симхат Тора – праздник, обращенный из будущего. Это вера в то, что все будет хорошо, несмотря ни на что.
Беседовал Лев Кацин
Уважаемый раввин распевает песни коммуниста Окуджавы и травит байки о единстве узников и охранников ГУЛАГа перед лицом невзгод, посылаемвх Всевышним.
Массовое увлечение иудейских проповедников проповедованием репрессивной антирелигиозной марксистской идеологии является уникальным явлением в мировой истории религий.