Современная наука дала нам в руки интересные возможности.
Исследователи работы головного мозга научились выделять зоны мозга, отвечающие за разные функции нашего организма: внимание, логику, ориентацию в пространстве и др.
Современные приборы позволяют выяснить, какие зоны мозга активны при определенных видах деятельности.
Научившись следить за активностью мозга, ученые решили взглянуть «в глубь» процесса молитвы и медитации. В Пенсильванском университете группа ученых под руководством Андрэ Ньюберга изучала работу мозга, вовлеченного в эти духовные процессы. Результаты исследований были описаны в нескольких книгах, в частности в книге «Мистический разум» (Mystical mind) и др.
Во время молитвы «профессионалов» приборами была отмечена повышенная активность в зонах мозга, отвечающих за намерение, волю и способность к фокусированию внимания.
Кроме этого, ученые сделали интересное открытие.
У человека есть в мозгу зона «ориентации-ассоциации». Эта часть мозга позволяет нам ориентироваться в мире, давая нам ощущение границ между нами и окружающим миром.
В обычной жизни эта зона достаточно активна. Ученые обнаружили, что во время молитвы эта зона резко уменьшает свою активность. У ученых возникла гипотеза, что чувство единства с миром («снятие» границ) является одним из важных состояний, присутствующих в молитве.
Откровенно говоря, в нашей еврейской молитве мы очень часто фокусируемся на произнесении слов (в лучшем случае), и чувство единства с миром не всегда является доминирующим в нашей молитве.
Рассмотрим важные выводы из этой информации.
Этапы развития
Человек в течение жизни проходит три этапа в своем отношении к миру. Эти этапы подобны известной философской триаде: тезис-антитезис-синтез.
В младенчестве ребенок не ощущает своего отличия от мира. Ему кажется, что мир — это продолжение его самого (единство). В год ребенок начинает передвигаться по дому, и родители запрещают ему трогать разные вещи. Это — первый шаг к осознанию отделенности себя от мира. В три года (второй возрастной кризис) зарождается эго, что еще более укрепляет отделение личности от мира. В семь лет начинает формироваться критическое мышление.
Если человек живет в светской парадигме, то его отделенность от мира будет все более усугубляться, «питая» эго. Если же человек развивается в духовном направлении, то он начинает искать пути преодоления этого разделения.
Первый этап единства мира (тезис) — мифологический. Второй этап разделенности (антитезис) — критический. Третий этап поиска нового единства (синтез) — мистический.
В еврейской традиции третий этап проходит две стадии.
В тринадцать лет (Бар-мицва) человек «включает» механизм мицвот (заповедей), которые являются инструментами, «прокладывающими путь» к единству.
В сорок лет человек имеет возможность совершить «путь к единству», доминирующий в его жизни (стать «хозяином пути»).
Б-г и единство мира
Как происходит процесс единения с миром в еврейской традиции?
Мы считаем, что наша жизнь — это диалог двух «сознаний». Мы утверждаем, что у мира есть сознание, и это сознание и есть Б-г.
Когда к человеку обращаются с просьбой, то апеллируют к его сознанию, а «выполняет просьбу» — тело. Точно так же, когда я обращаюсь к Вс-вышнему, то просьба «выполняется» «телом» Вс-вышнего — окружающим миром.
Таким образом, через Б-га человек становится связанным со всем миром.
В обычной жизни нам непросто удерживать эту мысль в своем сознании.
Когда мы молимся, очень важно сфокусироваться именно на этой идее. Более того, когда мы произносим слова (особенно на святом языке — иврите), мы можем осознавать, что произнесение этих слов соединяет наше сознание с сознанием мира, уменьшая «плотность» отделяющей нас от мира «оболочки» (клипы). Эта практика является одним из видов двекута — «присоединения» к Б-жественному. Мы чувствуем, что значит использовать речь для связи с
Б-жественным. И, кстати, то, что нам при этом не надо придумывать слова (мы читаем в еврейской молитве готовые тексты), позволит больше внимания уделять идее двекута.
Как следствие наших «усилий» в молитве, мы сможем увидеть реальное изменение в наших жизнях. «Сознание мира услышит» нас и предоставит нам новые возможности самореализации.
Опубликовал: Рав Меир БРУК