На восьмой день освящения передвижного Храма, Мишкана, первосвященник Аарон приносит по указанию Моше серию жертв от себя, своих сыновей и народа. Аарон и Моше благословляют евреев, и, к всеобщему ликованию, «явилась Слава Б-га всему народу». Но затем происходит трагедия: сыновья Аарона, Надав и Авигу, погибают от небесного огня в наказание за попытку совершить не предусмотренное ритуалом действие. Урок ясен: в храмовой службе, как и в любом другом виде служения Тв-рцу, надо строго выполнять Его указания, ничего не добавляя и не убавляя. Моше утешает скорбящего брата и учит коэнов мерам безопасности в Храме и правилам поведения в случае смерти близкого родственника. Далее Тора сообщает два признака кошерности млекопитающих: они должны иметь раздвоенные копыта и отрыгивать жвачку. Перечислены некошерные животные, имеющие только один из этих признаков (включая свинью). Из рыб годятся для еды только те виды, у которых есть плавники и чешуя. Названы 20 видов запрещенных в пищу птиц. Описана процедура ритуального очищения после контакта с «нечистыми тварями». Б-г призывает сынов Израиля: «Будьте же святы — ибо свят Я». Такая святость, выраженная в отделенности от других народов, достигается, среди прочего, соблюдением законов кашрута.
«И было, на восьмой день призвал Моше Аарона, и сыновей его, и старейшин Израиля» (9:1).
Моше был первым человеком, построившим Святилище для «Шехины», концентрированного Б-жественного присутствия, причем он ставил передвижной Храм, Мишкан, не один, а целых восемь раз. Семь дней он собирал и разбирал его, а на восьмой день воздвиг окончательно.
Для чего требовалась столь сложная и длительная процедура?
Но прежде зададим другой, более общий вопрос: зачем Б-г сотворил мир?
Б-г создал мир, чтобы поместить в него «Шехину», Свое присутствие. Когда Он творил мир, Его присутствие пронизывало каждую частичку этого мира. Однако разрушительные действия человека в духовной сфере постепенно, шаг за шагом, вытесняли «Шехину», пока она не вернулась на «Седьмое небо».
Когда мир окончательно скатился в бездну порока, на свет появились семь духовных гигантов: Авраам, Ицхак, Яаков, Леви, Кехат (сын Леви), Амрам (внук Леви) и Моше (сын Амрама).
Даровав Тору евреям на горе Синай, Вс-вышний «вернулся» в физический мир, как сказано в разделе «Итро»: «И сошел Б-г на гору Синай» (Шмот, 19:20). Но очень скоро еврейский народ «изменил» Б-гу с Золотым тельцом, и «Шехина» снова отступила на Седьмое небо. Великому пророку стоило немалого труда вымолить прощение у Вс-вышнего.
Духовное исцеление мира в семи поколениях праведников от Авраама до Моше и обусловленное этим исцелением возвращение «Шехины» приняли конкретную форму в семикратной сборке Мишкана, проведенной Моше-рабейну в течение семи дней. Но и эти семь дней не привели к полному духовному перелому. Память о Золотом тельце была еще свежа и грозила новыми эксцессами.
Лишь на восьмой день, когда Моше окончательно поставил Мишкан, в мире произошло полное духовное исцеление: Мишкан утвердился на земле, и в него вселилось Б-жественное присутствие.
Вот почему в Талмуде сказано: «В день, когда Мишкан был окончательно собран, Б-г радовался так же, как в день сотворения неба и земли». Именно в тот восьмой день была достигнута цель творения: Тв-рец вселенной «вселился» в свою земную обитель.
Великолепная семерка
Говоря о цифре 7, следует помнить, что она занимает центральное место в еврейской традиции. Семерка связана с выполнением многих заповедей, в первую очередь, соблюдением субботы, Шмиты и Йовеля. Мы освящаем седьмой день недели — Шаббат, седьмой год — Шмиту и седьмой семилетний цикл — Йовель. Песах и Суккот тоже отмечаются семь дней, и даже четыре вида растений, которые возносят в дни Суккот, тоже состоят из семи частей: один лулав, один этрог, две веточки аравот и три ветки хадасим.
Семерка остается с нами и в радости, и в горе. За каждой свадьбой следует семидневный период торжеств — «шева брахот», а после смерти еврея его близкие скорбят семь дней — сидят «шиву». Даже злодей Билам, безуспешно пытавшийся проклясть евреев, принес жертвы на семи жертвенниках.
Освящение передвижного Храма, Мишкана, продолжалось тоже семь дней, как сказано в разделе «Цав»: «И от входа в Шатер Откровения не отходите семь дней, пока не пройдут дни посвящения вашего, ибо семь дней продлится обряд вашего посвящения» (8:33).
Как уже говорилось, семь дней освящения Храма соответствуют семи дням творения. Но почему тогда Аарон был посвящен в должность Первосвященника не на седьмой, а на восьмой день? Потому что «Коэн-гадоль» занимал уникальное место в Храме: он служил Единому Б-гу, и цифра 8, которая следует за 7, как будто повторяет первую цифру 1 в следующем семизначном цикле, неся в себе такую же символику, что и единица: Б-г — один, и Первосвященник, самый близкий к Нему из людей, — тоже один.
Коготь и желудок
«Только этих не ешьте из отрыгивающих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, который отрыгивает жвачку, но не имеет раздвоенных копыт…, и дамана (вид кролика), который также отрыгивает жвачку, но нет у него раздвоенных копыт…, и зайца, потому что, хотя он и отрыгивает жвачку, но нет у него раздвоенных копыт…, и свинью, хотя копыта ее раздвоены и расщеплены, но не отрыгивает она жвачку…» (11:4-7).
Мудрецы древности рабби Йоханан и рабби Элазар говорили, что люди, жившие в эпоху Первого Храма, совершали открытые грехи: поклонялись идолам, совершали убийства и прелюбодеяния. Поэтому конец их изгнания в Вавилоне тоже был «открыт»: они знали, что вернутся в Эрец Исраэль через семьдесят лет.
Зато в эпоху Второго Храма евреи грешили «закрыто», тайно: они выполняли предписания Торы, но питали друг к другу «беспричинную ненависть». За это конец их изгнания не был им сообщен.
Сообщив эту зависимость, рабби Йоханан добавил: «Коготь первых предпочтительнее желудка вторых» (трактат Йома, 9-б).
Виленский Гаон так поясняет скрытый смысл этой талмудической метафоры. Четыре некошерных животных, перечисленные в сегодняшнем разделе Торы (верблюд, кролик, заяц и свинья) символизируют четыре исторические цивилизации, которые порабощали еврейский народ: верблюд — это Вавилон, кролик — Персия и Мидия, заяц — Греция, и, наконец, свинья представляет Рим (Эдом). Первые три животных и соответствующие им цивилизации указывают на Первый Храм, свинья и Рим — на Второй Храм, до сих пор лежащий в руинах.
Признак нечистоты верблюда, кролика и зайца — раздвоенные копыта — виден всем, а нечистота свиньи скрыта от глаза в ее желудке, не способном отрыгивать жвачку, хотя у нее есть раздвоенные копыта, которые она лицемерно демонстрирует, стремясь выдать себя за кошерное животное.
Отсюда следует вывод. Открыто грешившие евреи периода Первого Храма были поочередно отданы трем сменявшим друг друга царствам, которые не скрывали своих злодейских наклонностей и первобытного варварства. Поэтому мудрецы сравнивают эти царства с тремя некошерными животными, имевшими открытые признаки нечистоты.
В последующую эпоху Второго Храма евреи вели себя «по-свински»: выставляя напоказ свою благочестивость, они строили козни друг другу, и за это оказались в руках потомков Эсава — римлян и их преемников, народов Европы, которые, подобно свинье, любят демонстрировать свою культурную «кошерность», утонченную просвещенность, но внутри насквозь порочны и злы. Те страдания, которые они причинили евреям, включая чудовищный геноцид в период Второй мировой войны, не идут ни в какое сравнение с преследованиями в период Первого Храма. Поистине «коготь» лучше «желудка».