Возвращение после измены

На восьмой день освящения передвижного Храма, Мишкана, первосвященник Аарон приносит по указанию Моше серию жертв от себя, своих сыновей и народа. Аарон и Моше благословляют евреев, и, к всеобщему ликованию, «явилась Слава Б-га всему народу». Но затем происходит трагедия: сыновья Аарона, Надав и Авигу, погибают от небесного огня в наказание за попытку совершить не предусмотренное ритуалом действие. Урок ясен: в храмовой службе, как и в любом другом виде служения Тв-рцу, надо строго выполнять Его указания, ничего не добавляя и не убавляя. Моше утешает скорбящего брата и учит коэнов мерам безопасности в Храме и правилам поведения в случае смерти близкого родственника. Далее Тора сообщает два признака кошерности млекопитающих: они должны иметь раздвоенные копыта и отрыгивать жвачку. Перечислены некошерные животные, имеющие только один из этих признаков (включая свинью). Из рыб годятся для еды только те виды, у которых есть плавники и чешуя. Названы 20 видов запрещенных в пищу птиц. Описана процедура ритуального очищения после контакта с «нечистыми тварями». Б-г призывает сынов Израиля: «Будьте же святы — ибо свят Я». Такая святость, выраженная в отделенности от других народов, достигается, среди прочего, соблюдением законов кашрута.

«И бы­ло, на вось­мой день при­звал Мо­ше Ааро­на, и сы­но­вей его, и ста­рей­шин Изра­и­ля» (9:1).

Мо­ше был пер­вым че­ло­ве­ком, по­стро­ив­шим Свя­ти­ли­ще для «Ше­хи­ны», кон­цен­т­ри­ро­ван­но­го Б-жес­т­вен­но­го при­сут­ст­вия, при­чем он ста­вил пе­ре­движ­ной Храм, Миш­кан, не один, а це­лых во­семь раз. Семь дней он со­би­рал и раз­би­рал его, а на вось­мой день воз­двиг окон­ча­тель­но.

Для че­го тре­бо­ва­лась столь слож­ная и дли­тель­ная про­це­ду­ра?

Но преж­де за­да­дим дру­гой, бо­лее об­щий во­прос: за­чем Б-г со­тво­рил мир?

Б-г соз­дал мир, что­бы по­мес­тить в не­го «Ше­хи­ну», Свое при­сут­ст­вие. Ког­да Он тво­рил мир, Его при­сут­ст­вие про­ни­зы­ва­ло каж­дую час­тич­ку это­го ми­ра. Одна­ко раз­ру­ши­тель­ные дей­ст­вия че­ло­ве­ка в ду­хов­ной сфе­ре по­сте­пен­но, шаг за ша­гом, вы­тес­ня­ли «Ше­хи­ну», по­ка она не вер­ну­лась на «Седь­мое не­бо».

Ког­да мир окон­ча­тель­но ска­тил­ся в без­дну по­ро­ка, на свет по­яви­лись семь ду­хов­ных ги­ган­тов: Авра­ам, Ицхак, Яаков, Ле­ви, Ке­хат (сын Ле­ви), Амрам (внук Ле­ви) и Мо­ше (сын Амра­ма).

Да­ро­вав То­ру ев­ре­ям на го­ре Си­най, Вс-выш­ний «вер­нул­ся» в фи­зи­чес­кий мир, как ска­за­но в раз­де­ле «Итро»: «И со­шел Б-г на го­ру Си­най» (Шмот, 19:20). Но очень ско­ро ев­рей­ский на­род «из­ме­нил» Б-гу с Зо­ло­тым тель­цом, и «Ше­хи­на» сно­ва от­сту­пи­ла на Седь­мое не­бо. Ве­ли­ко­му про­ро­ку сто­и­ло не­ма­ло­го тру­да вы­мо­лить про­ще­ние у Вс-выш­не­го.

Ду­хов­ное ис­це­ле­ние ми­ра в се­ми по­ко­ле­ни­ях пра­вед­ни­ков от Авра­а­ма до Мо­ше и об­ус­лов­лен­ное этим ис­це­ле­ни­ем воз­вра­ще­ние «Ше­хи­ны» при­ня­ли кон­к­рет­ную фор­му в се­ми­крат­ной сбор­ке Миш­ка­на, про­ве­ден­ной Мо­ше-ра­бей­ну в те­че­ние се­ми дней. Но и эти семь дней не при­ве­ли к пол­но­му ду­хов­но­му пе­ре­ло­му. Па­мять о Зо­ло­том тель­це бы­ла еще све­жа и гро­зи­ла но­вы­ми эк­с­цес­са­ми.

Лишь на вось­мой день, ког­да Мо­ше окон­ча­тель­но по­ста­вил Миш­кан, в ми­ре про­изо­шло пол­ное ду­хов­ное ис­це­ле­ние: Миш­кан утвер­дил­ся на зем­ле, и в не­го все­ли­лось Б-жес­т­вен­ное при­сут­ст­вие.

Вот по­че­му в Тал­му­де ска­за­но: «В день, ког­да Миш­кан был окон­ча­тель­но со­бран, Б-г ра­до­вал­ся так же, как в день со­тво­ре­ния не­ба и зем­ли». Имен­но в тот вось­мой день бы­ла дос­тиг­ну­та цель тво­ре­ния: Тв-рец все­лен­ной «все­лил­ся» в свою зем­ную оби­тель.

Ве­ли­ко­леп­ная се­мер­ка

Го­во­ря о циф­ре 7, сле­ду­ет пом­нить, что она за­ни­ма­ет цен­т­раль­ное мес­то в ев­рей­ской тра­ди­ции. Се­мер­ка свя­за­на с вы­пол­не­ни­ем мно­гих за­по­ве­дей, в пер­вую оче­редь, со­блю­де­ни­ем суб­бо­ты, Шми­ты и Йо­ве­ля. Мы освя­ща­ем седь­мой день не­де­ли — Шаб­бат, седь­мой год — Шми­ту и седь­мой се­ми­лет­ний цикл — Йо­вель. Пе­сах и Сук­кот то­же от­ме­ча­ют­ся семь дней, и да­же че­ты­ре ви­да рас­те­ний, ко­то­рые воз­но­сят в дни Сук­кот, то­же со­сто­ят из се­ми час­тей: один лу­лав, один эт­рог, две ве­точ­ки ара­вот и три вет­ки ха­да­сим.

Се­мер­ка оста­ет­ся с на­ми и в ра­дос­ти, и в го­ре. За каж­дой свадь­бой сле­ду­ет се­ми­днев­ный пе­ри­од тор­жеств — «ше­ва бра­хот», а по­сле смер­ти ев­рея его близ­кие скор­бят семь дней — си­дят «ши­ву». Да­же зло­дей Би­лам, без­ус­пеш­но пы­тав­ший­ся про­клясть ев­ре­ев, при­нес жер­т­вы на се­ми жер­т­вен­ни­ках.

Освя­ще­ние пе­ре­движ­но­го Хра­ма, Миш­ка­на, про­дол­жа­лось то­же семь дней, как ска­за­но в раз­де­ле «Цав»: «И от вхо­да в Ша­тер От­кро­ве­ния не от­хо­ди­те семь дней, по­ка не прой­дут дни по­свя­ще­ния ва­ше­го, ибо семь дней про­длит­ся об­ряд ва­ше­го по­свя­ще­ния» (8:33).

Как уже го­во­ри­лось, семь дней освя­ще­ния Хра­ма со­от­вет­ст­ву­ют се­ми дням тво­ре­ния. Но по­че­му тог­да Аарон был по­свя­щен в дол­ж­ность Пер­во­свя­щен­ни­ка не на седь­мой, а на вось­мой день? По­то­му что «Ко­эн-га­доль» за­ни­мал уни­каль­ное мес­то в Хра­ме: он слу­жил Еди­но­му Б-гу, и циф­ра 8, ко­то­рая сле­ду­ет за 7, как буд­то по­вто­ря­ет пер­вую циф­ру 1 в сле­ду­ю­щем се­ми­знач­ном цик­ле, не­ся в се­бе та­кую же сим­во­ли­ку, что и еди­ни­ца: Б-г — один, и Пер­во­свя­щен­ник, са­мый близ­кий к Не­му из лю­дей, — то­же один.

Ко­готь и же­лу­док

«Толь­ко этих не ешь­те из от­ры­ги­ва­ю­щих жвач­ку и име­ю­щих раз­д­во­ен­ные ко­пы­та: вер­б­лю­да, ко­то­рый от­ры­ги­ва­ет жвач­ку, но не име­ет раз­д­во­ен­ных ко­пыт…, и да­ма­на (вид кро­ли­ка), ко­то­рый так­же от­ры­ги­ва­ет жвач­ку, но нет у не­го раз­д­во­ен­ных ко­пыт…, и зай­ца, по­то­му что, хо­тя он и от­ры­ги­ва­ет жвач­ку, но нет у не­го раз­д­во­ен­ных ко­пыт…, и сви­нью, хо­тя ко­пы­та ее раз­д­во­е­ны и рас­щеп­ле­ны, но не от­ры­ги­ва­ет она жвач­ку…» (11:4-7).

Муд­ре­цы древ­нос­ти раб­би Йо­ха­нан и раб­би Эла­зар го­во­ри­ли, что лю­ди, жив­шие в эпо­ху Пер­во­го Хра­ма, со­вер­ша­ли от­кры­тые гре­хи: по­кло­ня­лись идо­лам, со­вер­ша­ли убий­ст­ва и пре­лю­бо­де­я­ния. По­это­му ко­нец их из­гна­ния в Ва­ви­ло­не то­же был «от­крыт»: они зна­ли, что вер­нут­ся в Эрец Исра­эль че­рез семь­де­сят лет.

За­то в эпо­ху Вто­ро­го Хра­ма ев­реи гре­ши­ли «за­кры­то», тай­но: они вы­пол­ня­ли пред­пи­са­ния То­ры, но пи­та­ли друг к дру­гу «бес­при­чин­ную не­на­висть». За это ко­нец их из­гна­ния не был им со­об­щен.

Со­об­щив эту за­ви­си­мость, раб­би Йо­ха­нан до­ба­вил: «Ко­готь пер­вых пред­поч­ти­тель­нее же­луд­ка вто­рых» (трак­тат Йо­ма, 9-б).

Ви­лен­ский Га­он так по­яс­ня­ет скры­тый смысл этой тал­му­ди­чес­кой ме­та­фо­ры. Че­ты­ре не­ко­шер­ных жи­вот­ных, пе­ре­чис­лен­ные в се­го­дняш­нем раз­де­ле То­ры (вер­б­люд, кро­лик, за­яц и сви­нья) сим­во­ли­зи­ру­ют че­ты­ре ис­то­ри­чес­кие ци­ви­ли­за­ции, ко­то­рые по­ра­бо­ща­ли ев­рей­ский на­род: вер­б­люд — это Ва­ви­лон, кро­лик — Пер­сия и Ми­дия, за­яц — Гре­ция, и, на­ко­нец, сви­нья пред­став­ля­ет Рим (Эдом). Пер­вые три жи­вот­ных и со­от­вет­ст­ву­ю­щие им ци­ви­ли­за­ции ука­зы­ва­ют на Пер­вый Храм, сви­нья и Рим — на Вто­рой Храм, до сих пор ле­жа­щий в ру­и­нах.

При­знак не­чис­то­ты вер­б­лю­да, кро­ли­ка и зай­ца — раз­д­во­ен­ные ко­пы­та — ви­ден всем, а не­чис­то­та сви­ньи скры­та от гла­за в ее же­луд­ке, не спо­соб­ном от­ры­ги­вать жвач­ку, хо­тя у нее есть раз­д­во­ен­ные ко­пы­та, ко­то­рые она ли­це­мер­но де­мон­ст­ри­ру­ет, стре­мясь вы­дать се­бя за ко­шер­ное жи­вот­ное.

Отсю­да сле­ду­ет вы­вод. От­кры­то гре­шив­шие ев­реи пе­ри­о­да Пер­во­го Хра­ма бы­ли по­оче­ред­но от­да­ны трем сме­няв­шим друг дру­га цар­ст­вам, ко­то­рые не скры­ва­ли сво­их зло­дей­ских на­клон­нос­тей и пер­во­быт­но­го вар­вар­ст­ва. По­это­му муд­ре­цы срав­ни­ва­ют эти цар­ст­ва с тре­мя не­ко­шер­ны­ми жи­вот­ны­ми, имев­ши­ми от­кры­тые при­зна­ки не­чис­то­ты.

В по­сле­ду­ю­щую эпо­ху Вто­ро­го Хра­ма ев­реи ве­ли се­бя «по-свин­ски»: вы­став­ляя на­по­каз свою бла­го­чес­ти­вость, они стро­и­ли коз­ни друг дру­гу, и за это ока­за­лись в ру­ках по­том­ков Эса­ва — рим­лян и их пре­ем­ни­ков, на­ро­дов Евро­пы, ко­то­рые, по­доб­но сви­нье, лю­бят де­мон­ст­ри­ро­вать свою куль­тур­ную «ко­шер­ность», утон­чен­ную про­све­щен­ность, но внут­ри на­сквозь по­роч­ны и злы. Те стра­да­ния, ко­то­рые они при­чи­ни­ли ев­ре­ям, вклю­чая чу­до­вищ­ный ге­но­цид в пе­ри­од Вто­рой ми­ро­вой вой­ны, не идут ни в ка­кое срав­не­ние с пре­сле­до­ва­ни­я­ми в пе­ри­од Пер­во­го Хра­ма. По­ис­ти­не «ко­готь» луч­ше «же­луд­ка».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора