ГЕТ (РАЗВОД)

Уважаемая редакция!

Я давний благодарный читатель вашей газеты и присоединяюсь к мнению тех, кто в своих отзывах отдаёт должное вашим достойным авторам. Но, кроме того, хочу особо отметить эпистолярный талант рава Элиягу Эссаса, который на задаваемые ему вопросы даёт такие чёткие и исчерпывающие ответы, что их интересно и полезно читать всем. Ведь мы лишены самых элементарных и необходимых нам знаний о самих себе, о еврейской житейской мудрости, накопленной веками. Как это зачастую мешает нам в жизни, и как часто понимаем мы это слишком поздно!

В номере «ЕМ» 846, отвечая, Эссас рассказывает про еврейский развод — гет. И мне вспомнились стихи, где самокритично и с изрядной долей иронии свой личный опыт, касающийся развода по еврейской традиции, описывает известный учёный, поэт и бард Александр Городницкий.

Вот, в сокращении, его стихотворение:

ГЕТ (РАЗВОД)

С первой женой разведён я дважды.

Питерским ненастным летом в первый раз нас развёл народный

Суд Московского района….

… Позже жена, успевшая дважды официально выскочить замуж,

Стала внезапно религиозной и укатила к себе в Израиль.

Там, в 90-м, приехав в гости к сыну, узнал я, что должен дать ей

Религиозный развод, поскольку брак, от которого были дети,

Если муж и жена — евреи, зарегистрирован небесами.

Чтобы бывшей моей супруге вновь попытать семейного счастья,

Нас равванут развести обязан — официальный наместник Б-га…

… В зале Верховного равванута

Свечи горели, мерцая тускло, из темноты вырывая лица

Седобородых старцев, сидевших на возвышении, как на сцене,

В чёрном торжественном облаченьи…

… Было главной задачей пьесы установить достоверно, кто я,

Кто мои мать, отец и предки, сделавшие меня евреем…

… Представитель мой перед Б-гом, писец конторы, …

… Он на бумаге плотной, непромокаемой, как пергамент,

Изобразил документ конечный, справа налево рисуя тушью

Древние буквы, что Б-г придумал до появления человека.

Женщину к этому ритуалу не допускают.

Она за дверью ждёт окончанья его решенья.

Только в конце её вызывают, и представитель мой перед Б-гом,

Он же писец, ей вручает свиток, схваченный шёлковой белой лентой,

С красною глиняною печатью, оповещающей, что отныне

Брак недействителен перед Б-гом.

Ей говорят: «Ты теперь свободна, можешь идти ты, куда захочешь

С этой минуты и всем мужчинам принадлежать…».

И этим кончается представленье…

… В первом же баре напротив почты

Водку со льдом заказал я двойную,

Радуясь, что, наконец, завершился этот фарс,

И смешной, и грустный, Ветхозаветный спектакль, в котором

И для меня оказалось место.

Чем же горжусь и над чем смеюсь я, жалкий безумец,

Изгой безродный, так и не выучивший иврита,

Только затем приходивший к Б-у, чтобы помог мне

Стать одиноким?

… Чем ни займись я и что ни делай, жизнь моя не имеет смысла!

Ибо свободным себя признавший от языка своего и предков,

Родины, сына, жены и Б-га жить недостоин на этом свете.

Михаил Альтшулер,

Нью-Хэмпшир

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора