
Признаюсь, никогда раньше я не писал материал с таким тяжелым сердцем. Потому что человек, о котором собираюсь рассказать, прошел все муки ада — равнодушие и унижение, оскорбления и пытки, забвение и предательство. Впрочем, почему прошел? Он и сегодня взаперти. И отношение к нему во сто крат хуже и пристрастнее, чем к матерым убийцам и насильникам. Его предали свои: и страна, в которой он рос, учился, трудился; и страна, на которую работал (сознательно избегаю слово «шпионил»).
Джонатан (Иеонатан) Джей Поллард появился на свет 7 августа 1954 г. в семье известного ученого и врача. Вместе с братом Харви и сестрой Кэрол он впитал в себя неизменное семейное правило: учиться и познавать мир. О Холокосте и гитлеровских концлагерях он узнал до того как пошел в школу. «Виной» всему семьдесят пять(!) его родных, ушедших из жизни насильственной смертью в разных странах в годы Второй мировой. В 13 лет он посетил Освенцим, где сгинули и его родные. А в 15 увидел Израиль, к которому прикипел навсегда. Эти события оставили особую отметину в памяти и борозду в характере.
В разведке ВМФ США, где он работал системным аналитиком после успешного окончания университета, ему все нравилось: это была работа по душе — думать, сравнивать, анализировать. Словом, мыслить. Тем более в такой щепетильной и увлекательной отрасли как разведка. Но чем пристальнее и глубже он вникал в суть своей профессии, тем чаще спотыкался и недоумевал: несмотря на то что между США и Израилем установились партнерские и дружеские стратегические отношения, закрепленные в официальных документах («Меморандум о взаимоотношениях в области стратегического сотрудничества», 1981 г., «Меморандум о стратегическом соглашении», 1982 г., Израиль получил статус «Основного союзника США вне структуры НАТО», 1987 г.) от Израиля скрывали важную разведывательную информацию. И не какую-нибудь, а именно ту, что непосредственно связана с безопасностью страны — о подготовке к войне с применением ядерного, химического и бактериологического оружия Ираком, Сирией, Ливией, Ираном… А ведь в этих документах обе стороны обязались обмениваться разведывательной информацией. Налицо явное нарушение основополагающих договоренностей.
Молодой аналитик обратился за разъяснением к своему непосредственному руководству. И получил более чем странный ответ: «Не вмешиваться!» После очередных попыток добиться истины и отлупов (а таких было немало) он принял для себя роковое решение — передавать Израилю эти сведения. К этому опрометчивому шагу мы еще вернемся. А пока скажем, что первым его непосредственным куратором стал Рафи Эйтан, в ту пору глава ЛАКАМа — отдела научно-технической разведки Израиля (запомним это имя). Общее руководство осуществлял «главный наниматель» — генерал Эхуд Барак, в ту пору начальник военной разведки (запомним и это имя).
Джонатан Поллард избрал, прямо скажем, далеко не профессиональный метод передачи секретных материалов: он брал документы с собой и дома их копировал. Это ему выйдет боком. Какие же сведения он передавал Израилю? Дальше израильских интересов он не встревал. По его наводке были определены ядерные объекты и системы ПВО в Ираке и Ливии, разбомблена штаб-квартира Арафата в Тунисе, Израиль получил точные данные об иракском и сирийском химическом оружии; испытаниях баллистических ракет в Ираке и Иране, среди переданных им документов были фотографии, сделанные со спутников, о военных приготовлениях арабских стран и др. Он делал то, что должен был делать стратегический союзник — США и вполне официально. Вы спросите: почему и от кого скрывали американские разведслужбы эти данные? У меня нет ответа на этот вопрос.
Как же оценить действия Джонатана Полларда? Язык не поворачивается назвать его шпионом. Обычно этот термин мы используем применительно к враждебному государству, но никак не к дружественной стране и стратегическому партнеру. Конечно, он преступил закон, и действия его оправдать нельзя. Впрочем, цели были благородными, а вот сам метод незаконный и примитивный. Финал этой детективной истории больше смахивает на финал примитивного боевика. Когда ФБР вычислило Полларда, он не нашел ничего лучшего, как попытаться укрыться в израильском посольстве (а куда было деваться?). И вот тут-то начинается завязка, которая никак не укладывается в русло элементарной порядочности. Машина Полларда успела проскочить ворота посольства в ту самую минуту, когда подъезжали спецмашины ФБР.
Но в здание его… не впустили: дежурный обещал позвонить куда следует и посоветовал ждать. В посольстве явно тянули время. А потом его просто вышвырнули за ворота, где фэбээровцы немедленно надели на него и жену наручники. Впоследствии Рафи Эйтан, ныне депутат кнессета, министр по делам пенсионеров и председатель одноименной партии, скажет: «Меня тогда в посольстве не было (есть данные, что он там был, лично звонил и зондировал почву — как быть?), а если бы был, то я бы пустил ему пулю в лоб и дал бы сообщение во все американские газеты, что такой-то ненормальный американец пытался прорваться в посольство и был случайно застрелен в борьбе с охранником. И не было бы никакого дела Полларда» (Элеонора Шифрин. «Последний узник Сиона».www.Jerusalem-Korczak-home-53kb). Не будем комментировать и пойдем дальше.
Правительство Израиля не признало своего агента, а в Америке ему подсунули адвоката — араба ливанского происхождения Ричарда Хиби, который благополучно проиграл дело. Более того, Полларда элементарно «кинули»: за сотрудничество ему обещали смягчить наказание, но слова не сдержали. Тем более что правительство США направило в суд секретный меморандум, подписанный министром обороны К. Уайнбергером, в котором говорилось, что он заслуживает сурового наказания. В 1987 г. Полларда приговорили к пожизненному заключению, и первые пять лет он провел в тюремной одиночке. По всем американским законам, такое наказание, учитывая все тонкости дела, чрезмерно строгое.
От Полларда отвернулось руководство страны, на которую он работал. И не просто отвернулось, но и помогло его «утопить». «Члены комитета в поддержку Полларда, — пишет израильская газета «Секрет» (№ 683 от 3 июня 2007 г.), — утверждают, что Шимон Перес несет прямую ответственность за арест Полларда в 1985 г. Перес, возглавлявший тогда правительство Израиля, сознательно передал властям США документы, сообщавшие, что Джонатан Поллард передает израильской разведке секретные сведения, и таким образом стал виновником его ареста». Об этом факте сообщил и 10-й канал израильского ТВ. Каролин Глик прямо пишет, что Перес приказал выкинуть Полларда и его жену Энн из здания израильского посольства («Свобода Полларда и наша свобода»-www.jude.ru). И еще. Главной уликой на суде были…те самые документы, которые Поллард передавал Израилю. Их вернули с его отпечатками пальцев. Слово «подлость» в этом случае, по-моему, звучит очень мягко.
Редкие весточки от узника тюрьмы Марион нельзя читать без содрогания. По его словам, власти Израиля делают вид, будто пытаются помочь ему, но при этом рассчитывают на его скорую смерть. «Они не верили, что я откажусь умирать», — пишет он. Поллард писал, что назначение Эйтана на министерский пост будет стоить ему жизни. Он обратился в Высший суд справедливости Израиля с просьбой признать его «узником Сиона» и описал, в каких ужасных условиях содержится. Его мучили электроударами и оскорблениями, ледяной водой и постоянными побоями, карцером, в который поместили голым, у него забрали очки, кровать, одеяло, он спал на бетонном полу, на протяжении целого года его держали в отделении для душевнобольных, с него срывали ермолку, камеру поливали ядовитым химсоставом… Он сегодня самый охраняемый «преступник» США. Эти беззакония и пытки свершались не гестаповцами в концлагерях в то далекое и проклятое время, а в ХХI веке в самом центре цивилизованной и демократической Америки.
Поллард страшно раздражал высшее руководство Израиля. При одном упоминании о нем А. Шарон терял контроль над собой. Однако это не мешало тому же Шарону приложить немало сил, чтобы вышел на свободу Эльхам Тенненбаум, связанный с арабскими наркодельцами и выдавший немало государственных секретов «Хизбалле», ради него из тюрем выпустили несколько сот террористов. Э. Барак, в ведении которого и был Поллард (помните?), в 1999 г. уже в качестве премьер-министра на вопрос о Полларде ответил так: «Поллард? Это внутреннее дело Америки. Мы в него вмешиваться не намерены». А Ольмерту сейчас просто не до Полларда… И лишь Б. Нетаниягу добился для Полларда израильского гражданства и всячески старался его освободить. Более того, по предварительной договоренности с президентом Клинтоном, Нетаниягу выпустил 750 террористов из израильских тюрем взамен на помилование Полларда. Но в последнюю минуту Клинтон подвел. Владимир Кигель в статье «Спасая Полларда, себя и мир» («Заметки по еврейской истории» № 46) пишет, что Клинтон не выполнил договор, сославшись на угрозы главы ЦРУ Д. Тенета уйти в отставку. А потом появилось зловещее письмо 60 сенаторов, требовавших от Клинтона воспрепятствовать освобождению Полларда (говорят, будто сам Клинтон и организовал это письмо)…
А пока предательство продолжается. Обоюдное предательство: США избрали жестокую меру пресечения своего гражданина, выполнявшего то, что власти не захотели делать, а в Израиле отреклись от своего разведчика. И лишь общественный комитет в защиту Полларда и его личный представитель по связям с русскоязычными СМИ Элеонора Шифрин, журналист и переводчик, его друзья по всему миру бьют тревогу.
Вот уже 23 года Джонатан Поллард страдает в тюрьме. Проснется ли когда-нибудь совесть у тех, кто его предал? Кончается каденция Дж. Буша. Хватит ли у него смелости помиловать Полларда? Или он так же, как и предыдущие хозяева Белого дома, пойдет на поводу оголтелых антисемитов?
Две государственные машины — США и Израиля — берут узника тюрьмы Марион измором. А он, измученный физически и морально, издерганный и покинутый, всем своим видом, своим духом, своей непримиримостью и стойкостью, верой как бы говорит нам: «Не дождетесь!» И я ему верю.
Очень хорошо написано!