Помните, как Чапай разъяснял на картошках стратегию военачальника? «Враг атакует — генерал в арьергарде, мы вперёд (тут картофелина поехала ближе) — командир впереди на лихом коне!» А что предлагает Тора?
Моше убедился, что он не войдёт в Кнаан и вскоре умрёт. «И сказал Моше
Г-споду, говоря: Пусть назначит Г-сподь Б-г духов всего живого мужа над общиной, который будет выходить перед ними и приходить перед ними, и который будет выводить и приводить их; и не будет община Г-спода как скот, у которого нет пастуха». Мудрецы из этого текста выводят качества еврейского царя и требования к нему. И, пользуясь случаем, высказываются насчёт народного лидера.
Спрашивают: зачем «у которого нет пастуха», ведь проще сказать «без»? Намёк на то, что «пастух» должен видеть не овец своим достоянием, но себя их помощником. А поскольку истинный Пастух — Всевышний, то задача руководителя — учить народ, приближать его к отчётливому знанию о Пастухе, надёжному упованию на Него.
Лидер не нуждается во власти. Моше неделю спорил с Творцом, отказываясь от роли правителя. Йешуа публично требовал отменить пророчество Эльдада и Мейдада о том, что после смерти Моше он займёт его место. А правления удостоился за то, что первым приходил в Дом учения и расставлял скамейки (будучи ближайшим учеником и помощником царя!). Шауль спрятался, когда пришли звать его возглавить народ. Давид пас скот, не думая попадаться на глаза пришедшему помазать его пророку Шмуэлю.
Истинный царь не рвётся к рампе. Его избирают и слушают люди. Говорят, что есть два типа лидеров: одни активно действуют в обществе, пробуждают и направляют народ. Другие живут уединённо, но их страх Б-жий и авторитет в глазах людей столь велики, что те сами стремятся услышать совет и с радостью следуют ему. Из вторых — Виленский Гаон и рав Шах.
Здесь мы единственный раз встречаем в Торе: «Моше (твёрдо) сказал Г-споду, говоря (мягко)» — так обычно Б-г повелевает Моше! Уходящий лидер — он, словно ангел, миссия которого: забота о народе. «Выходить перед ними (на войну) и приходить (в каждый дом, к заботам и бедам каждого, понимать его душу). Выводить их (из тупиков, в которые они сами себе загоняют) и приводить их — к достижению индивидуального совершенства и исполнению миссии на Земле».
И царь осмеливается требовать у Царя: Ты, знающий дух каждого, поставь над ними достойного! Того, кто любого сможет понять. Того, чей дух настолько силён, что будет противостоять давлению людей и условий, «общественному мнению». В ком не воплотится одно из значений фразы: перед приходом Машиаха будет «лицо поколенья как морда собачья». Псы бегут впереди, изображая руководство, но то и дело оглядываются назад… Ведь грядут выборы (или нечто подобное), а властью они (и их однопартийцы) дорожат… Не меньше, чем благом народным, ради которого порой приходится выступить против народных страхов и суеверий.
Творец отвечает: «Возьми себе (в замену) Йешуа… в котором дух». Ты видел в пророчестве, что каждому поколению Я предложу достойного царя. Но знай, что равный тебе не придёт до Царя Машиаха, конца времён. Ведь лидер должен быть «зеркалом», проводником истинного управления миром — Б-жественного Провидения. А ты — «отец пророков», «скромнейший из людей». Как бы ни был велик и смиренен Йешуа («Служил Израиль
Г-споду во все годы Йешуа»), всё-таки: «Лицо Моше как Солнце, лицо Йешуа как Луна». Ученик блистает светом учителя.
Интересный намёк даёт гематрия. Числовое значение «Моше рабейну» (наш учитель Моше) равно, с прибавлением числа букв, словам «клаль Исраэль», народ Израиля как целое. «Душа царя равна душе народа». А значение имени Йешуа (полная гематрия, когда суммируются значения названий букв, например «йюд» становится «йюд-вав-далет») равно слову «Израиль»! Но если у Моше связь с Израилем очевидна, в Йешуа она замаскирована и проявится через более сложную математическую операцию. Мудрецы говорят, что души всех евреев во все времена имеют корень в душе Моше. Поэтому Учитель мог понять и принять каждого. А если необходимо, и оборвать блестящего демагога Кораха. Ибо видел, что здесь нечего больше искать.
Царь должен своей мудростью и праведностью увеличивать заслуги народа. Мы привыкли, что «народ — кормилец элиты» (а элита больше заботится о том, как использовать общество в своих целях). Тора говорит о лидере как о «кормильце народа». Ибо «рыба (не только) гниёт с головы», но и «живёт с головы». Нынешняя ситуация, когда политические интересанты яростно борются за власть, подталкиваемые ожидающей привилегий группой приспешников, далековата от нормальной. Хотите убедиться, что мы говорим не об абстрактных идеалах? Почитайте биографию Хофец Хаима, общепринятого лидера евреев начала ХХ столетия.
Урок: конечно, имеет значение, кто у руля в стране. Но всё-таки подумайте о предлагаемом Торой образе народного лидера — и у вас уменьшатся предвыборные скачки кровяного давления.