Фотограф моды Марк Шоу (1921 – 1969)

Марк Шоу. Фото: coasttocoastam.com

Америка 1950-х – 1960-х годов – период, символизирующий конец аскетичности военного времени, отмеченный блестящим всплеском женской моды и её ярким представлением обществу. В 1947 году французский модельер Кристиан Диор предложил свой «Новый взгляд» на образ женской моды с электризующим феминистским импульсом. Последующие годы положили начало новой эры в фотографии моды, фотографии очарования и элегантности.

Модельеры и фотографы моды живо восприняли призыв времени, отражавший настроение послевоенного оптимизма. Фотография моды того времени примечательна работами Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Луизы Даль-Вульф, Лилиан Бассман, Нормана Паркинсона. В этой плеяде талантов достойное место занимает Марк Шоу, фотограф моды, портретист, фотожурналист.

Марк Шоу (урождённый Марк Шлоссман) родился в эмигрантской семье, жившей в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка. Его мать, Ребекка Сильверштейн, была родом из Польши, а отец, Джозеф Чарльз Шлоссман, – из Австрии. Родители развелись, когда Марк был ребёнком. Преодолевая материальные трудности, Ребекка смогла дать возможность сыну сначала окончить Нью-Йоркский университет, а затем получить специальность промышленного дизайнера в институте Пратта, где он, возможно, увлёкся фотографией.

С началом Второй мировой войны Марк Шлоссман вступает в армию США. Его зачисляют в ВВС. В боях в Северной Африке в составе британских ВВС он отличился, получил награды. После окончания войны Марк и его мать меняют свою фамилию на Шоу, более благозвучную в американской среде.

Началом профессиональной карьеры Марка Шоу стала работа в должности заведующего фотостудией в журнале Harper’s Bazaar. Он сразу же оказался вовлечённым в мир высокой моды и рекламных кампаний. Здесь судьба сводит его с художественным директором, блестящим графиком и фотографом Алексеем Бродовичем, наставником многих в будущем известных фотографов Америки, включая Марка Шоу.

В 1946 году на страницах Harper’s Bazaar появились первые фотографии моды Марка Шоу. Его фотографии моделей в светлых платьях, снятые в студии на чёрном фоне, отличаются чёткой графичностью и элегантностью. Они примечательны особой изысканностью и утончённостью. Позже Шоу начнёт одним из первых фотографировать в цвете показы высокой моды на подиуме. В дальнейшем он распространит цвет на съёмки моделей на пляже и на фоне городского экстерьера. Сотрудничество Марка Шоу с журналом Harper’ Bazaar продолжалось до 1948 года. С этого времени он становится свободным фотографом, не связанным какими-то обязательствами штатного сотрудника, ограничивающими его возможности. Так, в штате журнала Life фотограф, оставаясь автором своих работ, терял право на их распространение.

В 1949 году Марк Шоу женится на Джеральдине (Джери) Тротта, журналистке, пишущей о моде и путешествиях для ряда журналов, включая Mademoiselle. В восточной части Манхэттена они купили дом. В каретном сарае, находившемся за домом, Марк оборудовал фотостудию. И работа пошла. Знакомства, имевшиеся у жены, позволили значительно расширить круг деятельности Шоу. Его фотографии моды и рекламы публиковались в журналах: Esquire, Mademoiselle, Vanity Fair, McCall’s, Ladies Home Journal и во многих других изданиях. Лучшей фотосессией Шоу считается известная рекламная кампания дорогого женского белья и ночных рубашек от кутюр, выполненная им совместно с Ричардом Аведоном и опубликованная в Vanity Fair в 1950-е годы. За оригинальное творческое решение при этой съёмке Шоу был многоократно награждён Клубом арт-директоров Нью-Йорка, включая две золотые медали.

В 1952 году Шоу получает приглашение от журнала Life. С этого времени началось возрастающее признание его творчества как фотографа моды и портретиста. Оставаясь верным себе, Шоу работает в журнале внештатно. Его сотрудничество с журналом Life продолжалось до 1968 года. За этот период на обложках было опубликовано 27 его фотографий и более 100 фоторепортажей с показа моды и портретов.

В 1953 году Марк Шоу получает заказ сфотографировать молодую актрису Одри Хепберн во время съёмок фильма режиссёра Билли Уайлдера «Сабрина». За две недели съёмок Одри привыкла к присутствию фотографа, что позволило ему сделать много оригинальных снимков, включая личные. Одна из этих фотографий была опубликована на обложке журнала Life от 7 декабря 1953 года, многие другие снимки были представлены в книге «Charmed by Audrey» (1953).

Одри Хепберн – лишь одна из многих известных людей, запечатлённых Марком Шоу. В его портретной галерее: художник Пабло Пикассо, модельеры Коко Шанель и Ив Сен-Лоран, актёры Элизабет Тейлор, Грейс Келли, Кэри Грант, Бриджит Бардо, актриса и модель Сьюзи Паркер. Среди них и портрет второй жены Марка, певицы и актрисы Пэт Сузуки, матери его сына Дэвида. 

В 1950-е годы Марк Шоу приобрел уже настолько широкую известность, что в 1959 году, по инициативе Жаклин Кеннеди, ему предложили принять участие в фотосессии предвыборной кампании сенатора Джона Кеннеди. Она продолжалась несколько месяцев и успешно закончилась. Её продолжением стала четырёхлетняя увлекательная съёмка семьи президента Кеннеди. Их связывала общность интересов. Как Джон Кеннеди, Шоу тоже был ветераном Второй мировой войны, имел награды. Как и Жаклин, Марка привлекали искусство и культура. И ещё их всех объединяла молодость, к тому же Марк был симпатичным, элегантным и воспитанным. 

Марк Шоу не фотографировал официальную сторону жизни семьи Кеннеди, за редким исключением. Эту часть хроники вёл Жак Лоу, друг Роберта Кеннеди, занимавший сначала должность официального фотографа президентской кампании, а потом – личного фотографа президента. О том, каким был Джон Кеннеди дома, в кругу семьи, мы узнаём из фотографий Марка Шоу. Его положение не официального фотографа, а скорее, друга семьи. Марк фотографировал Кеннеди в жилых помещениях верхнего этажа Белого дома, в Джорджтауне и большей частью на летнем курорте в Хайаннисе. В то время в Хайаннисе находились поблизости дома старшего Кеннеди, Джозефа, и его сыновей Джона и Роберта. 

Рассматривая фотографии семьи Кеннеди, ощущается пребывание и взрослых, и детей в мире счастья, благополучия и любви. На снимках видны ландшафты побережья, игры на берегу, катание на яхте… Часто в солнечные дни после игры в гольф все направлялись к причалу, где стояла яхта. Дети проводили свой досуг очень активно, судя по многим фотографиям. На одной из них видно, как позади дома Роберта Кеннеди бегают малыши, обливаются водой из душа, а за ними добродушно наблюдает Джон Кеннеди. На другой – Жаклин помогает Каролине усесться на лошадь.

Обычно в Хайаннисе большая семья Кеннеди собиралась вместе на различные праздники и семейные торжества. Дневное время проходило на свежем воздухе, у воды. В прогулках, беседах, в играх с детьми. На одной из таких прогулок Марк Шоу запечатлел Джона Кеннеди, одиноко идущего среди дюн. Эта фотография была любимой у Джона Кеннеди и с годами всё более становится его символом. К обеду все переодевались и сходились в гостиной. Когда дети укладывались спать, наступало время взрослых. Разговоры велись о политике, искусстве, и оказаться неосведомлённым в этой компании было конфузом.

Марк Шоу создал хронику личной жизни Джона Кеннеди. Он, наделённый неуёмной энергией, будучи в прекрасной форме, наслаждался жизнью, был счастлив рядом со своими детьми. Шоу приоткрыл очаровательный мир симпатичных, интеллигентных людей, окружающих Джона Кеннеди. Это был необычайный этап истории страны.

О времени Кеннеди хорошо сказал журналист и историк Брюс Катен: «Почти без нашего осознания одна эра подошла к концу, и началась новая… Президент Кеннеди символизировал этот момент перехода не потому, что вызвал его, а потому, что ему подошёл, не потому, что он сделал, а потому, что он был… Президент Кеннеди персонифицировал молодость и энергию… Он всё делал с энтузиазмом, как молодёжь, вступающая в жизнь и ощутившая её привлекательность… В этой позиции было его отличие.. Почти впервые в нашей жизни мы начали заглядывать вперёд и понимать, что не только возможно, но и необходимо больше думать о безграничном будущем, чем о текущих проблемах».

Марк Шоу, являясь ярким представителем этого исторического этапа жизни страны, создал на протяжении нескольких лет фотохронику частной жизни семьи Джона Кеннеди. Он сделал сорок тысяч фотографий президента Кеннеди. Сначала кандидата, борющегося с каким-то весёлым ожесточением за президентство, выступающего с речами и беседующего с политическими деятелями, радующегося известию о победе. Президента, одиноко задумчивого в своём кабинете, играющего с детьми, купающегося, «пирующего в мире, полном вещей, которые нужно увидеть, послушать, о которых нужно подумать и, более того, сделать. Жизнелюбие и успех, и, используя любимое слово Кеннеди – энергия, сопутствовали ему повсюду». 

За две недели до убийства Джона Кеннеди Марк Шоу подписал контракт на публикацию книги фотографий. Она вышла из печати в 1964 году под названием: «Джон Кеннеди: семейный альбом». В то время она рассматривалась скорее как мемориал Джону Кеннеди. Много позже появилось новое издание альбома, имеющее свою историю. Когда в июле 1999 года Джон Кеннеди-младший погиб в авиакатастрофе на побережье Martha’s Vineyard, его бывший соученик и приятель Дэвид Шоу, тщательно просматривая фотоархив своего отца Марка Шоу, обнаружил много фотографий семьи Кеннеди, ранее нигде не публиковавшихся. Так возникла идея переиздания книги фотографий «Джон Кеннеди: семейный альбом».

Дэвид посвятил эту книгу памяти Джона Кеннеди-младшего, с судьбой которого у него много общего. Им обоим, рано оставшимся без отцов (Дэвиду Шоу было 9 лет, когда умер отец), пришлось самостоятельно прокладывать свой жизненный путь без поддержки и любви старших.

Марк Шоу, как и Джон Кеннеди, умер в молодом возрасте. Первоначально предполагалось, что смерть произошла от сердечного приступа. Но позже было установлено, что Шоу умер от «острого и хронического внутривенного отравления амфетамином», принимаемым Марком по предписанию врача.

Творчество Марка Шоу, его талантливые, запоминающиеся фотографии моды и портреты многих известных современников способствовали формированию стиля красоты и культуры Америки середины ХХ века.

В октябре 2013 года издательство Rizzoli выпустило альбом «Dior Glamour», в котором представлены прекрасные фотографии Шоу, сделанные по заказу Дома моды и опубликованные в журнале Life в период с 1952 по 1962 годы.

Жаклин и Джон Кеннеди. Фото: thepeakoftreschic.com

Mark Shaw, Elizabeth Taylor in Frills with Hand on Shoulder, 1956 | Jackson  Fine Art

Лиз Тейлор. Фото: jacksonfineart.com

Колоризация фотографии Одри Хепберн \ Audrey Hepburn \ 2 фото – Блог  креативного кота

Одри Хепберн. Фото: blog.mons.ws

Mark Shaw, Vanity Fair Butterfly Robe Arm Out., ca.1950 - Artwork 29315 |  Jackson Fine Art

Фото: acksonfineart.com

Mark Shaw - Red Courtyard Dress-1

Фото: beckerminty.com

Лев ДОДИН

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *