Фото: voi.ru
К годовщине Чернобыльской трагедии
В 50-х годах прошлого столетия в Советском Союзе началась работа по созданию атомных электростанций больших мощностей. Возглавлял проект академик генерал армии Мирослав Долежаль со своим ближайшим помощником Юрием Драгуновым. Когда теоретическая часть проекта была завершена, началось её обсуждение (конечно, архисекретное) компетентными учёными и инженерами.
В рассмотрении предложенного проекта принял участие и академик Пётр Леонидович Капица. Он сумел доказать несостоятельность проекта с точки зрения безопасности. Сами реакторы были «списанными», сконструированными вначале с целью получения плутония для атомных бомб. Капица настаивал на стальном покрытии реакторов в случае возможного взрыва. Он писал письма правительству, лично Брежневу об опасности строительства атомных электростанций «открытого типа» по проекту Долежаля, но власти проигнорировали возражения Капицы. Им было необходимо стать первыми в использовании «мирного атома», ещё раз показать Западу «кузькину мать». Особенно привлекательным для Брежнева была «дешевизна» проекта. Станция строилась небрежно, спешили сдать ко дню рождения дорогого Леонида Ильича. По проекту Долежаля в 70-х были пострены три станции подобного типа: Ленинградская, Курская и Чернобыльская АЭС имени В. И. Ленина (справка: к 2010 году на территории бывшего Союза функционировали уже 10 подобных станций, но под давлением международных организаций Россия больше не стала строить АЭС так называемого «открытого типа»).
26 апреля 1986 года произошла авария на 4-м блоке Чернобыльской АЭС. Клубы радиоактивного дыма пронеслись по Европе и достигли Исландии. Швеция первая оповестила весь мир о катастрофе. Только Советский Союз молчал, полагая всё сохранить в тайне. На этот раз не удалось. Чудовищная авария, унёсшая десятки жизней и ставшая источником неизлечимых болезней для сотен тысяч, явилась результатом ущербной конструкции реакторов, помноженной на множество ошибок, допущенных в процессе эксплуатации станции некомпетентным обслуживающим персоналом. Спасатели, рискуя жизнью, проявляли героизм в попытке тушения пожаров, сбора осколков урана. В результате взрыва, по официальным данным, число смертей непосредственно во время взрыва — 28, и 134 человека были доставлены в госпиталь с синдромом лучевой болезни.
Вот одна из историй того времени, связанная с катастрофой в Чернобыле. Через пять дней после взрыва обнаружилось, что активная зона взорвавшегося реактора всё ещё плавилась. В ядре осталось 185 тонн ядерного топлива, и ядерная реакция продолжалась с громадной скоростью. Под этим расплавленным ядерным материалом находился резервуар с пятью миллионами галлонов воды. Вода использовалась на электростанции в качестве теплоносителя, и единственным, что отделяло ядро плавящегося реактора от воды, была толстая бетонная плита. Плавившаяся активная зона медленно прожигала эту плиту, спускаясь к воде в тлеющем потоке расплавленного радиоактивного материала. Если бы это раскалённое добела ядро реактора коснулось воды, оно бы вызвало мощный, загрязнённый радиацией паровой взрыв. Результатом могло бы стать радиоактивное заражение большей части Европы. По числу погибших первый чернобыльский взрыв выглядел бы незначительным происшествием. По расчётам учёных, второй ядерный взрыв вызвал бы испарение топлива в трёх других реакторах, уничтожил 200 квадратных километров, включая Киев и сделал непригодными для жизни пол-Украины и часть Белоруссии. Согласно оценкам других специалистов, «если бы плавящаяся сердцевина реактора достигла воды, последовавший за тем взрыв сделал всю Европу необитаемой в течение приблизительно 500 тысяч лет».
Инженеры немедленно разработали план по предотвращению возможных взрывов оставшихся реакторов. Было решено, что через затопленные камеры четвёртого реактора в аквалангах отправятся три человека. Они найдут пару запорных клапанов и откроют их. В результате, из резервуара-теплоносителя полностью вытечет вода. Трое мужчин добровольно предложили свою помощь, зная, что это будет означать их неминуемую смерть. На следующий день они погрузились в смертоносный бассейн и успешно выполнили задание. Когда они вернулись нн поверхность, сотрудники АЭС встретили их как героев. Второго взрыва удалось избежать. Жизни сотен тысяч людей спасли три человека. Их звали Алексей Ананенко, Валерий Беспалов и Борис Баранов. По прошествии нескольких недель все трое скончались от лучевой болезни. Их похоронили в свинцовых гробах с запаянными крышками.
Руководили спасательными работами военный комендант Чернобыля Михаил Брегман и академик, первый заместитель директора Курчатовского Института Атомной Энергии Василий Алексеевич Легасов, возглавивший Комиссию по расследованию причин катастрофы. Он настаивал на ознакомлении с материалами расследования международной комиссии, находящейся в Вене. По свидетельству Бергмана, Легасов был убит 27 апреля 1988 года прямо во вторую годовщину чернобыльской трагедии. По официальным сведениям, он покончил самоубийством, повесившись в своей квартире.
Уже через 206 дней после катастрофы разрушенный реактор был накрыт «покрывалом» из бетона и стали. Оно прослужило около 25 лет. Постепенно это сооружение стало рассыпаться и в 2013 году обвалилась часть крыши.
Европа взялась за реконструкцию станции, сооружая новый стальной саркофаг над четвёртом реактором. Это — стальная арка весом 29000 тонн, высотой 110 метров, длиной 160 метров и шириной в 260 метров. Его конструкция надёжно предохраняет от ветра, дождя и снега, а главное служит преградой от остаточной радиоактивности разрушенного реактора. Западные банки безвозмездно вложили сотни миллионов долларов для обеспечения безопасной работы Чернобыльской АЭС. В 2017 году восстановительные работы были полностью закончены. Общая стоимость нового сооружения оказалось равной более 2 миллиардов долларов!
В настоящее время город Припять, что всего три километра от места катастрофы, остаётся безжизненным. Несколько сотен людей воротились в Чернобыль для постепенной застройки города. А местные власти решили проводить экскурсии по погибшим местам с заездом на станцию. Сегодня стало очевидным, что причиной аварии был изначательно ошибочный проект (Капица был прав!), а также некомпетентная работа персонала станции. Проведённый медицинский анализ последствий Чернобольской трагедии году показал, что прежняя цифра смертей от полученной радиации в 50,000 должна быть удвоена до 100,000! В этом же исследовании 2009 года отмечается, что было проведено обследование здоровья 110,645 рабочих, военнослужащих и других сотрудников, кто помогал в ликвидации последствий катастрофы, которое показало значительный риск заболевания лейкемией и другими видами рака.
В настоящее время осталось из них в живых немного. Часть из них выехала за пределы бывшего СССР. Некоторые стали гражданами США и Канады. В Нью-Йорке возникла инициативная группа, которая выявила уже более 100 человек ликвидаторов последствий этой аварии. При поддержке двух not-profit организаций Jewish Union of Russian Immigration (JURI) и International Émigré Association of Arts and Sciences (IEAA&S) эта инициативная группа приняла решение создать новую общественную организацию ликвидаторов последствий аварии в Чернобыле и других техногенных катастроф. Мы приглашаем читателей этой статьи стать спонсорами этой благородной инициативы.
Генрих ГОЛИН