Помните «Перестройку», все эти «охранные предприятия «Барракуда»? Так знайте, еврейский рэкет повальнее! Как это — наслать на население страшный мор в наказание за арифметическую ошибку и после требовать: «Всякий исчисляемый, от двадцати лет и старше, должен дать приношение
Г-споду. Богатый не больше и бедный не меньше половины шекеля… Серебро… отдай на обустройство Шатра соборного, и будет это для сынов Израиля в память перед Г-сподом, для искупления душ ваших?» Такое никаким чеченцам не снилось!
Рэкет, однако, странный: монета шекеля священного, отчеканенная по приказу Моше, содержала чуть больше 22 граммов серебра. А преступление, которое половина её, по утверждению мудрецов, искупала, таково, что в наказании за каждый грех есть доля наказания за грех золотого тельца! Он перевернул мировую историю. Он равносилен греху первого человека, из-за которого мы изгнаны из Рая. Но за такие гроши самый нищий средневековый монах индульгенцию на чревоугодие не продаст! Давайте разбираться.
То, что закон о полушекеле приведён до золотого тельца, дело обычное — нет в Торе раньше и позже. Книга-то вечная! Но один намёк мы можем выудить: Творец сначала создаёт лекарство, а потом болезнь — значит, эти денежки являются не символическим, а буквальным исцелением последствий греха!
Здесь единственное место в Торе, где дан чёткий запрет уменьшать или увеличивать цедаку, пожертвование. Нарушивший его, от щедрого сердца давший больше, запрет преступает и наказывается плетьми! А бедняк, живущий на милостыню, обязан продать хоть нательную рубашку, но заплатить. Причём одноразово, никаких кредитов! Серебро пойдёт на подножия балок Святилища. Можно сказать, на наших 11-граммовых пожертвованиях стоит здание Храма.
И, добавляют мудрецы, всё здание нашей веры, Небесный Храм. Простая гематрия, суммарное числовое значение слов «шекель» и «нефеш» (душа) одинаковы. Как и малые гематрии слов «ашир» и «ведаль», богач и бедняк. Намёк, что мы не можем знать, кто в глазах Всемогущего богат, кто беден, чей дар ценней. Мы равноправны. И никто не осмелится заявить, что «мой вклад в устройство Святилища больше»!
Это про демократию. А вот диалектика: почему отдаётся половина шекеля? Ведь душа соответствует целому шекелю! Тут Традиция устраивает такую дуальную свистопляску, что впору Гегелю хвататься за валерьянку. Пусть человек помнит (это про в память), что тело дано ему в залог на Земле, а душа хранится у Создателя. Что один ты не сможешь завершить работу. Что душа царя равна душе всего народа. Что равны в своём достоинстве Иссахар и Зевулун, мудрец, изучающий Слово Б-жье и обучающий ему других, и тот, кто поддерживает общину и её мудрецов, помогая строить вечный Храм Торы в потоке земных испытаний…
Так в чём же состоял этот глобальный, малой монеткой искупаемый грех золотого тельца? Мы рассчитали и решили, что Моше не вернулся, значит, погиб в пламени на Синайской горе. Знали мы уже невероятно много: мир замер и раскрыл свои тайны, пока мы стояли перед Б-гом у горы Синай. И при переходе Тростникового моря служанка видела больше, чем пророк Ихезкель бен Бузи. А видение Ихезкеля описывает устройство Небесного Трона. И один из четырёх ангелов-зверей возле Трона — бык. В благословении праотца Яакова быком символически назван праведный Йосеф — защитник евреев. Тот, чей гроб мы несём с собой из Египта. Теперь вместо погибшего Моше мы не изберём человека, подверженного смерти, а создадим символический образ ангела — нашего защитника перед Троном.
Кстати, именно быков поставил в Дане первый царь Северного царства Иеровоам, чтобы отвадить подданных от паломничества в Иерушалаим. И тоже провозгласил: «Вот боги твои, Израиль!» И мы до сих пор ищем 10 потерянных колен — то в Индии, то в Японии, то в Исландии….
Тора требует, чтобы хозяин раба, отказывающегося выйти на свободу, проколол ему ухо перед судом. В пустыне мы вынули из проколотых ушей золотые кольца — и из них появился телец. Мы больше не рабы Создателя! Мы — свободные слуги, сами знающие, как действовать! Говорят мудрецы, что в этот момент мы утеряли полученные на Синае короны наасе венишма, сделаем и будем постигать.
И чтобы помочь их вернуть, искупить самоуправство «оцень умного чукчи», Творец подарил две заповеди. Непонятную и нелогичную заповедь о рыжей телице, про которую даже мудрейший из людей царь Шломо говорит: «Думал я, что постиг её — но вот далека она от меня.» И заповедь половины шекеля. Чтобы помнить, что я, в лучшем случае половина. А Б-г — всё. И простое исполнение Его воли вернее любых моих расчётов. Не изощряйся, всё равно не поймёшь. Важнее — готовность делать.
Урок… В чём корень наших проступков?… Давайте не будем слишком умствовать там, где надёжный ответ известен. Побережём разум для действительного исследования.