Тора напичкана проблемами. Одна из многих: как соотнести слова мудрецов, что она — краткий конспект; чрезвычайную сжатость текста в одних местах — с частыми повторами? Один «повтор» мы и затронем.
Глава посвящена в основном одеждам Первосвященника и порядку жертвоприношений. Две части облачения тесно связаны: эфод (фартук) и хошен мишпат (нагрудник судебный). Нагрудник, естественно, надевается поверх фартука, крепится к нему. Отдельная заповедь: запрет, чтобы хошен сдвигался с эфода. Если Первосвященник её нарушит, его наказывают плетьми!
Есть связь и логическая. Имена сыновей Якова, родоначальников колен вырезаны на двух больших ониксовых камнях, украшающих концы плечевых лямок фартука. Они же (с прибавлением имён праотцев) начертаны на 12 драгоценных камнях, вставленных четырьмя рядами в специальные лунки нагрудника.
Теперь сопоставим два пасука. И установишь два камня на оплечия эфода; камни памяти детям Исраэля; и понесёт Аарон их имена перед Г-сподом на двух плечах для памяти. И понесёт Аарон имена детей Исраэля на нагруднике судебном на сердце своём, при вхождении в Святое, для памяти перед Г-сподом постоянно. Замечаете разницу? Почему не сказать обобщённо: пусть постоянно носит эфод и хошен в Храме? И если для сонмов законов Шаббата Тора нашла всего несколько строчек, то почему тут избыточность?
Ещё просится на язык: неужели правы Ярославские, Эффели и прочие зубоскалы: боженька старенький, надо постоянно напоминать? Ясно, что повторять людям полезно: рождается молодёжь, пожилые болеют — но Всезнающему?! И чтобы мы не подумали, что это игра слов, комментаторы уточняют: к первому пасуку — чтобы видел Благословенный (имена) колен постоянно и помнил о праведности их (Раши), ко второму — чтобы помнил Г-сподь заслуги их (родоначальников) и спасал их детей для мирной жизни (Сфорно).
Сначала разберёмся с «памятью Творца». Тора говорит языком людей. Что для нас «вспомнить»? Оживить в сознании, перед «внутренним взором» нечто, что ныне не перед носом. Можно вспомнить и о будущем, например, о намеченной на завтра встрече. Б-г, разумеется, не забывает (Тора не говорит об этом!). Он «видит» прошлое, настоящее и будущее, как бы мы выразились — одновременно. Точнее, вневременно.
Но некоторые вещи «освещаются» для Него особым светом, приобретают повышенное значение. Сила их влияния на будущие события несоизмерима со многими тысячами «рядовых». Почему? Одна из причин заключена в принципе: Всевышний — тень человека. Как человек с собой и с другими, так и Б-г с ним. Человек изо всех сил — и Б-г для него старается… Мы не всегда ясно видим эту связь, например, когда страдают добрые или преуспевают злые. Но наши мудрецы, из которых многие знатоки тайн мироздания, постоянно подчёркивают, что Его весы безупречны.
Так вот, если мы помним о праведных предках, ощущаем с ними реальную связь, в нашей жизни оживают их духовные заслуги. Поэтому сначала камни памяти детям Израиля, и сразу после этого — их имена перед Г-сподом для памяти. Несут на сердце имена друг друга, и главный ходатай за народ Первосвященник проводит с ними ежедневную службу. И тогда Творец «вспоминает» о заслугах предшественников, судит внуков не только по их личным поступкам, но как звено в цепочке вечного и избранного народа. Необходимое звено! Согласитесь, такой «блат» не помешает!
Теперь — нельзя ли это выразить покороче? Вот пара примеров точности расположения слов. Имя в еврейской Традиции ассоциируется с внутренней сутью называемого. Так Адам давал имена животным… Когда Аарон несёт на сердце имена детей Исраэля — это сказано не только про родоначальников. Ибо первый Первосвященник стал символом всепоглощающей и бескорыстной любви к людям. А любовь раскрывает пред ним (и его достойными потомками) природу каждого из нас, наши потребности, беды и нужды. Он носит на нагруднике судебном, перед Высшим Судом имена детей Исраэля на сердце постоянно. Ведь молитва — работа сердца! Его молитва защищает народ.
Второй пример: на двух плечах (камни оникса с именами). Когда плечи работают споро и согласно, человек силён и ловок. Так же народ (и всё человечество). Если Йегуда в дружбе с Израилем, сыновья с отцами (не забудьте, на хошене были имена Авраама, Ицхака и Яакова!) — получают силу плечи, символ опоры и поддержки. Отсюда русское: «плечом к плечу», «подставить плечо». Вырезанные на двух камнях имена старших и младших братьев намекают также на две каменные Скрижали Завета. Одна — про отношения с Б-гом, другая — с людьми. И многие ещё детали единства, необходимого для обретения истинной мудрости (один народ, одно сердце) здесь расшифровываются.
Урок: память наша и память Всезнающего о нас зависят от нас. И корень нашей власти над прошлым (и оттого отчасти над будущим) — в памяти о своих высоких корнях. А повторений в Торе не отыщешь — только нужно порой очень внимательно вглядываться, чтобы внешняя «одинаковость» раскрыла тебе тончайшие и необходимые нюансы смысла.