Один из еврейских мудрецов XIX века пишет: «Когда я только начал учить мусар*, я сердился на весь мир, но только не на самого себя. Потом я стал сердиться и на себя. И, в конце концов, я стал сердиться только на себя, а весь мир судить с лучшей стороны».
Откровенные признания выдающегося рава сняли мое смущение. Приведу историю из моей жизни.
Я был в гостях в семье Финкель. Муж и жена приехали из Баку более двадцати лет тому назад. Он все двадцать лет учился в иешивах. Она преподавала музыку и иудаизм. Зашел разговор о париках для харедимных женщин. Шимон привел точку зрения сефардского мудреца Овадии Йосефа. Тот считает, что женщине необходимо носить кисуй-рош**. Мирьям возражала, говорила, что это некрасиво, она не согласна.
Я был очарован музыкой слов «рав Овадия Йосеф». Кто это – я не подозревал. Но, придя домой, сразу перешел в атаку на собственную жену. Попытки задавить ее авторитетом не прошли. Супруга сказала, что пусть жена рава Овадии Йосефа носит кисуй-рош. А она будет носить парик.
До этого я прочел несколько книг по мусару, поэтому покушение на авторитет рава не прошло безнаказанным. Я твердо решил для себя, что мне жена, не уважающая рава Овадию Йосефа, не нужна. Утром я, взбешенный, приехал в иешиву. Зашел на урок к раву Райсу. Но учителя не слушал. Я был обижен, как я уже считал, на бывшую жену, на судьбу и на весь мир. После окончания урока решил подойти к раву. Вдруг кто-то зашел и сказал:
– Рав Райс, вас супруга ждет во дворе.
Рав бросился бежать, как молодой Ромео на встречу с Джульеттой. Я за ним. Разводиться не хотелось. Мелькали мысли: «А вдруг?..» И тут же я их отбрасывал: «Ну, что ты…»
Жена рава Райса была в парике, как и полагается ашкеназской женщине. Она сама не подозревала, как много сделала для мира в моей семье.
Но это было только начало. В принципе, история, приведенная мной, очень напоминает эпизод из повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки». Герой, прочтя медицинский справочник, решил, что у него есть все болезни, кроме… воды в колене. Мы, начиная учиться, выискиваем всевозможные недостатки в близких людях. Но нам этого мало, мы смело пытаемся их лечить. Чаще всего хирургическим способом. И искренне возмущаемся, что они не видят собственного блага.
Кстати, моя жена раз в неделю посещает уроки рава Райса. Придя с урока, долго мне объясняет, каким должен быть еврейский муж. С чего бы это она вдруг?..
_________________________________________________
* Мусар – правила еврейской этики (ивр.)
** Кисуй-рош – платок или шапочка, которые носят религиозные замужние женщины (ивр.)