Доктор медицинских наук Рена Зинченко рассказала, почему еврейские болезни оказались самыми изученными, и к каким мифам об уме и здоровье евреев это привело.
— О евреях иногда говорят как о «хилой нации» — якобы болезненные люди, далеко не атлеты. А иногда, наоборот, приписывают им супериммунитет. Где правда?
— Правда, конечно, к этим мифам никакого отношения не имеет. Евреи — совсем не хилая нация. Научных доказательств тому, что евреи болеют больше других народов, нет. А вот доказательства того, что средний IQ выше — есть, такие исследования проводились. Я выросла среди евреев: мое детство прошло в Баку, в советское время там жила вторая по величине после Одессы диаспора евреев-бакинцев. Конечно, высокий IQ определяется в большей степени воспитанием. Так что в некоторой степени это просто культурная особенность. Что же касается здоровья — у евреев груз наследственных заболеваний не выше, чем у других народов. Образ жизни, культурные привычки евреев тоже не делают их более расположенными к заболеваниям. Нет, это не хилая нация.
— Как же мнение, что из-за близкородственных браков еврейские гены «поломаны» больше, чем любые другие? В Израиле ведь даже есть программы обязательного скрининга для молодоженов: евреи-ашкенази сдают тесты на 19 редких наследственных заболеваний, а сефарды, например, на 16.
— Ну вот, например, среди наследственных заболеваний евреев есть муковисцидоз, или кистозный фиброз. Но та же генная мутация, приводящая к муковисцидозу у евреев-ашкенази, есть и среди карачаевцев в России. Мы проводили совместные с Израилем исследования, оказалось, что это связано с миграцией евреев-ашкенази через Иран и Северный Кавказ. Так вот, распространенность мутации среди евреев значительно ниже, чем в России. У евреев — в пределах одного случая на 40 тысяч человек. В России же фиксируется в среднем один случай на восемь тысяч человек, но есть регионы, в которых мутация встречается еще чаще — один случай на 2500. Есть регионы, впрочем, где этот показатель ниже — один случай на 16 тысяч человек, но это все еще в несколько раз чаще, чем у евреев.
— Что с остальными, более распространенными у евреев генетическими заболеваниями — например, с болезнями Гоше и Тея — Сакса?
— Эти болезни действительно лидируют. Также один из самых высоких уровней распространенности у евреев болезней Блума и Нимана-Пика. Но характерные генетические заболевания есть, как я сказала, у всех народов. Главное, что в Израиле выстроена стройная медицинская система, которая учитывает эти риски. Генетика ведь не дает однозначных приговоров, она оценивает риски. Для доминантных заболеваний, когда носителем измененного гена является один из родителей, риск в среднем 50 процентов, для рецессивных, когда в носителях оба родителя — 25 процентов.
Для того чтобы люди оценивали риски, и существует эта система обязательного скрининга для будущих родителей. Скрининг повторяют и во время беременности — по его результатам будущим родителям говорят, реализовались риски или нет. Кроме того, как в Европе, так и в Израиле очень широко распространена практика, которая отсутствует в России: лечение финансируют фонды, они также оказывают социальную и психологическую помощь людям с этими редкими генетическими заболеваниями.
— То есть вот этот список из 19 болезней — он сам по себе ни о чем не говорит, это не много и не мало?
— Список сам по себе говорит о том, что евреи — один из самых исследованных, с точки зрения генетических заболеваний, народов в мире. Такие масштабные скрининги свидетельствуют о внимании к этой проблеме. В странах, где проблеме уделяется меньше внимания, обязательных скринингов для молодоженов может не быть совсем — как в России, например. Но это не значит, что распространенность генетических заболеваний в таких странах меньше. Этногеномика, или, как ее раньше называли, этногенетика — это ведь очень молодая наука. Первыми регистр наследственных заболеваний создали финны в 1952 году. Потом почти все европейские страны, а также Канада и США, последовали их примеру. В России такого регистра нет — там вообще генетика до сих пор не полностью оправилась от советских гонений, живет еще эхо «лысенковщины». В Израиле же существует единая медицинская карта для больного. Есть и единая база данных, куда вносятся сведения обо всех израильских больных с разными национальностями, а также о заболеваемости евреев за рубежом.
— Что можно сказать про психические заболевания — они встречаются у евреев чаще, чем у других народов?
— Считается, что да, некоторые психические болезни распространены больше. Но я думаю, это тоже связано с недоисследованностью вопроса у других народов. Вот, например, есть мнение, что у евреев один из самых высоких показателей распространенности аутизма. Однако в основном — более 80 процентов — этот показатель формирует «легкая» форма аутизма, болезнь Аспергера. Что такое болезнь Аспергера? Это нормальный интеллект, сохранные когнитивные функции, но при этом наличие некоторых «странностей». Я не психиатр, но чисто на бытовом уровне каждый согласится, что в России такие диагнозы можно было бы поставить очень большому количеству людей. Но родители детей не обращаются к психиатрам с подобными проблемами.
Беседовала Екатерина ДРАНКИНА