– Уважаемый рав Эссас, мои родители поженились 44 года назад в России, гражданским браком в загсе, как было принято тогда. С тех пор они вместе, репатриировались в Израиль. Здесь мы с мужем вернулись к религии, и сейчас у нас обычная религиозная семья. Благодаря нам и родители стали соблюдать основные законы на уровне светских традиционных евреев, мама больше, папа меньше. Недавно мама услышала, что после смерти муж и жена могут встретиться, только если они сделали хупу. Она открыла дело в раввинате, окунулась в микву, но потом из-за причин, связанных со здоровьем, приостановила процесс. Может, с точки зрения выполнения мицвот, погружение в микве было важнее?
Заранее благодарю Вас за ответ.
Юлия, Израиль
– В принципе, нам с Вами известно, что еврейский брак должен быть оформлен по законам и обычаям еврейского народа (в нашей традиции эта процедура называется «хупа»). Однако на практике в существующей ныне реальности это, к сожалению, не всегда однозначно.
Иногда некоторые евреи, а то и довольно большие группы (к примеру, так называемые советские евреи), которые родились, росли и жили в нееврейской среде, в полном отрыве от еврейской традиции, оказываются в ситуации, когда вопрос, делать хупу или не делать, требует серьезных размышлений. И решение можно принять лишь с учетом конкретных обстоятельств, индивидуально для каждой конкретной пары. Как, скажем, в случае с Вашими родителями.
Можно ли на основании выдвинутых Вами соображений прийти к однозначному выводу и дать определенный ответ? Общеизвестно, что душа человека, образно говоря — необъятное море. Человек даже сам не в состоянии понять себя до конца. А уж другого понять чрезвычайно трудно. Отсюда следует, что на данном этапе нерешительность или отсутствие интереса к еврейской традиции у Вашего отца может иметь множество «интеллектуальных» причин (это, собственно, события и переживания всей его жизни до этого дня), а кроме того, и психологических (умение выразить себя, отделить убеждения от их эмоциональной окраски и т. д.).
Точно так же — интересы Вашей мамы в сфере, которую можно обозначить словом «мистика». Иногда за этим скрывается стремление души соприкоснуться с тонкими материями в знаниях Торы. А иногда — человек просто становится жертвой всевозможных популярных книжек, брошюр и статей, в которых намешано всего: от правды и полуправды до откровенной глупости и лжи.
Так, мы приходим к выводу, что определяющим критерием в решении делать конкретной паре на данном этапе хупу или нет должно быть осознание действий, уважение к Торе и к нашей традиции.
Еще раз повторю, что оформление еврейского брака может быть только по законам Торы и нашей традиции. Скорее всего, так следует поступить и Вашим родителям. Но сказать это просто и однозначно, учитывая высказанные Вами в письме опасения, я не могу. Тем более что из опыта жизненных наблюдений знаю, что иногда правильные поступки нужно совершать, не откладывая, что называется, в долгий ящик (руководствуясь, разумеется, здравым смыслом).
Но порой до принятия правильного решения в данном вопросе нужно дорасти, чтобы реализовать еврейский закон об оформлении брака, как говорится, и с чистым сердцем, и с искренней радостью. То есть запустить некий процесс, который в результате приведет к осознанию необходимости хупы.
Мой совет Вам: попробуйте поговорить на эту тему с главным раввином Вашего города. Познакомившись с Вами и с Вашими родителями, он, вероятно, сумеет принять оптимальное решение.
Рав Элиягу ЭССАС
Этот раввин, ответивший туманно, расплывчато и нагнетая, не прав. Люди, прожившие в любви 44 года не нуждаются в формальной хупе. Весь мир им хупа. Они обязательно встретятся после смерти.
Раввин сказал:»Но порой до принятия правильного решения в данном вопросе нужно дорасти, чтобы реализовать еврейский закон об оформлении брака, как говорится, и с чистым сердцем, и с искренней радостью. То есть запустить некий процесс, который в результате приведет к осознанию необходимости хупы.»
Какая чушь. Это раввину надо расти, а людей этих приводить в пример другим.
В случае этой пары, уважаемый раввин поступил хитро и, как минимум, не логично.
Зачем нужно было накрутить столько высокопарных слов, чтобы в итоге отказать людям, «переведя стрелки» на другого раввина ?
Для этой пары, совершенно очевидно, хупа — это просто формальность, которую необходимо выполнить
по факту самой их долгой супружеской жизни.
Они ничего и никому НЕ ДОЛЖНЫ ДОКАЗЫВАТЬ, выпрашивать,
Всякие препятствия на их пути к хупе — ФОРМАЛЬНЫ и имеют под собой другие мотивы
(интересно, какие, на самом деле ?) …
Есть небольшая деталь — в Израиле места упокоения конфессиональные. Ради уважения к традициям, что евреев, что арабов, и для недопущения конфликтов в этих местах, по другому не будет.
И любой паре надо оценивать последствия своих посмертных состояний исходя из этого факта.
Эдмонд, они не кладбище соединяться после ухода в мир иной, а на небесах. Там нет людей, пусть даже раввинов, строго контролирующих места упокоения по конфессиям. И неизвестно, не будут ли эти люди, которые контролировали, наказаны наверху за эту строгость.
И еще.
37 лет назад мы с женой стояли не под хупой, а на украинских рушниках (!), что было совершенно неприятно и оскорбительно. И соединял нас ни раввин и не поп, а тетка с перевязанной через плечо лентой, директор местного ЗАГСА.
Мы прожили 37 лет, и я никогда не пойду сейчас под хупу, дабы не оскорблять хупу. Хупы, которые я ставил своим детям, и есть мои хупы.
Г-н Стеклов, у меня личная просьба — попробуйте понять, что у меня нет оснований для личностной полемики с вами. Я высказываю своё личное мнение, НЕ относясь ни к какому лично комментатору.
Не отрицая права на обсуждение своей точки зрения, как и наоборот, я предпочёл бы менее эмоциональный подход к обсуждению вопроса.
Прошу понять правильно — где, и как соединяются люди после смерти, кто и как будет за это наказан, или нет, к поднимаемому мной аспекту вопроса НЕ относятся.
На кладбищах Израиля не должно возникать условий для конфессиональной розни.
Мистер Сарно, вашу личную просьбу, поданную в письменном виде на мое имя, обещаю рассмотреть. Напоминаю вам, мистер Сарно, что каждая подобная просьба должна быть подкреплена материально, ну, например, бутылкой вина. Естественно, кошерного. Жду.