Как обычно говорят некоторые правоохранители — а вот с этого места — поподробнее.
Джо Дассен входит в такой ряд великих певцов, о которых, как мне кажется, можно говорить бесконечно. В его творчестве есть все – лиризм и проникновенная чувственность, нежность и какая-то волшебная интимность. Слушая песни великого французского артиста, порой кажется, что они написаны специально для любого слушателя независимо от его рода-племени. Я слышал однажды на одном русскоязычном радио как совсем не поющий диктор вдруг запел одну из популярнейших песен Дассена «Если б не было тебя». Правда, это же радио умудрилось и выпустить передачу, в которой Джо показан настоящим монстром. Но не об этом речь. Он был очень популярен и при жизни и после ухода. Понятна его известность и вот по какой причине. В жилах певца и музыканта перемешалась французская, американская, еврейская и даже украинская кровь (два деда певца были родом из Одессы ). Еще одной важной составляющей его популярности была увлеченность творчеством окружающих людей, близких и просто знакомых. Почти всю свою жизнь мама Джозефа играла на скрипке, выступая с концертами, а отец – Жюль Дассен – в качестве кинорежиссера трудился на ниве американского кинематографа. Именно поэтому искусство и творчество всегда были важной частью жизни Джо. Родители часто брали его с собой на концерты и бродвейские постановки. Мама также учила юного парня музыке. Весьма примечательно, что в начале своего жизненного пути Джо Дассен мечтал стать отнюдь не музыкантом, а киноактером. Он часто появлялся на съемочной площадке, где работал его отец, а также строил планы об успешной карьере в мире кино. Впоследствии у него появилась и еще одна мечта – мечта об изучении мирового океана. Окончив школу, юноша поступил в Мичиганский университет, на этнографический факультет. Однако впоследствии все-таки поменял свое мнение относительно науки. В студенческие годы Джо Дассен начал петь и играть на гитаре. Он выступал для своих друзей и однокурсников, а потому был довольно популярен в своем окружении. Некоторое время подрабатывал в ночных клубах Детройта, где талантливый француз сумел найти своих первых слушателей. Однако, несмотря на это, музыка всегда оставалась для молодого певца лишь чем-то вроде любимого увлечения. После окончания университета Джо Дассен переехал на историческую родину родителей – во Францию. Здесь некоторое время работал на радиостанции, а впоследствии даже сумел пробиться в мир большого кино. В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов он снялся в нескольких фильмах. Но эти роли большой славы ему не принесли. Однажды Джо Дасен спел ту самую песню «Если бы не было тебя»(«Et si tu n’existais pas») , чем вызвал восторженные отзывы у почитателей хорошей музыки. Именно после этого Джо начал серьезно задумываться о большой сцене. Отправной точкой большого пути, как это часто бывает, стал случай. На одной из вечеринок Джо познакомился с девушкой по имени Марис, которая очень заинтересовалась его музыкальным творчеством. Стараясь сохранить частичку его музыки для себя, девушка сделала несколько записей на примитивном магнитофоне. Некоторое время спустя, когда о записи все уже, казалось, позабыли, Марис отнесла кассету на радиостанцию СВS. После этого Джо Дассена пригласили на встречу, в результате которой его уговорили выступить в прямом эфире. Выступление на телевидении оказалось настолько удачным, что артисту предложили записать его сольный альбом. Пластинка «Les Dalton» была выпущена в 1965 году, однако не принесла певцу успеха. Видя, что музыка кантри не пользуется в Европе большой популярностью, Джо Дассен перешел к французскому шансону, который, собственно, и принес ему большую популярность. После этого в течение пятнадцати стал одним из самых востребованных артистов не только во Франции, но и во всей Европе. Голос Дассена — приятный баритон хрипловатого тембра, с тёплыми, интимными интонациями. Исключительная музыкальность позволяла Дассену тонко чувствовать вокализацию европейских языков, на которых он пел, насыщать материал песни разнообразными интонациями. Большой певческий талант сочетался у Дассена с врождённым артистизмом и выигрышной сценической внешностью — стройной гибкой фигурой, красивыми пышными волосами, мужественным и обаятельным лицом с богатой мимикой. Дассен обладал тонким художественным вкусом и чувством стиля, был весьма элегантен на сцене. Голос и внешний вид певца прекрасно ложились на киноплёнку и аудиозаписи. В результате Дассен остался в истории одним из выдающихся мастеров шансона. У Дассена была особая манера поведения на сцене, которая оказала влияние на целые поколения исполнителей и которой впоследствии многие стали подражать: певец всегда старался держаться как можно ближе к краю подмостков, чтобы видеть глаза зрителей. Следуя традициям французского шансона, Дассен любил напевать, разговаривать с публикой, иногда полушёпотом, менять последовательность номеров, следуя не заранее составленной программе, а настроению аудитории и своему собственному.
За это время певец выпустил девятнадцать студийных пластинок(и мне ещё предстоит их найти в России) , а также огромное множество сборников и дисков с концертными выступлениями. Его песни «Et si tu n’existais pas», «L’Amérique», «A Toi», «Les Champs-Elysees», «Si Tu T’appelles Melancolie», «Le Petit Pain Au Chocolat», «L’ete Indien» стали поистине бессмертными хитами. Совершенная музыка Джо Дассена принесла ему международную славу, а вместе с ней огромное количество самых разных премий и наград. Музыку Джо Дассена можно услышать в нескольких фильмах. Долгое время друзьями и партнерами музыканты были такие известные исполнители как Тото Кутуньо, Шарль Азнавур, Марчелла Белла и многие другие. С песней — Et si tu n’existais pas(Если б не было тебя), одной из лучших в репертуаре и ей подобными артист объездил с концертами полсвета. Большой популярности Джо Дассен добился также и в далеком и традиционно закрытом Советском союзе. Помню его блистательное выступление в зале , только что построенной югославами, гостинице «Космос» на площади перед ВДНХ. Там я впервые услышал лучший , на мой взгляд, его хит «Люксембургский сад». Как это ни удивительно, но единственным местом, где музыка певца не пользовалась популярностью осталась его родная Америка. 1980-м году Джо Дассен пережил тяжелый развод, в результате которого он стал часто жаловаться на здоровье. У него начались проблемы с сердцем. В итоге, во время выступления в одном из концертных залов Канн, артист вдруг побледнел и едва не упал с ног. Прошептав в микрофон: «Мне плохо», артист удалился за кулисы под вздохи встревоженных зрителей. За сценой Джо Дассену сделали укол, и он под восторженные аплодисменты собравшихся смог все-таки вернуться на сцену. После концерта певца отвезли в больницу, где у него был констатирован сильнейший сердечный приступ. После этого случая артист взял паузу и на некоторое время уехал на Таити. Однако уже в аэропорту у него случился новый приступ. На острова приехали его близкие и друзья, которые решили поддержать музыканта. Но это не помогло. И в один из вечеров Джо Дассен вдруг упал на пол, прямо посреди ресторана, где он ужинал, и больше не пришел в сознание. Похороны Джо Дассена прошли в США 27 августа на еврейском участке «Beth Olam Mausolem» кладбища Hollywood, где ранее были похоронены его бабушка и дедушка. Для публичного посещения могила певца недоступна. Хранителем наследия Дассена является его младший сын Жюль, музыкант и певец, выступающий с песнями отца и в «дуэте» с ним при помощи новейших музыкальных технологий типа «видеостена».Много лет спустя после его смерти французские и европейские музыканты посвящали свои песни великому артисту. Он стал настоящим символом Франции и одним из величайших певцов в европейской истории. В жизни Джо Дассена было два брака. Первой его супругой стала та самая Марис Массьера, которая когда-то сделала его первые записи. Влюбленные поженились в Париже 18 января 1966 года и прожили вместе одиннадцать лет. В 1973-м году на свет появился их сын Джозеф, который, однако, трагически умер пять дней спустя. Этот случай перечеркнул многое в отношениях пары. Джо и Марис стали часто ссориться. В 1977-м году супруги развелись. Впоследствии, рассказывая о своем разводе, Джо сказал: «Нас разъединил не успех. Нас просто разлучила сама жизнь». В 1978-м Джо Дассен женился во второй раз. Его новой спутницей жизни стала Кристин Дельво, с которой он встречался во время своего первого брака на протяжении 5 лет. Поэтому после развода он сразу оформил свои отношения с девушкой. Кристина на свадьбе была уже беременна. Первый сын Джонатан родился в сентября 1978 года. А через полгода девушка узнала, что беременна вторым ребенком. В это время брак уже «трещал по швам», поэтому когда родился второй сын, Жюльен, Джо Дассен подал на развод. Он смог отсудить у бывшей жены детей, потому что она злоупотребляла наркотиками. Но, к сожалению, после всех судебных разбирательств он так и не смог восстановить здоровье — он умер от сердечного приступа 20 августа 1980 года в возрасте 41 года.
Более счастливая судьба у Арта Гарфанкела,отметим лишь, что, как и Джо Дассен, он имел еврейские корни( предки-евреи выходцы из румынского города Яссы, который был крупным центром иудейской культуры). Хотя и его звездный дуэт с Полом Саймоном, созданный в 1957 году , в 1970 году распался и, казалось бы , всё — закончилась музыкальная карьера, но..У Арта появилось новое увлечение — кинематограф: Гарфанкел снялся в нескольких фильмах, особым успехом пользовалась его работа в фильме «Уловка-22». Однако, увлечение кино продолжалось недолго, и певец вновь начал записывать пластинки, на этот раз сольные. К 1979 году у Арта Гарфанкела было уже пять «хитов», два из которых заняли первые места в Англии (1975 и 1979 гг.). В своей работе Арт Гарфанкел пользуется в основном чужими музыкальными материалами, отбирая для пластинок мелодичные композиции в медленном ритме, позволяющие наиболее полно использовать его вокальные способности. Посвятив себя кинематографу, в 90-е годы Гарфанкел практически отошел от музыки, и очень редко вспоминал о студии звукозаписи и о гастролях. И все же музыка взяла верх. Его первая пластинка «Angel Clare(это и моя первая пластика из его дискографии) выходит в 1973 году, но, кажется, за прошедшие с распада дуэта три года мало что изменилось: альбом продюссирует Рой Хэйли, а Пол Саймон кое-где играет на гитаре и даже подпевает Арту на бэк-вокале. Большинство вещей на этом альбоме — очень мягкий мелодичный фолк, совершенно типичный для Арта как исполнителя и позволяющий в полной мере насладиться его тенором, но есть и парочка необычных вещей — бодрячок I Shall Sing и что-то совсем народное под названием Mary Was An Only Child. Альбом поднимается на пятую строчку в американском хит-параде, это лучшее достижение Арта за всю его сольную карьеру. С тех пор Арт всегда исполняет ее на своих концертах.
Потом, в 1981 год вышел альбом- «Scissors Cut»- очень приятная пластинка — это как раз то, что можно назвать хорошим гарфанкелевским альбомом. Продюссирует его снова Рой Хэйли, которого мы помним по первому альбому Арта «Angel Clare», своим меланхолично-светлым настроением с нами снова делится и Джимми Уэбб, написавший для этой пластинки несколько песен. Для этого альбома Арт снова записывает Bright Eyes, и она снова возглавляет британский хит-парад.
Очередная пластинка Арта. «Lefty», 1988 года выходит через два года после рождественской «Animals’ Christmas» и через семь лет после последней полноценной студийной работы «Scissor’s Cut» — пожалуй, он уже не слишком беспокоится о коммерческом успехе своих пластинок, а просто записывает то, что хочет. Тщательность подхода Арта к своему делу чувствуется и здесь — альбом оставляет весьма приятное впечатление как по содержанию, так и по качеству исполнения, но материал все-таки слабоват даже для поп-альбома, не говоря уже о том, что от Арта как от доброй половины самого успешного фолк-дуэта шестидесятых ждешь большего именно в этом жанре. Я не буду больше отвлекать ваше внимание на другие альбомы Арта, тем более, что я их не полностью слышал. Кроме того, музыкант был вынужден сделать творческий перерыв в 2010 году из-за серьезной болезни голосовых связок. Однако в начале 2014 года Арт заявил, что его голос вернулся в прежнюю форму, и он ждет новых встреч со своими поклонниками. Первые концерты певца после длительной болезни прошли в в Кливленде и Цинциннати (штат Огайо). Артист хотел проверить свой голос прежде чем объявлять о своем возвращении на сцену. Турне Гарфанкела стартовало в конце января 2014 года в Франклине (штат Теннесси). 72-летний музыкант рассчитывает, что в дальнейшем сможет воссоединиться со своим сценическим партнером Полом Саймоном и дать несколько совместных концертов. Закончить творческий портрет Арта Гарфанкела я хочу короткой аннотацией к пока последнем новому, двойному альбому Арта «The Singer». В него вошли тридцать четыре песни, среди которых все главные хиты музыканта, выходившие на протяжении последних сорока восьми лет, а также две записи, сделанные специально для сборника, — «Lena» и «Long Way Home». Для издания певец сочинил подробное эссе, в котором детально комментирует каждую из песен альбома. Арт Гарфанкел писал его от руки, и именно в таком же виде оно представлено на страницах буклета. В альбом , которого у меня пока нет, вошла песня «Sound of Silence» из канувшего в лету дуэта. Это была одна из шести первых песен, которую сочинил Пол Саймон. Сам певец говорит об альбоме «Конечно, это моя лебединая песня. Я собрал свои работы последних 50 лет, выбрал лучшее, записанное как с Полом, так и без него… Вот и все, это и есть мой след на Земле.»
И, наконец, Рэй Коннифф.
Рэй изучал музыкальную аранжировку по книжному курсу. После службы в армии США во Второй мировой войне, он присоединился к биг-бенду Арти Шоу (Artie Shaw) и написал много аранжировок для него. После Шоу он был приглашён на работу Митчем Миллером, возглавлявший тогда A&R на Columbia Records. Будучи студийным аранжировщиком, Коннифф работал со многими артистами, в их числе Розмари Клуни (Rosemary Clooney), Марти Роббинс (Marty Robbins), Фрэнки Рэй (Frankie Laine), Джонни Матис (Johnny Mathis)( о Джонни мы поговорим отдельно А. Я.), Гай Митчелл (Guy Mitchell) и Джонни Рэй (Johnnie Ray). В эти ранние годы Рэй Коннифф также произвел сходно звучаще записи для лэйбла Epic под именем Jay Raye (что означает «Иосиф Раймонда»), среди них альбом и синглы с Somethin’ Smith and the Redheads, американской мужской вокальной группой . Между 1957 и 1968 годами у Конниффа было уже 28 альбомов , самый известный из которых Somewhere My Love (1966). Он возглавил топ-список альбомов в Великобритании в 1969 году, а также «His Orchestra, His Chorus, His Singers,ах His Sound», альбом, который был первоначально опубликован, чтобы продвинуть европейского турне артиста (Германия, Австрия, Швейцария) в 1969 году.. Его последующие альбомы, как Exclusivamente Latino, Amor Amor и Latinisimo сделали его очень популярным в странах Латинской Америки, тем более после выступления на Международном фестивале песни в Винья-дель-Мар. В Бразилии и Чили, к нему относились как молодой поп-звезде в 1980-х и 1990-х годов. Он даже играл вживую со своим оркестром и хором из восьми человек на больших футбольных стадионах. А вот как Коннифф рассказывал о своём открытии нового стиля в популярной музыке: «Однажды я записывал альбом с Mitch Miller — у нас была большая группа музыкантов и маленький хор, я решил, что пусть хор поёт вместе с биг-бэндом с использованием вокализа. Женщины были удвоены с трубами и.. мужчины были удвоены с тромбонами. Митч был совершенно удивлен и взволнован тем, как хорошо это работает». В связи с успехом нового звучания Рэя Конниффа Миллер создал свой собственный рекорд, и это стало успешным проектом. Коннифф выпустил много альбомов в том же духе, в том числе Dance The Bop (1957) S Marvelous (1957, золотой альбом), S Awful Nice (1958), Concert in Rhythm (1958, золотой альбом), Hollywood in Rhythm (1958), Broadway in Rhythm (1959) и Concert in Rhythm, Volume II (1959, золотой альбом). В 1959 –м Рэй Коннифф основал свой легендарный The Ray Conniff Singers (12 женщин и 13 мужчин) и выпустил альбом It’s the Talk of the Town. Эта группа привела его к самому большому хиту в карьере: Somewhere My Love (1966). Заглавная песня альбома была написана на музыку «Тема Лары» из фильма «Доктор Живаго. Альбом также достиг вершины двадцатки в США и стал платиновым, а Конниффу был вручён первый Grammy. Также чрезвычайно успешным был первый из четырех рождественских Christmas with Conniff (1959). Почти через 50 лет после его выпуска — в 2004 году – Рэй Коннифф был посмертно награжден платиновым альбомом. Другие известные релизы Singers включали Ray Conniff’s Hawaiian album (1967), с хитом «Pearly Shells», и Bridge Over Troubled Water (1970), в который вошли оригинальные композиции Рэя в «Someone», и римейки таких хитов, как «All I Have to do is Dream», «I’ll Never Fall in Love Again» и «Something». Музыкально различными моментами в карьере Рэя Конниффа являются два альбома, которые он подготовил в сотрудничестве со старым другом Билли Баттерфилдом (Billy Butterfield). Альбом Conniff Meets Butterfield (1959) с соло на трубе Баттерфилда и небольшой ритм-группой; и альбом Just Kiddin’ Around (с оригинальной композиции Кониффа 1940), выпущенный в1963 году, в котором соло на тромбоне исполнил сам Рэй. Оба альбома представляют легкий джаз без вокала. Рэй Коннифф записывался в Нью-Йорке с 1955 по 1961 г. и в основном в Лос-Анджелесе с 1962 по 2000-й. После 1960-х годов он выпускал в среднем два инструментальных и один вокальный альбом в год. Всего было продано около 70 миллионов альбомов по всему миру, а Рэй продолжал записываться и выступать вплоть до своей смерти 12 октября 2002 года. Он умер в Эскондидо, Калифорния поле несчастного случая — падения в ванну, и был похоронен на кладбище Westwood Village Memorial Park Cemetery в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. На его могиле обозначены первые четыре ноты «Где-то Моя Любовь» («Somewhere My Love»). У Рэя и его жены Веры остались дочь Тамара, сын Джимми и трое внуков. И если в итоге повествования о Рэе провести минимальное, чисто бухгалтерское сравнение его продуктивности , то выяснится , что он выпустил студийных альбомов в три раза больше, чем Джо и Арт, вместе взятые. Можно возразить — одно дело записать сольник для певца, а совсем другое — для оркестра с хором. Явно, казалось бы мороки меньше: раздал партитуры музыкантам, хористам, взял в руки тромбон и — вперед. Возразить то можно, если не знать, что буквально каждый альбом хора и оркестра записывается только определённым составом оркестра (от небольшого ансамбля в 11 человек и до полносетного 17 музыкантов биг бэнда) и хора(от 6 до 25 человек) . Дирижёру и аранжировщику приходится разбирать индивидуально участие каждого певца или музыканта в записи очередного альбома, компоновать с звукорежиссёрами армоничное звучание всех исполнителей (а их бывало до 43 человек) . Этот процесс напоминает скорее сборку какого то сложного лайнера, которому предстоит длительный и ответственный перелёт с многими десятками тысяч пассажиров на борту. Приведу для примера запись одного из, по моему мнению, лучших альбомов Рэя «Love Theme From «The Codfather» , записанном в Нью-Йорке в 1972 году (студия Columbia Records) по мотивам музыки Нино Рота к кинофильму » Крёстный отец» и др. авторов. Звуковой ряд сопровождения оркестра Рэй записал предварительно. На диске десять композиций, но их исполнял не весь состав хора , а только шесть, иногда пять певцов. Каждая композиция прослушивалась в контрольной комнате и вносились коррективы звучания уже хора и оркестра. Все эти переделы можно посмотреть на снимках задней части конверта пластинки. Как всегда, у Рэя на лицевой части конверта размещена очередная красивая женщина, причём, на всех альбомах они разные и только несколько раз это правило нарушалось. Остановлюсь лишь на двойном альбоме «Live at the Sahara/Tahoe», который был записан в 1970 году в знаменитом казино The Sahara, что расположено на берегу живописного озера Tahoe в Неваде( кстати, на значительном расстоянии от Лас Вегаса). На лицевой обложке альбома Рэй у микрофона, ведущий концерт. Простим ему эту слабость за титанический труд по созданию целой музыкальной страны под названием «Мир Рэя Конниффа». А также и то, что на лицевых сторонах двух альбомов американском — «Another Somebody Done Somebody Wrong Song и советском (записанном на фирме «Мелодия с участием ансамбля «Мелодия», Московского Камерного Хора и квартета » Улыбка». Рэй также первым американцем, сделавшим музыкальный альбом Ray Conniff in Moscow в СССР в 1974 году.) размещены красочные фото Рэя в кругу семьи,» не считая собаки». О великом дирижере и аранжировщике можно писать много и я уверен, что исследователи его музыкального наследия ещё порадуют почитателей его таланта новыми книгами и публикациями, а я призываю своих читателей обязательно иметь в своих домах музыку Рэя Конниффа : она будет наполнять вашу жизнь радостью и надеждой . Mногие альбомы Рэя заканчиваются словами — Happy listening! (Приятного прослушивания!). Эти слова касаются творчества всех трёх героев выпуска — Джо, Арта и Рэя.
Анатолий Ясеник