Размышления в Independence Day

Независимо от зависимости и зависимо от независимости

Америка отметила свой главный праздник — День Независимости. Уже 239-й раз, не юбилейный. Вот и чувства не юбилейные — радостные, но с тревогой пополам. С тревогой за будущее. Юбилейный Independence Day будет через 11 лет, еще более юбилейный — через 61 год.

Америка отметила 239-й Independence Day
Америка отметила 239-й Independence Day

В какой обстановке встретят эти юбилейные дни наши дети, внуки и правнуки? Это в определенной степени зависит от нас с вами, дорогие читатели. От того, как проголосуем на приближающихся выборах.
Только это написал, а уже слышу возражения: «Да разве от нас тут что-то зависит?» Что-то таки да, зависит, ибо день выборов — это День Зависимости нашего будущего именно от нас. И не только день выборов, а все дни нашего общения, формирующие то, что принято называть общественным мнением. А в Independence Day — в особенности.
239 лет назад свободные люди, американские патриоты, высокообразованные, с твердой моралью, сильные духом и мудрые, провозгласили независимость США от британского королевства. Это был День Рождения поистине великого, по-новому организованного государства, на третьем веке преуспеяния которого и нам, иммигрантам, удалось отведать его благ. Мы полюбили эту страну, стали ее гражданами и патриотами. Оттого порой тревожно за взятый в последние годы ее курс — как во внутренней, так и во внешней политике.
Давайте рассмотрим в этом аспекте некоторые сенсации последних дней и недель. Одни из них касаются нас больше, другие — меньше, но в общем можно сказать, что при всей независимости мы на самом деле от всего зависимы и именно осознание этой зависимости может обеспечить нашу независимость в более широком смысле. Извинившись за витиеватость слога, перехожу к конкретике.
В Греции прошел референдум. Какое нам дело до Греции? «В Греции всё есть», как уверял нас когда-то чеховский персонаж, то есть для беспокойства за нее вроде бы нет оснований. Однако к Греции нам следует присмотреться. О ее референдуме я писал в предыдущей статье и не случайно вспомнил о другом хитром референдуме, когда нас в 1991 году спрашивали в одном вопросе о двух несопоставимых вещах: о правах человека и о сохранении СССР. Большинство тогда проголосовало за права человека, а устроители референдума интерпретировали это как голосование за сохранение СССР.
Греческий премьер Ципрас тоже хитрец. Смотрите, как в бюллетенях для голосование был сформулирован вопрос: «Должен ли быть принят план соглашения, представленный Еврогруппе 25 июня Европейской комиссией, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом и состоящий из двух частей, представляющих их совместное предложение? Первый документ озаглавлен “Реформы для завершения текущей программы и после нее”, а второй — “Предварительный анализ устойчивости долга”».
Славно придумано! Вы поняли вопрос, читатель? Да будь я и греком преклонных годов, я бы не понял вопроса и попросил бы спросить чего-нибудь попроще. Но Ципрас и его леваки-однопартийцы настойчиво призывали «охать» (Охi — произносится «охи» — по-гречески «нет»), и 61,5% (по итогам обработки 95% бюллетеней) проохали. Тем более что этот ответ был в бюллетене сверху, сразу под рукой (как «да» в горбачевском референдуме 1991 года), а другой ответ (Nai — произносится «нэ» — по-нашему «нет», а по-гречески это «да») надо было искать ниже.
Парадокс с «да» и «нет» напомнил болгарскую традицию кивать, когда «нет» и водить головой из стороны в сторону, когда хотят сказать «да». Спросите болгарина, хочет ли он покинуть ЕС, он, конечно, кивнет, так не подумайте, что это «да». А грек, если бы сказал на референдуме «нэ», это значило бы «да», но он сказал «охи». Ну пусть ЕС и кредиторы теперь разбираются. Для Европейского союза неплатежеспособность Греции, а главное, ее желание брать без отдачи, однозначно выраженное на всенародном референдуме, — это серьезнейшая проблема, головная боль и угроза всей его структуре. Эта угроза, несомненно, коснется и США.
Урок, преподнесенный Грецией Евросоюзу, должен напомнить Соединенным Штатам Америки о проблеме дефицита бюджета и огромном государственном долге, опасно выросшем в последние несколько лет. По отношению к внутреннему валовому продукту (ВВП) он раза в полтора меньше, чем у Греции, но это не может служить нам утешением, поскольку, в сущности, это угроза независимости, хотя и отдаленная.
Вовсе не отдаленной, а насущной угрозой по отношению к США и НАТО является агрессия России в Украине и объявленное ею наращивание ядерных сил. В НАТО, сообщает Wall Street Journal, решено «ускорить развертывание сил быстрого реагирования, предоставив командующему войсками НАТО американскому генералу Бридлаву расширенные полномочия. Он сможет поднимать войска по тревоге и готовить их к боевым действиям, хотя окончательное решение о развертывании будут по-прежнему принимать все 28 государств — членов НАТО». То есть Греция и здесь сможет сказать Охi.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг высказался в том духе, что страны альянса не должны преувеличивать опасность со стороны России и драматизировать ситуацию с угрозой для восточноевропейских членов альянса. По его мнению, «Москва и Вашингтон не находятся в состоянии холодной войны».

Афины перед референдумом
Афины перед референдумом

А Збигнев Бжезинский, экс-советник президента США по ­национальной безопасности и все еще влиятельный политолог, напротив, считает, что «между США и Россией начался новый виток холодной войны». «Перспектива, что она станет горячей, к счастью, менее вероятна, — считает он, — и, если Украина не рухнет, внутреннее давление в России заставит того, кто находится у власти, искать альтернативу».
В интервью германскому журналу Spiegel Бжезинский заметил, что «между Путиным и Гитлером есть некоторые общие черты, но также есть определенные различия. Гитлер никогда не был особо заинтересован в том, чтобы лично иметь много денег. Путин же имеет побочный интерес к обогащению. А стремление к обогащению, — с удовлетворением подчеркивает Бжезинский, — стабилизирует и охлаждает страсти российского президента». Вот такое от политолога «утешение».
Говорить о внутреннем давлении в России на власть и об охлаждении страстей пока не вижу оснований. Наоборот, растет давление власти на общество. Одним из зловещих признаков этого являются сенсационные, просто дикие законопроекты, расширяющие и без того чрезмерные полномочия полиции и ФСБ, разрешающие стрелять в людей, даже по женщинам, правда, кроме беременных, в которых все-таки стрелять еще не разрешат. Правозащитники обеспокоены тем, что режим, очевидно, готовится к жесткому подавлению любого недовольства, к пресечению оружием и прочими «спецсредствами» любого несогласия. Вероятно, режим ощущает, что в обществе зреет недовольство, и напуган им. К тому же пример россиянам показала Армения — по моим впечатлениям это самая пророссийская из бывших советских республик. Имею в виду «электромайдан» — массовый народный протест в Ереване против повышения платы за электроэнергию, поставляемую ответвлением российской компании.

«Электромайдан» — неожиданная подсказка россиянам из дружественной Армении
«Электромайдан» — неожиданная подсказка россиянам из дружественной Армении

Еще одной российской сенсацией стало неожиданное заявление пресс-секретаря Следственного комитета Маркина о том, что в роли заказчика убийства в 1998 году мэра Нефтеюганска Петухова «и ряда других особо тяжких преступлений мог выступать непосредственно руководитель ЮКОСа Михаил Ходорковский». «Прошу Маркина уточнить, — отозвался Ходорковский, — это реакция на исполнение Гааги или на серию статей о будущем России после Путина?» «Следственный комитет политикой не интересуется», — лицемерно ответил Маркин. Еще как интересуется, только ею и руководствуется, повинуясь тому, что исходит от президента. А тот еще во время второго суда над Ходорковским, если помните, сморозил про его «руки по локоть в крови», потом сам забыл, когда выпустил узника, но служивые вдруг «вспомнили» и шьют новое дело.
В приведенном выше запросе Ходорковского Маркину есть две версии новой инициативы Следственного комитета России, обе верные и существенные. Во-первых, это может быть ответом на повестку в американский суд по иску акционеров ЮКОСа, переданную российской стороне посольством США в Москве 22 июня (дата памятная и звучит интригующе). Во-вторых, Путину явно не по себе политическая активность Ходорковского. Приведу лишь одну цитату из серии его впечатляющих статей и выступлений: «Западу стоит осознать, что интересы жителей России и интересы ее руководства фундаментально расходятся».
Эта фраза существенна в связи с обвинениями США в желании смены власти в России, звучащими из Москвы, и с ответом США на эти обвинения. Вице-президент Джо Байден, резко критикуя Путина за «жестокую агрессию по отношению к Украине и агрессивные репрессии у себя в доме», вместе с тем подчеркнул, что «Вашингтон не стремится к смене власти в России». Примерно так же успокаивает Путина и посол США в Москве Джон Теффт: «Санкции США в отношении России направлены на изменение политики российских властей, а не на их смену».
Изменить политику России, не сменив ее власть, — это, я думаю, нереально. Дипломатия дипломатией, а давно пора честно сказать прямо в глаза правителям России, что санкции введены не против их многострадальной страны, не против ее народа, а именно против них самих. Да так надо сказать, чтобы российский народ это услышал. Пока Интернет не преодолел там телепропаганду, остается надежда на несогласие терпящего ущерб холодильника с довольством, льющимся из телевизора. «Хоть горько лекарство, в нем польза всегда, от сладостей будет больному беда». Это Саади, Иран, XIII век.
Иран, Куба и ряд других волнующих новостей, которые теснились рядом, но в данные размышления не попали, надеюсь, удастся при случае обсудить позже, тем более в свете новых сенсаций, на которые так щедро наше неспокойное время.

L69058I-ED Solutions_adid-190764_3x2CN_b

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора