В романе «Золотой теленок» есть сцена, которая еще недавно, до скандала с датской карикатурой на пророка Мухаммеда, выглядела не более чем отражением безудержной фантазии Ильфа и Петрова. Главный герой романа Остап Бендер, пребывая в игривом настроении после успешного «отъема денег» у подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко, пытается развлечь свою жертву таким далеко идущим прожектом:
«Я – эмир-динамит! Если через два дня мы не получим приличной пищи, я взбунтую какие-либо племена. Честное слово! Назначу себя уполномоченным пророка и объявлю священную войну, джихад. Например, Дании. Зачем датчане замучили своего принца Гамлета? При современной политической обстановке даже Лига Наций удовлетворится таким поводом к войне… Представляете себе вторжение диких племен в Копенгаген? Впереди всех я на белом верблюде. Ах! Паниковского нет! Ему бы датского гуся!..»
Литература не раз опережала жизнь. В 1898 году писатель Морган Робертсон сочинил роман «Тщета», в котором описана катастрофа «непотопляемого» лайнера под названием «Титан». Все придуманные автором подробности – от габаритов корабля и количества пассажиров до причины его крушения (столкновение с айсбергом) почти полностью совпадают с обстоятельствами трагедии, которая произошла с реальным «Титаником» 12 апреля 1912 года.
Нелишне вспомнить и о том, как бронзовеющий буквально на глазах нынешний хозяин Кремля все больше напоминает главного героя написанной более двух десятков лет назад книги Владимира Войновича «Москва 2042». А именно – «гениалиссимуса» Лешку Букашева, карьериста с безудержными амбициями и КГБистским прошлым, который в совершенстве владеет немецким языком. Впрочем, даже проницательный Войнович не мог предвидеть, что нынешний лидер «демократической России», призвавший в начале своей кремлевской карьеры «мочить террористов в сортире», заявит на очередной ежегодной пресс-конференции, что ХАМАС, оказывается, вовсе не террористическая организация…
И все же даже на этом фоне фактическое объявление сегодняшними «уполномоченными пророка» священной войны маленькой Дании – из-за изображения неприкосновенного Мухаммеда в виде «эмира-динамита» с тлеющим фитилем на голове – выглядит впечатляюще. Да и фраза Ильфа и Петрова о том, что «при современной политической обстановке» даже Лига Наций (сегодня ее роль так же «эффективно» выполняет ООН) может признать в качестве повода к джихаду даже смерть принца Гамлета, выглядит сейчас вполне правдоподобной. Во всяком случае, туманные и противоречивые высказывания генсека ООН Кофи Аннана по поводу скандальной карикатуры ничуть не способствовали «разрядке напряженности» в этом вопросе.
«Рисунок – это всего лишь повод»
Впрочем, о том, что оскорбительный для мусульман рисунок в датской газете – всего лишь повод, а точнее, «соломинка, переломившая спину верблюда», пишет, причем вполне серьезно, обозреватель газеты «Гаарец» Цви Барель. Как и положено автору «либерального издания», Барель считает, что истинной причиной нынешних волнений является неравноправное положение мусульман в нынешней Европе, где они постоянно подвергаются унижениям и насмешкам. Впрочем, возможно, против своей воли, автор из «Гаарец» вскрывает одну из особенностей общественного сознания мусульман. А именно: свойственное жителям стран с тоталитарным режимом представление о том, что государство обязано контролировать прессу и «одергивать» зарвавшихся авторов и карикатуристов. Ссылаясь на одного из исламских публицистов, Цви Барель пишет:
«Арабские народные массы никогда не смогут понять, почему руководители европейских стран не осуществляют прямую цензуру существующих там СМИ, как это принято в исламских государствах… Именно поэтому бурные протесты направлены против не только конкретных изданий, но и правительств соответствующих держав».
По мере увеличения числа стран ислама, втянутых в орбиту насильственных столкновений у западных посольств по всему миру, ужесточались и комментарии в газете «Гаарец». Через день после появления статьи Бареля, журналист Ицхак Лиор опубликовал на Интернет-сайте этого же издания корреспонденцию под названием «Карикатура на европейскую толерантность». В ней подвергается сомнению вся развернувшаяся в последние годы на Западе кампания по превращению Старого Света в «мультикультурный» континент.
«Чтобы осознать степень цинизма европейцев, достаточно присмотреться к той изобретательности, с которой они придумывают все новые причины для того, чтобы затормозить прием в ЕС такой густонаселенной мусульманской страны, как Турция, – пишет Ицхак Лиор. – Нет сомнения в том, что в последнее время наметилась тенденция не только к «гомогенизации» Европы, но и к сохранению ее этнорелигиозной «чистоты»… Сегодня в европейских странах все неуютнее чувствуют себя бородатые черноволосые мужчины, которые появляются на улицах в традиционной мусульманской одежде, не говоря уже об их женах в парандже».
Особые претензии автор статьи предъявляет к французскому министру Никола Саркози, которого Ицхак Лиор считает едва ли не главным виновником недавних беспорядков в пригородах Парижа и других городов страны. С точки зрения автора «Гаарец», погромщики исламского вероисповедания буквально вынуждены были выйти на улицы и поджигать автомобили, потому что их довели до отчаяния непродуманные и недальновидные действия властей в области эмиграционной политики.
Вслед за этим, весьма спорным утверждением, следует другое, еще более сомнительное. «Трудно себе представить, чтобы датская газета опубликовала рисунок, порочащий достоинство иудейского пророка Моисея, – пишет Ицхак Лиор. – По мере того как отношение к мусульманам в Европе становится все более враждебным, налицо заметное усиление филосемитских тенденций».
Трудно сказать, на какие источники опирался автор, говоря о заметном усилении в Европе филосемитских тенденций. Во всяком случае, с ним не согласен бывший посол Израиля в Швеции и Египте Цви Мазель. Тот самый, который два года назад, как говорится, и словом, и делом выразил свое резкое несогласие с размещением «художественной» композиции «Белоснежка и безумие правды» в стокгольмском Историческом музее. На ней, как известно, в роли невинной «Белоснежки» (и снова налицо взрывоопасная смесь литературы и политики!) была представлена арабская террористка Ханади Джарадат, взорвавшая себя в хайфском ресторане «Максим».
Что объединяет «Майн кампф» и «Аллах акбар»?
В статье «Прекраснодушная Европа», опубликованной на сайте газеты «Едиот Ахронот», опытный дипломат анализирует причины необузданного поведения мусульман в целом, а не только в связи с тем или иным конкретным случаем: «Правительства европейских стран и почти все СМИ прикладывают титанические усилия для того, чтобы понравиться мусульманам, – констатирует Цви Мазель. – Это выражается, в частности, в безоговорочной поддержке «справедливой борьбы палестинского народа», а также в переводе громадных средств в бюджет ПА. Даже теракты в Мадриде и Лондоне, а также убийство на религиозной почве голландского режиссера Тео Ван Гога не вразумили европейцев. Они, по-прежнему, игнорируют очевидные факты и всё еще надеются, что населяющие Европу мусульмане вот-вот «образумятся» и станут «цивилизованными» по западному образцу».
С дипломатом солидарен журналист и телеведущий Яаков Ахимеир. Название его статьи, опубликованной в «Маариве» звучит весьма красноречиво – «Мусульманский цинизм». Главная мысль этой публикации выражена в следующих фразах: «Возмущение и шумные протесты по поводу карикатуры в датской газете происходят на фоне общепринятой в арабском мире традиции изображать евреев в стиле нацистской пропаганды. Так что мусульманам не стоит так уж сильно демонстрировать свой гнев и возмущение… «Юдофобский пасквиль «Протоколы сионских мудрецов» является одной из наиболее популярных книг практически во всех арабских странах. Гитлеровское сочинение «Майн кампф» также продается в странах ислама совершенно беспрепятственно. Египетский президент Мубарак и его помощники, ссылаясь на «свободу слова», постоянно отвергают жалобы израильских дипломатов, которые жалуются на антисемитское содержание публикуемых в каирской прессе карикатур с изображением израильтян и евреев вообще. Вспомним и о том, что последние слова смертников- «шахидов», которые слышат накануне взрыва их жертвы-израильтяне – это дикий вопль «Аллах велик!» Таким образом, убийство ни в чем не повинных людей осуществляется мусульманскими экстремистами во имя Аллаха и неотделимого от него пророка Мухаммеда».
Стоит отметить, что все упомянутые нами авторы старались по мере возможности отделить «мух от котлет» и удержались от соблазна напрямую «вплести» в разгорающийся цивилизационный конфликт между христианами и мусульманами наши внутриизраильские «разборки». Однако это не относится к недавнему лидеру партии МЕРЕЦ Йоси Сариду, который напрямую сравнил мусульманских фанатиков, громящих посольства западных стран, с поселенцами Иудеи и Самарии. Особое возмущение Сарида вызвали слова еврейской женщины из Амоны, сравнившей действия силовиков в ходе разрушения находившихся там домов с мрачными временами Холокоста.
Можно не соглашаться с таким сравнением, но и реакцию многолетнего лидера израильских либералов вряд ли можно считать адекватной. В статье с фамильярным заглавием «Не жалуйся, Мухаммед!» («Гаарец», 6 февраля), Йоси Сарид пишет: «Поселенка, что может быть общего между нами и тобой? Собирайся и проваливай отсюда прочь, дьявол тебя побери!» (Куми вэ-ци ми-кан, вэ ха-шед иках отах!). После столь доброго пожелания в адрес еврейской женщины со стороны одного из главных идеологов толерантности вовсе не кажется преувеличением еще одна литературно-историческая параллель, проведенная адвокатом и публицистом Эльякимом Хаэцни в статье «Рецепт ненависти». Она была опубликована 6 февраля в газете «Едиот Ахронот».
Характеризуя нынешнюю ситуацию в Израиле и, в частности, отношение правящего истеблишмента к поселенцам Иудеи и Самарии, Хаэцни вспоминает эпизод из повести Артура Кестлера «Слепящая тьма». В нем описываются страдания европейского коммуниста, который отсидел долгий срок в одной из тюрем на Западе, а затем эмигрировал в СССР. На «родине всех трудящихся» наивного марксиста сразу же бросили в сталинские застенки и пытали как «буржуазного шпиона». Чтобы справиться с депрессией и не разочароваться в идеалах коммунизма, «борец за светлое будущее» решил для себя, что капиталистические тюремщики его обманули, и он попросту оказался в очередной тюрьме на «загнивающем Западе»… Ну что ж, самообман действительно иногда помогает. Но ненадолго…