Гениальный психоаналитик

»Евреи глазами именитых друзей и недругов»  —  www.zelikm.com

Исполнилось 155 лет со дня рождения Зигмунда Фрейда, австрийского врача основателя  психоанализа. Вспомним этого  выдающегося Еврея и Человека. Но сначала анекдот.

Поезд. Два еврея ведут разговор о знаменитых людях и, естественно, везде находят своих:  «Эйнштейн-еврей, Маркс-еврей, Фрейд-еврей…»
Сидевшему напротив них (нееврею) это надоело, и он воскликнул:  
-«Господи Иисусе, Пресвятая Богородица».
И в ответ услышал:
— «Тоже евреи».

В Карле Марксе, Альберте Эйнштейне и Зигмунде Фрейде (1856 —  1939) часто видят трех евреев, оказавших самое глубокое влияние на западный мир в XIX — XX вв. Но все же Маркса с натяжкой можно считать евреем. Отец крестил его в возрасте 6 лет, и он всю жизнь оставался ярым антисемитом. Напротив, еврейство Эйнштейна было столь глубоко, что, когда умер первый президент Израиля Хаим Вейцман, Эйнштейну предложили стать президентом. Он отказался, но ответил любезным письмом, весьма растроганный таким предложением.

Еврейство Зигмунда Фрейда более очевидно в сравнении с Марксом и более сложно по сравнению с Эйнштейном. Фрейд был признанным атеистом и не находил ничего привлекательного в иудейских ритуалах. Но хотя он отвергал сущность иудаизма, он гордился принадлежностью к народу, сохранившему свои убеждения перед лицом постоянных преследований и враждебности. Фрейд считал, что эти еврейские стойкость и сила и дали ему твердость, в которой он нуждался для защиты своих теорий перед лицом почти единодушной враждебности медицинских авторитетов. «Поскольку я еврей, — заявил Фрейд венской ложе организации «Бней-Брит», членом которой состоял, — я считаю себя свободным от многих предрассудков, которые ограничивают других в использовании своего интеллекта, и как еврей я готов присоединиться к оппозиции и обходиться без согласия окружающего большинства».

Фрейд часто касался проблем, представляющих особый интерес для евреев. Его работа о юморе («Остроумие и его отношение к бессознательному») содержит больше материалов из еврейского юмора, чем из любого другого. Фрейда особенно впечатляла та степень остроумия, с которой евреи готовы шутить по поводу своих недостатков. «Я не знаю, — писал он, — много ли есть примеров других народов, которые так высмеивают свой собственный характер». Он особенно наслаждался здоровым эгоизмом, проявляющимся в еврейской хуцпе. Одной из его любимых шуток был рассказ о бедном еврее, который подошел к богатому барону с просьбой помочь ему в путешествии на курорт Остенде: «Врачи рекомендовали мне купаться, чтобы поправить здоровье». — «Очень хорошо, — сказал богач. — Я дам тебе кое-каких денег. Но почему тебе нужно в Остенде, самый дорогой курорт?» — «Господин барон, — ответил тот с укоризной, — я не считаюсь с затратами, когда речь идет о здоровье!»

Он с младенчества знал, что когда-нибудь прославится, только вот никак не мог решить, в какой же области? Он мечтал то о карьере политика, то — философа, порой его влекло естествознание, а порой — история искусств. Все это было в равной степени невозможно — в те времена в Австро-Венгрии евреям разрешалось заниматься либо коммерцией, либо юриспруденцией, либо медициной. Коммерция и юриспруденция совсем не нравились  — так он попал на медицинский факультет Венского университета. И там уж он записался не Шломо Сигизмундом, а Зигмундом. Может, он поменял бы и свою фамилию, но она ему слишком нравилось — ведь Фрейд по-немецки означает радость!

Когда врачи обнаружили у него в гортани небольшую опухоль, была надежда, что дело обойдется небольшой операцией. Операция прошла плохо, и через несколько часов он чуть было не отдал Богу душу: началось кровотечение. Опухоль оказалась раковой…

В 1938 году обрушилась еще одна беда, на этот раз не только на Фрейда, но и на всех евреев Австрии: страну захватил Гитлер… За пять лет до этого книги Фрейда в числе прочих “неправильных” были сожжены в Берлине “за растлевающую переоценку сексуальной жизни и попрание достоинства человеческой души”. Фрейд по этому поводу заметил: “Каков прогресс! В средние века сожгли бы меня самого, а сейчас удовольствуются только книгами”.

Когда фашист вошли в Вену, Фрейду без всяких аллегорий грозило быть разгромленным и сожженным (не даром в печах концлагерей погибли четыре его сестры). Его заключили под домашний арест, а имущество конфисковали.

14 июня 1938 года Фрейд покинул Вену, город, в котором он прожил 78 лет. Едва треволнения с депортацией улеглись, страшные боли снова дали о себе знать. Теперь Зигмунд почти совсем не мог есть.  Он страшно исхудал. Последней книгой, которую Фрейд держал в руках, была “Шагреневая кожа” Бальзака. Он читал и усмехался: “Это как раз про меня”!

21 сентября 1939 года Зигмунд позвал к себе доктора Шура и, взяв за руку, спросил: “Вы помните о нашем разговоре? Вы обещали не оставлять меня на произвол судьбы, если дело зайдет столь далеко. Сейчас я ощущаю только мучения, и нет никакого смысла в моем существовании”. Решили подождать еще один день — не утихнет ли боль. Но боль, конечно, не утихла. И тогда доктор Шур ввел Фрейду смертельную дозу морфия. Страдалец заснул и больше не проснулся.

Некоторые мысли Зигмунда Фрейда о евреях и еврействе:

Если вы не дадите своему сыну вырасти евреем, вы лишите его таких источников силы, которые не могут быть замещены ничем другим. Пусть он борется с жизнью, как еврей, а вы — помогите ему обрести всю ту силу, которая ему для этого понадобится. Не лишайте его этого преимущества. (Из письма Максу Графу, отцу известного немецкого театрального режиссера Герберта Графа, собравшемуся крестить сына – А.З.)

*****

Поскольку я еврей, я считаю себя свободным от многих предрассудков, которые ограничивают других в использовании своего интеллекта, и как еврей я готов присоединиться к оппозиции и обходиться без согласия окружающего большинства…Еврейские круги Вены и Иерусалимский университет ( в коем я член правления), – короче, все евреи вместе – чествуют меня как национального героя, хотя мои заслуги перед еврейским делом ограничиваются одним единственным пунктом – я никогда не отрицал своего еврейства…Относительно антисемитизма я в общем не очень ищу объяснений; я склонен к тому, чтобы поддаться в этом вопросе своим страстям и согласиться со своей ненаучной верой в то, что человечество в общем и целом – мерзкое множество.

*****

Я думаю, что Палестина никогда не сможет стать еврейским государством и что христианско-исламский мир никогда не согласится видеть эти места находящимися под еврейским контролем. Я счел бы более разумным основать еврейскую родину на земле, менее обремененной историей. Но я признаю и то, что и у моей рациональной точки зрения имеется не больше шансов вызвать энтузиазм людей и финансовую поддержку богатых… Подумайте сами, могу ли я с таким критическим отношением поддерживать народ, плененный иллюзией неоправданной надежды.

             Комментарий: Фрейд считал, что среди неевреев, по сути, нет никого, кто не был бы антисемитом. Известно, что Фрейд проявлял интерес и симпатию к сионизму (двое его сыновей входили в сионистские организации), был членом попечительского совета Еврейского университета в Иерусалиме. Спустя 40 лет после смерти Фрейда в этом университете была создана кафедра психоанализа. Нацисты объявили психоанализ «еврейской наукой». Его книги подверглись публичному сожжению.Читая что-либо о Фрейде, я всегда вспоминаю следующую притчу:” О том, как выглядит Бог – Создатель всего сущего, спорили между собой детали часового механизма. Одни утверждали, что это такое зубчатое колесо, сверкающее и сияющее, другие, совсем наоборот, представляли Его некой абстрактно закрученной сверхпружиной, не имеющей ни начал, ни концов…Но никто из них и представить себе не мог Абрама Моисеевича, часовых дел мастера, с его геморроем, грыжей, лысиной и постоянно растёгнутой ширинкой.”

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 4,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора