Человек-легенда


К 90-летию со дня рождения А.Д. Сахарова

Андрей Дмитриевич Сахаров родился в Москве 21 мая 1921 года в семье профессора физики Второго Московского государственного университета, переименованного позднее в МГПИ имени В.И. Ленина.

Физический факультет располагался напротив Новодевичьего кладбища, в дореволюционном особняке. Многие годы связывали меня с этим институтом: кандидатская диссертация, главным оппонентом которой был профессор кафедры теоретической физики Борис Михайлович Яворский, затем докторантура, многочисленные защиты диссертаций, где я выступал в качестве оппонента, совместные с работниками института статьи и книги и, наконец, работа в качестве профессора МГПИ. Мне посчастливилось сотрудничать с двумя из трех корифеев института: заведующим кафедрой теоретической физики, бессменным главным редактором знаменитого журнала «Успехи физических наук» Эдуардом Владимировичем Шпольским и заведующим кафедрой методики преподавания физики Александром Васильевичем Перышкиным. Третьим был Дмитрий Иванович Сахаров. Его портрет, написанный маслом, висел в коридоре второго этажа. Д.И. Сахаровым был написан еще в дореволюционную эпоху сборник задач по общей физике, который был заново отредактирован и дополнен сыном-академиком. На протяжении многих лет он служил (и служит!) пособием для студентов-физиков.
В стенах этого заведения, можно сказать, прошли детство и юность будущего академика. Он с энтузиазмом часами возился с оборудованием, проводил свои первые опыты в довольно хорошо оснащенных лабораториях. Интересно, что в годы, предшествовавшие ссылке в Горький, когда  Академия наук отказала ему в работе, Сахаров возвратился в педагогический институт для работы в качестве консультанта.
Свое образование он получил на физическом факультете МГУ, но не окончил его из-за начала Отечественной войны. Диплом о высшем образовании он получил в Ашхабаде — столице Туркменской ССР. После непродолжительной работы лаборантом в Ульяновске, в 1945 году он возвращается в Москву и поступает в аспирантуру Физического института Академии наук СССР (ФИАН). В 1947 году успешно защищает кандидатскую диссертацию. В 1948 году в возрасте 27 лет Сахаров был включен в группу Курчатова. С 1950 года он безвыездно работает в Сарове над созданием водородной бомбы. Следующие три года ознаменовались небывалым взлетом его карьеры. После успешного испытания 12 августа 1953 года первой водородной бомбы «Слойка» молодому физику была присвоена ученая степень доктора наук, его избрали в Академию наук и наградили первой звездой Героя Социалистического Труда. Наибольшим успехом Сахарова в военной тематике было создание и испытание царь-бомбы в октябре 1961 года. Хотя инициатива ее создания исходила от самих ученых, Сахаров во время посещения Хрущевым Арзамаса-16 заметил руководителю страны, что баланс ядерного оружия между Западом и Востоком уже достигнут, и вряд ли разумно строить еще одну сверхбомбу, на что Хрущев, загоревшийся идеей ее создания, возмущенно ответил: «Существует только одна политика — политика силы. Я был бы таким же слюнтяем, как и вы, академик Сахаров, если бы думал иначе». Присутствовавшие на встрече решили, что карьера коллеги закончена, однако Хрущев решил оставить Сахарова руководителем работ за его талант и компетентность.
После успешного испытания царь-бомбы в списке награжденных ученых фамилия Сахарова отсутствовала. Ему припомнили «смуту». Однако Хрущев настоял на заслуженной правительственной награде и собственноручно прикрепил к пиджаку Сахарова третью золотую медаль Героя.
По-настоящему трения ученого с сильными мира сего начались значительно позже, в 1967 году, когда ученый выступил против гонки вооружений, в частности, против разработки средств защиты от баллистических ракет. Он написал конфиденциальное письмо руководству страны, в котором объяснял, что создание новых, более мощных военных средств неизбежно приведет к третьей мировой войне. В этом же письме он просил разрешения выступить в прессе для открытой дискуссии.
Брежнев проигнорировал это письмо и не позволил никаких публичных обсуждений. В следующем, 1968 году Сахаров закончил работу над своим политическим трактатом «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», который распространялся сначала в самиздате, а затем и в зарубежной прессе. Как следствие, он был отстранен от всех секретных работ и возвратился в свой родной ФИАН, где продолжал работать над фундаментальными вопросами теоретической физики.
В 1970 году Сахаров основал вместе с диссидентами Валерием Чалидзе и Андреем Твердохлебовым Комитет по правам человека, первую в Советском Союзе неправительственную организацию, боровшуюся с многочисленными нарушениями конституционных прав. Число людей, присоединившихся к Комитету, росло. Публичные акции на улицах, у зданий суда, милицейских участков, посольств зарубежных стран привлекали внимание людей по всему миру. Комитет поддерживала Организация Объединенных Наций. Власти всеми средствами старались задушить это народное движение, первое за всю историю советского государства (не считая, конечно, Гражданской войны).
После смерти первой жены ученого, Клавдии Вихиревой, Сахаров в 1972 году женился на Елене Боннэр, активной участнице диссидентского движения.
В 1975 году Сахарову присуждается Нобелевская премия мира.
Тучи над головой академика сгущаются, руководство ФИАНА в лице директора академика Басова грозится уволить Сахарова с работы. Наконец после протеста, связанного со вступлением СССР в войну с Афганистаном и заявлением о провокации КГБ в московском метро (старшее поколение читателей помнит взрыв в одном из вагонов, совершенный «армянским террористом, недовольным советской властью»), чаша терпения властей была переполнена, и Сахаров 22 января 1980 года был арестован и сослан в «закрытый» город Горький (ныне Нижний Новгород), недоступный для зарубежных посетителей. Ссылка под наблюдением сыщиков и врачей-психиатров продолжалась долгие шесть лет, вплоть до наступления горбачевской эры перестройки и гласности.
19 декабря 1986 года Сахаров возвращается в Москву. Он становится героем и «глашатаем совести человечества», награждается за правозащитную деятельность почетными званиями, медалями; учреждаются международные премии его имени. Восторженные толпы людей встречают ученого и борца за свободу в столицах мира, включая Вашингтон и Нью-Йорк, он беседует с президентами и руководителями многих стран мира.
В марте 1989 года Сахаров был избран депутатом Верховного Совета СССР. Помню его выступление на предвыборном собрании в московском Доме кино — скромное, искреннее, без лозунгов и обещаний. Помню его зажигательное выступление за прекращение позорной войны в Афганистане под улюлюканье и возмущение зала на заседании последнего в истории Советского Союза «конгресса».
Ему не удалось увидеть распад советской империи. 14 декабря 1989 года в одиннадцатом часу вечера Елена Боннэр, зайдя в кабинет Сахарова в их квартире, увидела мужа лежащим на полу мертвым. Смерть наступила от сердечного приступа.
Сахаров остался в памяти людей, которые его знали, в названиях улиц, площадей, музеев, памятников по всему миру. Незабываемое впечатление оставляет статуя, стоящая во дворе Санкт-Петербургского университета. Сахаров изображен во весь рост со связанными за спиной руками, как и полагалось заключенному.

Генрих ГОЛИН

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора