С чего начинается художник? С первой успешной выставки? В этом плане Марк Шагал (1887 — 1985 гг.) «начался» с персональной выставки в Берлине в 1914 году, которую ему организовал Херварт Вальден. Личность этого человека в СССР замалчивалась, та же ситуация и в нынешней России.Поэтому необходимо рассказать, что он значил в творчестве одного из крупнейших живописцев ХХ века. Известно, что Херварт Вальден родился 16 сентября 1878 г. в Берлине в семье врачей. Отец Вальдена — Виктор Левин, мать — урожденная Розенталь. Вальден получил музыкальное образование в Берлинской консерватории. Следующие несколько лет он плодотворно занимался музыкальным творчеством: выступал как пианист, проявил себя как композитор. Он написал оперы, симфонию, песни. В рецензиях отмечали, что «в музыке Вальдена проявляются характер, энергия и трагический пафос свободы».
Затем он стал музыкальным и художественным критиком, издателем и редактором журнала «Der Sturm» («Буря»), владельцем галереи, продвинувшим много талантов…
В 1913 году в Париже французский поэт Гийом Аполлинер познакомил Вальдена с Марком Шагалом. В 1914 году Херварт Вальден привез художника в Берлин и устроил ему персональную выставку в своей галерее.
В 1928 году состоялось чествование Херварта Вальдена в связи с его 50-летием. Марк Шагал написал ему из Парижа: «Я благодарен Аполлинеру за знакомство с Вами».
Картины Марка Шагала, выставленные в галерее Х. Вальдена, не отличались еврейской тематикой, хотя некоторые детали в работах будущего великого художника были связаны с его происхождением. Так картина «России, ослам и другим» была создана для выставки объединения художников «Ослиный хвост» в Москве. В левой верхней части работы на фоне черного неба три небольших звезды Давида. На этой выставке был также представлен его «Автопортрет с семью пальцами» — единственная работа витебского художника в стиле кубизма. Один из главных «изобретателей» кубизма Пабло Пикассо в своем завещании написал: «… Кубизм я изобрел для снобов, ничего не понимающих в искусстве. И чем больше я их дурачил, тем громче они визжали от восторга». Марк Шагал сумел удержаться от многих модных в начале ХХ века «измов», хотя порой и «баловался» ими. Он создал свой собственный стиль.
Шагал присутствовал на открытии своей персональной выставки в Берлине, а затем он отправился на родину, в Витебск. Началась Первая мировая война, и приехать в Берлин художник смог лишь спустя восемь лет.
Среди знаменитостей «гнезда» Вальдена есть и чешско-австрийский художник с еврейскими корнями Оскар Кокошка, которому улыбнулась удача в 1910 году. Тогда он поехал в Берлин, где был принят Хервартом Вальденом, поручившим ему сделать рисунки для обложки журнала, и в дальнейшем почти каждый номер выходил с его обложкой. В 1911 году Кокошка возвратился в Вену.
Первый номер журнала Херварта Вальдена «Der Sturm» вышел 3 марта 1910 г. с подзаголовком «Еженедельный журнал культуры и искусства». Тираж первого номера составил 30000 экземпляров. «Der Sturm» стал активным центром по пропаганде современных художественных идей и взглядов Вальдена на искусство, именно ему в принадлежит название течения «экспрессионизм».
Он считал, что экспрессионизм выражает то, что таится на дне души, и что экспрессионисты своими личными переживаниями хотят заразить других: «Если я чувствую, то я хочу, чтобы чувствовали все».
Галерея Вальдена «Der Sturm» стала знаменита своими выставками.
В апреле 1914 г. в галерее «Der Sturm» состоялась совместная выставка Марка Шагала с французским художником Альфредом Кубиным.
А 15 июня 1914 г. открылась персональная выставка Марка Шагала. На выставке были представлены 34 живописных работы художника, среди которых «Анюта», «Я и деревня», «Натюрморт», «Пейзаж», «Суббота», «Мадонна в слезах», «Рождение» и др. В каталоге выставки было помещено стихотворение Гийома Аполлинера «Rotsoge» с посвящением Шагалу. На выставке Марк Шагал познакомил Вальдена с А. В. Луначарским, приехавшим на открытие выставки.
В июле 1916 г. в разгар Первой мировой войны на сорок третьей выставке в галерее «Der Sturm» под названием «Expressionisten. Futuristen. Kubisten» («Экспрессионисты. Футуристы. Кубисты»), наряду с рисунками Фернана Леже, портретом и натюрмортом Оскара Кокошки, работами Кандинского, Пауля Клее, Ван Гога, Поля Гогена, Александра Архипенко, были представлены две работы Марка Шагала: «Натюрморт» и «России, ослам и другим».
В октябре 1917 г. Вальден организовал еще одну персональную выставку Марка Шагала, на которой были представлены живописные и графические работы художника. Выставка называлась «Марк Шагал. Живопись и акварель. Рисунки». На выставке было представлено 20 работ великого маэстро.
Второй номер «Der Sturm» за 1917 г. представил репродукции четырех рисунков Марка Шагала: «Еврей», «Обед крестьянина», «Скрипач», «Раввин». В июльском номере «Der Sturm» за 1918 г. — «Русская деревня», «Конная повозка» и «Пара стариков в деревне». В этом же номере было помещено сообщение о Мюнхенской выставке Марка Шагала, Василия Кандинского и Вильяма Вауэра, которую «Der Sturm» проводил с 15 июня по 1 августа в Мюнхене. Сообщение об этой выставке имеется и в августовском номере журнала. В сентябрьском номере 1918 г. помещено сообщение о совместной выставке М. Шагала и Вильяма Вауэра.
Журнал «Der Sturm» стал активным центром пропаганды современных идей и взглядов на изобразительное искусство. Но сам Вальден всегда пребывал как бы в тени, на заднем плане.
Вальден стремился познакомиться поближе с русскими художниками и поэтами. Так, в 1922 г. состоялось его знакомство с Виктором Шкловским, в 1924 г. — с Владимиром Маяковским и Лилей Брик во время их пребывания в Берлине. Детище Вальдена журнал «Der Sturm» всегда предоставлял свои страницы для распространения левых идей.
В 1932 г. Херварт Вальден, почувствовав, куда идет Германия, вместе со своей второй женой Элен (его секретарем) переехали в Москву, где «Der Sturm» прекратил свое существование. Вальденов поселили как известных меценатов в гостинице «Метрополь». В 1933 г. у них родилась дочь Зина.
В 1936 — 1939 годах в Москве издавался немецкий эмигрантский журнал «Das Wort» («Слово»). В редакционную коллегию входили писатели Бертольд Брехт, Лион Фейхтвангер. Херварт Вальден выступал в «Das Wort» с рецензиями на новые книги, изданные в Германии, и с антифашистскими фельетонами.
13 марта 1941 г. в гостинице «Метрополь» Херварт Вальден был арестован, и 31 октября того же года его расстреляли в саратовской тюрьме (как шпиона). Посмертно его реабилитировали в 1966 году и… забыли окончательно.
Опубликовал: