Десятки тысяч лет назад наши предки приручили огонь. Если бы тогда существовали средства массовой информации и общественное мнение, огонь наверняка попал бы в обойму противоречивых дискуссий.
На скалах высекали бы предупреждения о близком конце света из-за того, что в пещерах, где живут люди, разжигают костры.
Статистики предсказали бы, что по мере распространения огня в быту, опасность ожогов второй и третьей степеней превысит приемлемый уровень. Лесные пожары и их жертвы приводились бы в качестве доказательства опасности огня. И наверняка были бы предсказания грядущих катастроф.
Народные движения обеспокоенных пещерных людей потребовали бы запрета на разведение огня вблизи жилищ. Мудрецы провозгласили бы, что если в прошлом солнечного света было достаточно для обогрева, а сырого мяса — для еды, то и сейчас этого вполне достаточно. Молодые родители устраивали бы демонстрации, борясь за право растить своих детей без опасений, что они пострадают от огня.
Как оказалось, оппоненты огня были правы. Огонь куда опаснее, чем можно было некогда предположить. Сотни тысяч, а может, миллионы умерли от пожаров, вызванных людьми. Огонь использовали как орудие войны и способ казни. Он уничтожал города и деревни, угрожал жизни на суше и на море. Чикаго, Токио, Сан-Франциско, Дрезден, Лондон и многие другие города стали жертвами огня в недавней памяти человечества.
Другие открытия тоже весьма противоречивы. Из ножа сделали меч, рапиру, штык. Колеса тоже следовало бы запретить: с их помощью передвигались боевые колесницы, как, впрочем, и все другие разрушительные боевые машины. Даже вполне миролюбивые автомобили ежегодно убивают сотни тысяч людей.
Я клоню к тому, что мы с вами не живем в дружелюбном мире, созданном для удовольствия и сохранения человечества. Наша планета — не самое удобное место для проживания. Кроме того, ничто не может остановить целеустремленных идиотов. Но мы выжили и стали царями природы, сделав то, что зверю не под силу: создали орудия труда и заставили природные ресурсы служить человечеству. Наш прогресс сопровождался риском, но без него мы бы до сих пор жили в пещерах.
Мы научились преодолевать препятствия, которые природа возводила перед нами. Было бы очень хорошо, если бы можно было упасть с большой высоты и не разбиться. Но, если нельзя отменить закон тяготения, можно воспользоваться парашютом.
В последнее время мы сумели убедить себя, что долгом правительства является защита нас от всех напастей и обеспечение полной безопасности. Но никакому правительству, в том числе администрации Обамы, не дано остановить прогресс.
Научные исследования продолжают открывать новые вещества, которые реакционеры мгновенно объявляют угрозой нашей экологии и жизни. Не удивлюсь, если кто-то потребует в суде компенсации за проживание в районе разлома Сан-Андреас и одновременной эвакуации всех жителей Калифорнии в Огайо, чтобы спасти их от грядущего землетрясения.
С 1945 года человечество совершило гигантский шаг вперед. Мы начали пользоваться энергией атома и смотрим на нее, как наши предки смотрели на огонь. Современные атомные реакторы не слишком эффективны и дороги. Они лишь обещание того, что придет позже, точно так же, как огонь был предвестником будущих космических ракет.
Паникеры предсказывают катастрофы, если атомная энергия не будет запрещена. Возможно, они правы. Хоть и маловероятно, но не исключено, что будут новые чернобыли. Между тем, с точки зрения безопасности, наша атомная индустрия даст фору любой другой. Со времен пресловутой аварии на атомной электростанции «Три Майл Айленд» (не вызвавшей жертв и заставившей безупречно работать все системы безопасности) были десятки железнодорожных катастроф, в результате которых опасные химикаты попадали в атмосферу. А авиационные катастрофы с тысячами жертв? И, конечно, автомобили убивают больше людей, чем может убить ядерная катастрофа. Опасно также плавать — можно утонуть; а использование гидроэнергии чревато тем, что дамбы могут прорваться и вода затопит всю округу.
Любой прогресс требует платы за него. Риск можно снизить до минимума, но устранить его полностью невозможно.
Новые решения вызывают новые проблемы. Нам надо решить, хотим ли мы, чтобы род человеческий рос, экспериментировал, пробовал новое. Или мы жаждем полной безопасности? Но она-то и приведет нас к вымиранию, как динозавров.
Я за Колумба, астронавтов, путешественников на Луну и Марс, укротителя огня, изобретателя колеса. Я голосую за будущее человечества.
sifrumkin.com