Я не экономист и даже не претендую на малейшее понимание хитросплетений финансовых рынков. Понимаю, что экономика — одна из немногих профессий, вроде прогнозирования погоды, в которой никто никогда не приносит извинений за неправильные предсказания или дорогостоящие ошибки. Однако существует один экономический принцип, который мне совершенно понятен: когда я трачу на что-что меньше денег, у меня остается их больше, чтобы потратить на другое. Я был в ярости, когда цена бензина поднялась выше 4 долларов за галлон, потому что каждый раз, когда я заправлял машину, мне приходилось тратить больше 50 долл. Теперь, когда цена на бензин ниже 2.00 долл., я, наслаждаясь воспоминаниями о дорогостоящем прошлом, плачу 20 долл. за полный бак. Между прочим, я не езжу сейчас больше, чем раньше, поэтому в моем бумажнике после каждой заправки остается 20 — 30 долл. Уверен, это относится к большинству жителей США.
Тем не менее испытываю беспокойство.
Наши финансовые проблемы начались, когда цена барреля нефти возросла приблизительно с 60 долл. до 150 долл., ежедневно повышаясь. Все, что связано с нефтью, подорожало. Стоимость бензина сказалась прежде всего на транспорте (от самолетов до мотоциклов), что привело к росту цен на авиабилеты и практически на все товары за счет увеличения транспортной и упаковочной составляющих цены (вся пластмасса производятся из нефти).
Параллельно с ростом цен на нефть развивался кризис рынка недвижимости: люди перестали выплачивать ссуды на дома, купленные на практически нереальных условиях (без подтверждения кредитоспособности и первоначального взноса), жадные корпорации пользовались глупостью потребителей, приобретавших то, что им не нужно, на деньги, которых у них не было, увеличивая до небес баланс на кредитных картах, будучи не в состоянии их выплачивать. Это, в свою очередь, привело к кризису всей нашей финансовой системы и замораживанию кредитов банками, в результате чего после покупки бензина у многих бизнесов и мелких предпринимателей не оставалось денег на оплату расходов и зарплат. Миллионы людей потеряли работу. А ведь все началось из-за роста цен на нефть.
Теперь экономисты и наш новый президент пытаются оживить экономику печатанием новых денег и внедрением около триллиона долларов в финансовую систему. Идея, насколько я ее понимаю, состоит в том, что эти деньги так или иначе найдут свой путь к карману среднего американца. Он либо потратит их в магазине, а магазин использует эти деньги, чтобы купить товары, либо отдаст их корпорациям, которые потратят эти деньги на создание замечательных новых автомобилей, телевизоров, стиральных машин и т. п. с целью продать их с большой прибылью. Правительство будет также печатать достаточно денег, чтобы платить людям, строящим дороги, мосты, линии электропередач и т. д., а это, в свою очередь, даст работу безработным. Я начал с того, что я — не экономист и не могу объяснить, как можно использовать безработных продавцов страховок, компьютерщиков, журналистов или банковских кассиров на строительстве объектов инфраструктуры, но это — другая история. Меня на самом деле беспокоит другое. В отличие от классической экономики, недоступной для моего понимания, существует предельно понятный фактор: США потребляют 20 миллионов баррелей нефти ежедневно. Цена барреля с начала октября 2008 года снизилась со 150 долл. до приблизительно 40 долл. за баррель и продолжает падать. Не пользуясь никакими сложными математическими формулами, нетрудно вычислить, что население Соединенных Штатов, включая меня и вас, каждый день экономит больше 2 миллиардов долл. Поскольку в году 365 дней, мы имеем приблизительно 700 миллиардов, которые остаются в наших карманах вместо того чтобы быть посланными в Саудовскую Аравию или другим нашим «друзьям». $700 миллиардов, а? Где же мы недавно видели эту цифру? Ах да, это — деньги из пакета экономического стимулирования, которые правительство готово раздать, чтобы оживить нашу экономику. Фактически этот пакет может превысить сумму в 700 миллиардов, которую наш конгресс одобрил в октябре 2008. Конгресс вернулся с рождественских каникул и вместе с нашим недавно избранным президентом деловито пытается решить, как потратить впустую еще сколько-то миллиардов: 200, 300, 500?
Вот такие дела. В наших карманах уже осели миллиарды и продолжают оседать, пока нефть дешевеет. Забавно то, что никто в Вашингтоне, на Уолл-Стрит или в высших академических кругах, информирующих СМИ о происходящем в экономике, вроде как и не заметил деньги, которые мы экономим на бензине и которые мы можем истратить на покупку товаров, на инвестирование в бизнесы, на строительство и ремонт домов и т. д., или положить их на сберегательные счета в банки, откуда корпорации могут их одолжить. Так может, мы не нуждаемся в многомиллиардном экономическом стимуле? И так как деньги, сэкономленные на бензине, не были даны нам правительством с командами о том, как их потратить, может, это — самый дешевый и эффективный путь, который решит наши проблемы? Или сама идея потери контроля над жизнью народа слишком радикальна для наших вашингтонских заправил и «обамианских» экономистов?
Каков бы ни был ответ на мои вопросы, я полагаю, что 700 миллиардов долларов, которые мы экономим за счет нефти, нельзя игнорировать и не брать в расчет.