«… Сказали: пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминали более имя Израиля». Пс. 82: 2 — 5
Недавно выдался случай прочесть книгу Петра Ефимова «Живые и мертвые». Нет, эта книга сама по себе не имеет прямого отношения к хорошо известному одноименному творению К. Симонова. Книгу П. Ефимова от монументального симоновского сочинения отличает лично добытая документалистика и близость автора к людям его родного украинского местечка Кодыма, в одночасье оказавшимся лицом к лицу со зверьем в человеческом обличье, принесшим неотвратимую смерть в каждый еврейский дом. И только роковая, счастливая случайность могла спасти обреченных на неминуемую гибель: окажись они в числе раненых среди расстрелянных односельчан или сумевших каким-то непостижимым образом бежать из гетто. Но и в этом случае редко кому удавалось избежать безжалостного преследования местных полицаев, а безучастное равнодушие местного населения оставляло слишком мало надежд выбраться из этого ада. К живым и мертвым причислил их автор потому, что именно это стало нормой жизни евреев, оказавшихся волею судеб под гнетом фашистского молоха: когда даже смерть стала единственным избавлением от беспросветных и нечеловеческих мук.
В этой необыкновенной книге есть всё: и история местечка Кодыма, которое теперь стало городом, или, как принято называть, — райцентром, и сегодняшняя Кодыма, где население уже стало забывать о своих, некогда добрых еврейских соседях.
Несколько лет назад П. Ефимов побывал в Кодыме, приурочив свою поездку к празднованию 250-летия родного города. За 60 с лишним послевоенных лет очень многое изменилось в городе его детства: строятся новые дома и пригородные поселки, появились современные магазины, кафе, банки, бизнесы с экзотическими названиями.
На этом фоне бесспорных достижений и видимого благополучия в жизни кодымчан автор был крайне удручен и разочарован состоянием еврейского кладбища, которое даже заброшенным назвать нельзя. «Кладбище, где покоятся те, кто вложил свой весомый вклад в копилку 250-летней истории Кодымы, не просто забыто и запущено, но и превратилось… в выпас для коров и коз; многие памятники разбиты, а ограды раскурочены (как потом выяснилось: их сдают на металлолом). Смерч, именуемый банальным бандитизмом, примитивным воровством, привычным безразличием, коснулся большинства надгробий. Могила моего отца была полностью разбита, пришлось восстанавливать всё заново». К сожалению, для нынешнего поколения ничего больше не смогла оставить народная память о некогда почитаемых односельчанах еврейского местечка. Более того, в выпущенной к юбилейной дате книге «Очерки по истории Кодымы» среди целой галереи известных людей, прославивших Кодымщину, почему-то не нашлось места даже для погибшего на фронте комиссара авиаполка, бывшего секретаря райкома партии Ихила Спектора, многолетнего начальника станции Михаила Шлеина, кандидата исторических наук Марка Соболя и для многих других наших соотечественников. Эту досадную нелепость, больше похожую на «совковую» привычку, удалось сполна исправить автору книги «Живые и мертвые».
В исторической справке Кодымы, опубликованной в юбилейной книге, приведен национальный состав, среди которого напрочь отсутствует некогда значительная еврейская часть населения (их причислили к 1,6 % прочих), хотя отмечено, что в годы нэпа «особенный вклад в оживление экономической жизни Кодымы внесла еврейская община». Старожилы до сих пор помнят, как в те старые добрые времена кадымское местечко и всю рядом лежащую округу народ именовал «Малой Одессой». Не могло не возмутить П. Ефимова и откровенное кощунство, с которым в исторической справке характеризуется период фашистской оккупации. Этот образец юдофобского цинизма нельзя не процитировать: «В принципе, Кодыма период оккупации пережила спокойно, правда, было два массовых расстрела евреев 30 августа 1941 года и 12 января 1942 года».
В еврейской традиции принято опекать и помогать больным людям, особенно страдающим нарушением психики: практически в каждом местечке был свой убогий, о котором заботилась вся еврейская община. Поэтому первой жертвой, которая попалась на глаза фашистам в самом начале оккупации Кодымы, оказался убогий Бенчик. Неадекватно реагируя на происходящее, он, как всегда, с неизменной улыбкой шел к людям, которые, по привычке, должны были его обязательно покормить. Но это были нелюди, которые под улюлюканье «угостили» Бенчика свинцовой автоматной очередью. Ещё до массовых расстрелов в Кодымском Яру на глазах у всех подвергся издевательствам и был расстрелян Мойше-резник. Добрый, с красивой окладистой седой бородой, он был одновременно и раввином, и резником, всегда готовый прийти на помощь людям. Изверги с особой изощренностью поиздевались над еврейским богослужителем прежде чем лишили его жизни.
Особо зверствовали доморощенные фашисты — полицаи. Упиваясь неограниченной властью над беззащитными людьми, эти ублюдки искали повод, чтобы выслужиться перед новой властью. В книге приведено множество свидетельств очевидцев, повествующих о зверствах полицаев. Страшно читать, как эти выродки до смерти забили шомполами мать и грудного ребенка или как полицай выгнал из дома свою собственную жену — еврейку с детьми, со словами: «Забирай своих жидят и иди куда хочешь».
В этой небольшой по объему книге собран бесценный фактический материал о Холокосте, который может занять достойное место в музее «Яд Вашем» и послужить поводом для разоблачения юдофобствующих политиканов, пытающихся отрицать Холокост.
Заслуживает самой высокой оценки титанический труд автора книги П. Ефимова, сумевшего собрать и донести до читателя все ужасы, которые довелось пережить евреям. Автор даже разыскал материалы из «Черной книги», той самой книги которую пытался издать Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) и члены американских еврейских общин, чтобы задокументировать антисемитские преступления в годы Холокоста и участие евреев в движении Сопротивления против нацистов во время Второй мировой войны. Известно, что авторами этой книги-обвинения были Илья Эренбург и Василий Гроссман. Сама история создания этой книги, борьба её авторов с совковой цензурой, чинившей непреодолимые препятствия изданию, заслуживает особого внимания читателей и отдельных публикаций. Но именно в этой книге автору удалось обнаружить свидетельства роттенфюрера танковой гренадерской дивизии СС «Нидерланд» Михаэля Венириха, где упоминаются события по «окончательному решению еврейского вопроса» в Украине, и среди многих городов и населенных пунктов, упоминается местечко Кодыма. Вот что писал в своих показаниях этот гитлеровский вояка: «… Согнали русское население, которому было приказано рыть ямы, каждую на сто человек. В эти ямы сваливали расстрелянных евреев, причем часто вместе с мертвыми закапывались и живые люди. Одна из таких могил находится по дороге из деревни Круты в Будаи. Другая из известных мне могил находится у Кодымы… Как мне известно, в районе действий нашего отряда из евреев не уцелел никто. Одни были расстреляны по месту жительства, другие — в лагерях».
С большим интересом читается одна из глав книги Петра Ефимова, которую он озаглавил «Домыслы. Мифы. Реальность». Автор аргументировано, на достоверных фактах, развеял миф о неспособности евреев к сопротивлению. Им четко обозначены границы тех, кто в этой трагедии был своим, а кто чужим, разоблачая преступную совковую политику сознательного умалчивания геноцида евреев и присущая этой иезуитской системе готовность оскорбления недоверием. Каждый из нас имел возможность всё это прочувствовать на собственном опыте.
Всё то, о чем поведал читателю Петр Ефимов в своей книге «Живые и мертвые», известный российский поэт XIX века Константин Батюшков назвал «памятью сердца».
Но это не только память сердца, это ещё и реквием по навсегда утраченному еврейскому местечку, где за чертой оседлости зарождались наши корни, корни русскоязычного еврейства.