Похоже, возвращаются в России нехорошие старые времена коллективных писем и верноподданнических обращений «представителей общественности», когда в какой-то инстанции, обладающей властью и распределяющей материальные блага, составляется список подписантов, и те подписывают не глядя, ибо предварительное прочтение текста, под которым тебе доверена высокая честь подписаться, может быть расценено как недоверие руководству, а готовность подписать не читая означает благонадежность и приобщение к номенклатуре. «Народ и партия едины!» — под этим лозунгом возвращаются времена массового конформизма, и, как всегда, наиболее ценными подписантами, вовлекаемыми в пропагандистский омут, считаются деятели литературы и искусства, та самая интеллигенция, которую Ленин в письме Горькому с презрением обозвал нехорошим словом.
Должен признаться, что в отношении таких, например, «интеллигентов», как Людмила Улицкая, Дмитрий Быков, Мария Арбатова и т. д., которые по списку российских писателей «еврейской национальности» прибыли в прошлом году на Международную книжную ярмарку в гостеприимный Израиль с тем, чтобы на правах гостей наговорить там израильтянам гадостей, считаю ленинское определение вполне приемлемым. Но темой этой моей статьи станут другие люди, а распространяется ли оно и на них, пусть решает читатель.
Речь пойдет о так называемом «Обращении учредителей и участников Регионального Общественного Фонда содействия развитию культуры «Мир Кавказа» к деятелям культуры в связи с событиями в Южной Осетии». Оно опубликовано на официальном сайте Постоянного представительства Республики Северная Осетия — Алания при президенте Российской Федерации. Два первых абзаца Обращения повторяют пропагандистскую версию российских силовиков — сколь одностороннюю, столь и лживую, необъективную, уже набившую всем оскомину бесконечным повторением по всем российским каналам: «Грузинские военные формирования, оснащенные самой современной боевой техникой США и НАТО, совершили вероломное нападение на мирных жителей самопровозглашенной Республики Южная Осетия… уничтожили все школы, детские сады, жилые дома, больницы, пекарни… подвергли страшным пыткам и издевательствам детей, женщин, стариков… Население Южной Осетии могло быть полностью уничтожено, если бы Россия не усилила свой миротворческий контингент».
Не вижу смысла комментировать и опровергать эту саморазоблачительную наглую ложь, имеющую целью возбуждение ненависти к грузинам. А из третьего абзаца извлеку многозначительную цитату: «Мы, представители культуры России… считаем необходимым обратить внимание мировой общественности на то, что региональная война, развязанная марионеточным режимом Михаила Саакашвили против населения Южной Осетии, есть не что иное, как начало необъявленной войны, которую США и их европейские союзники развязали против России»…
Кто же эти «представители культуры России», которые считают, что США и их европейские союзники развязали против России войну? «Фазу Алиева, народный поэт Дагестана, председатель Союза женщин Дагестана». За нею в алфавитном порядке «Юрий Башмет, народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра». Юрий Абрамович здесь, как говорится, ни пришей, ни пристегни — совсем не кавказец, львовский еврей. Вписан как примкнувший. За Башметом вписан «Андрей Битов, писатель, президент Российского ПЕН-центра», тоже не кавказец, но привлекли, запачкали. Наверно, для того, чтобы его на Западе опорочить.
Здесь я прерву перечисление подписантов, чтобы разобраться в частном случае грехопадения.
В первом после него интервью Битов подтвердил, что подписался: «Коллективные письма есть коллективные письма. Я этого письма не писал, но подпись поставил». Через пару дней он опомнился: «Моим именем просто воспользовались. Я отсутствовал, находился в отъезде, когда письмо публиковалось. Когда я узнал о нем, меня, конечно, это очень раздражило… Но склонять свое имя я не позволю»… Далее он наговорил недостойной маститого писателя чепухи:
«Я всегда считал всех политиков сволочами… И почему между ними должен препираться один маленький нормальный русский писатель? Я всю жизнь считал, что политика — профессиональная подлость». Если вы всю жизнь так считали, господин писатель, так чего ж вы теперь в эту подлость влипли?
Следующая на букву «б» в том алфавитном списке оказалась красивая еврейка — «Элина Быстрицкая, народная артистка СССР, президент Благотворительного фонда Быстрицкой в поддержку искусства и науки». Добавил бы сюда еще и незабываемое: активный функционер Антисионистского комитета советской общественности.
На букву «г» в списке подписантов трое: неизвестные широкой публике Ахсарбек Галазов и Самвел Григорян, но среди них и «Валерий Гергиев, народный артист РФ, художественный руководитель и директор Мариинского театра». Он осетин по национальности, но не поверю, что человек высокой культуры может с чистой душой присоединиться к публичной лжи в адрес грузин, будто они «подвергли страшным пыткам и издевательствам детей, женщин, стариков… и население Южной Осетии могло быть полностью уничтожено».
Что мне особенно обидно — в этой недостойной компании оказался любимый писатель Фазиль Искандер. Попался, видно, на ту же наживку: он по национальности абхаз и высказался так: «Грузия снова захочет прибрать Абхазию и Южную Осетию». Ну не Грузия, так Россия приберет себе лакомый кусочек черноморского побережья, со временем пристегнет его к Краснодарскому краю — и если под эгидой маленькой Грузии Абхазия — по-абхазски, помнится, она называлась Апсны — была реальной автономией с сохранением своего языка и традиций, то в огромной России через пару поколений, боюсь, растворится без остатка. Не так ли, славный Сандро из Чегема?
Извините, читатель, в списке подписантов неназванными остались еще восемь имен, но я для завершения картины лишь одно из них напоследок представлю:
«Василий Лановой, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии». Отъявленный антисемит и сталинист, добавил бы я к его лауреатству, и быть с ним в одной связке — сомнительная честь для порядочных людей; но что-то ведь подписантов объединило. Если исходить из предположения, что они, подписывая Обращение, предварительно с ним не ознакомились и смысл его до их сознания все еще не дошел (а кроме Андрея Битова, никто, кажется, свою подпись под Обращением не дезавуировал), то пусть бы вникли в то, с чем отныне будут ассоциироваться их имена: «Одурманенная националистической риторикой и подстрекаемая коварной политикой США, значительная часть грузинского народа забыла, что поднимает оружие против брата и друга, чья искренность и надежность испытана веками, и не осознает в полной мере, что служит орудием в руках новой Империи зла».
Назвав США «Империей зла», подписанты забежали вперед, «поперед батьки», как говорится, ибо ни Путин, ни Медведев пока фигурять такими терминами не рискуют. Это как раз тот случай, о котором в басне дедушки Крылова было сказано, что «услужливый дурак опаснее врага». Жаль, что опасность, которая услужливыми дураками провоцируется, Россией еще не осознана. Она нависает как в сфере внешнеполитической, так и в перспективе внутреннего развития.
Еще цитата: «Россия остается самым серьезным препятствием на пути к глобальному мировому господству США и установлению по всему миру нового тоталитарного режима под личиной «демократии». Россия в полной мере испытала на себе все ужасы тоталитаризма и самостоятельно выбрала путь демократического развития. Именно поэтому она наиболее чувствительна к тем симптомам тоталитаризма, которые легко угадываются в многолетнем единодушном одобрении мировым сообществом преступных военно-политических авантюр США по всему миру». Здесь что ни слово, то бред: подписантам уже и демократия не нужна, ее называют тоталитаризмом, а свой родной тоталитаризм называют демократией, и о мировом сообществе у них странное мнение, причем, Россию к нему уже вроде бы не причисляют.
Тезис о том, что «Россия в полной мере испытала на себе все ужасы тоталитаризма», верен, но в окружении бредовых фраз звучит крайне фальшиво: именно назад к тем ужасным сталинским временам тянут теперь Россию имперские реваншисты, и даже их призывы подозрительно знакомы — не из старых ли подшивок советских партийных газет их переписали? Или из замшелых воззваний Советского комитета защиты мира? Вот они: «Мы обращаемся к своим коллегам — деятелям культуры мира, ко всем здравомыслящим людям… Люди мира! Люди доброй воли! Поднимите свой голос в защиту мира и справедливости на нашей общей земле!».
Когда слышу фальшивые призывы этих «борцов за мир», чудится «холодная война» на грани «горячей». И когда президент России говорит, что перспектива «холодной войны» его не пугает, это тревожно, но, надеюсь, не выйдет за пределы словесности, где Дмитрий Медведев уже потерял образ либерала, под которым выступал на первых порах.
Клеветническое антигрузинское Обращение «советской общественности», очевидно, значилось в каком-то «плане мероприятий». В общем потоке государственной пропаганды оно сыграло свою пакостную роль. Не столько вне России (призыв к «мировой общественности», к «людям мира» на самом деле показной, совсем не им адресованный), сколько как мероприятие исключительно внутреннее, и я не случайно выбрал подзаголовком к этой статье красноречивое название кинофильма Алексея Германа. Это был не тот случай, когда кто-то пишет Обращение, подписывает его, и другие, согласные с текстом, к нему присоединяются. Нет, тут список подписантов был составлен заранее, и предложение им подписать одиозный текст было, так сказать, проверкой на дорогах, проверкой на благонадежность, на конформизм по отношению к властной вертикали. Печально, что не все могут устоять перед искушением послушания и восприятия государственной пропаганды как адекватной замены собственного мнения. «Дороги, которые мы выбираем» — опять заголовок, на сей раз О. Генри — неразборчивых подписантов неизвестно куда еще заведут. Но подобными людьми российская интеллигенция и российская культура, конечно же, не исчерпываются.
Из открытого письма петербургской интеллигенции в Институт грузинской литературы им. Шота Руставели, подписанного Т. Никольской, А. Лавровым, Б. Стругацким, К. Азадовским и многими другими (я насчитал на данный момент 41 подпись): «Дорогие друзья и коллеги! Мы глубоко потрясены происходящими трагическими событиями. Боль, которая разрывает ваши сердца, — это и наша боль… Последствия этой катастрофы непредсказуемы в равной мере для граждан обеих наших стран. Несмотря на все искусственно воздвигаемые между нами барьеры, мы вместе, мы продолжаем вас любить, понимаем ваши чувства и переживаем наше общее горе».