Как полюбить?

Тора — лекарство для исцеления души. А мне захотелось перед Судным днём рассказать о раввине, нашем современнике, крупнейшем авторитете в вопросах исцеления и тела, и души с позиций Торы. Он сформулировал: «Моя задача — не быть главой ешивы или главным раввином, а найти новый подход к обучению. Тора должна восприниматься не только интеллектуально, но и глубоко, эмоционально. Для этого она должна быть ясной и приятной, преподаваться через сценарии и истории из реальной жизни. Моя задача — помочь евреям полюбить Тору». В том числе — через телескопы жизни и смерти, здоровья и страдания.

Рав Ицхак Зильберштейн родился в 1934 в польском Бендзине у рава Давида-Йосефа и Рахели. Вскоре семья эмигрировала в Палестину, поселилась в Иерушалаиме, где Ицхак учится в ешиве рава Арье Левина («Цадика нашего времени», 1885-1969) — и через годы женится на внучке Учителя. С 10 лет занимается в ешиве «Слободка» в Бней-Браке у рава Йехезкеля Абрамского (1886-1976), который даст Ицхаку раввинское посвящение (смиху). Женится на Ализе-Шушане (1936-1999) дочери рава Шалом-Йосефа Элиашива, ведущего законодателя поколения. Другие зятья рава Элияшива: рав Хаим Каневский (1928-2022) и рав Азриэль Ойербах, мудрец и сын великого законодателя рава Шломо-Залмана Ойербаха (1910-1995), — так что наш герой попал в хорошую компанию. Тем более, что девери дружны и рав Зильберштейн многое делал вместе с равом Каневским.

Молодые поселились в Бней-Браке, Ализа-Шушана приняла на себя заботы о материальном обеспечении семьи — и супруг смог продолжить учёбу в коллеле при «Слободке», где удостоился ещё одного раввинского посвящения — от выдающегося законодателя рава Шломо Вознера (1913-2015).

Жизнь рава Зильберштейна течёт в небесах, среди звёзд Торы — а раввин ищет именно свою миссию на земле. На несколько лет они уезжают в Швейцарию, где рав Ицхак возглавляет метивту (еврейскую среднюю школу) и ведёт уроки в ешиве Люцерна. После возвращения в Израиль поселяются в Холоне, по преимуществу светском городе, он возглавляет организацию «Бейт Давид» и ведёт постоянные уроки для религиозных и светских жителей, включаю курс ежемесячных лекций для религиозных и светских врачей по темам отношений законов Торы и медицинской практики. Уже с этого времени рав Зильберштейн — признанный специалист по медицинской алахе и этике. Его влияние на жизнь Холона трудно переоценить, Воля Создателя неторопливо входит в «пустыню» Холона.

В 1981 рава приглашают возглавить общину и раввинский суд района Рамат Эльханан в Бней-Браке. Он — раввин больницы «Адасса Эйн-Керен», тянет многие другие лямки. Но позволю себе отступление.

По моему опыту общения со знатоками Торы они — очень нормальные, сбалансированные люди, без тени экстремизма. Все претензии, коими пышут СМИ, в «зашоренности», «односторонности», «навязывании» и т.п. — или проекции собственных качеств их идейных антиподов, либо голое средство бесстыдной политической борьбы. Если вы просмотрите решения рава Зильберштейна по очень разным вопросам, связанным с исцелением, вы можете обнаружить кажущуюся непоследовательность. То он строго стоит на переднем крае ортодоксии — как, например, в дискуссии о смартфонах и смартватчах, в коих видит тяжёлое испытание и вред для молодёжи, либо же, как в вопросе применения медицинского канабиса — либерал, именует этот наркотик «чудесным средством, облегчающим страдания смертельно больных людей» и не подписывает петиций о его запрете. Несмотря даже на то, что врачи нередко выписывают канабис в не столь крайних случаях и тот попадает в нечистые руки! При этом известен случай, как рав, борющейся против разрушающей здоровье людей и общества наркомании, предоставил в Шаббат(!) свою квартиру полицейским для наблюдения за наркоторговцами в Гиват-Шмуэль. Вот его реакция 1973 на «субкультуру хиппи»: «Наркотики запрещены, потому что они причиняют ущерб организму, а также вызывают помутнение рассудка, что мешает изучать Тору должным образом. Следует принимать любые меры, чтобы оградить евреев от этой напасти». Могу привести ещё примеры «то ортодоксии, то либерализма».

А дело просто-напросто в том, что человек Торы, опираясь на Закон и вековой опыт его применения, анализирует ситуацию конкретно и детально, сопоставляя перспективы и риски. Чтобы стать здравым, сбалансированным, не зомбированным «идеями» и «принципами» человеком, сохранить объективность — для того и необходим Закон Создателя! И для того, чтобы отчеканить: «К нетрадиционной медицине можно прибегать, только если в ней полностью отсутствуют элементы идолопоклонства».

Возвращаюсь. Думаю, в любой синагоге Метрополии и Ойкумены лежит на столе переведённая на местный язык книга «Алейну лешабеах» (Мы превозносим) — по первым словам молитвы, завершающей наши литургии. Изданный на иврите шеститомник рава Зильберштейна невероятно популярен, истории, размышления и притчи его цитирует большинство лекторов. Построенная по порядку глав Торы, книга соединяет «седую классику» и открытия мудрецов с живым и конкретным, бытовым и историческим материалом; она читается как приключенческая литература, некий «еврейский Декамерон».

Такова же корневая идея других книг этого гения Торы, кого считают «своим» в самых разных слоях израильской общественной палитры. Ему под 90, рав по-прежнему деятелен и активен; он, «противник прогресса», ведёт популярные сайты, приближая соплеменников, «хареди и хилуни», к аутентичному, живому Б-жественному Учению.

В 1999 умерла, в возрасте 63, его жена, позднее рав женится на Тоби Тибергер и переезжает в её дом в Рамат-Гане. Его сыновья Авраам и Арье — выдающиеся раввины и главы ешив, дочь Лея замужем за равом Давидом Куком. Пусть дарует раву Зильберштейну Всевышний долгих лет жизни во благо Его народа!

Тройка историй о и от рава Ицхака. Идёт предвыборный митинг «Агудат Исраэль» в Южном Тель-Авиве, в районе, населённом африканскими мигрантами, китайскими работягами и бедными евреями. Публика совсем заснула — никто не отождествляет себя с партией харедим. Последним выступает рав Зильберштейн, от имени легендарного главы Моссада Иссера Хареля повествует о чуде, сотворённом на его глазах в Двинске молитвой «Ор Самеах»: лёд, устоявший перед динамитом, треснул, глыбы, грозившие уничтожить город, мирно уплыли по вскрывшейся воде. «Такова сила Торы. Здесь стоит мой деверь рав Хаим Каневский — и есть возможность проголосовать за партию, которая выступает за Тору и Шаббат — за то, что выше природы!».

Как полюбить 2

В торговом центре в очереди раскашлялся покупатель, ему предложили выйти и кашлять подальше. Пока тот приходил в себя, подошла очередь и директор центра объявил следующему покупателю, что он — миллионный посетитель и вручил чек на 20000 шекелей. Кашлюн стал протестовать, он и счастливец обратились за решением к раву Зильберштейну. Рав привёл историю: в доме заночевал знаток Торы, он и хозяин купили по лотерейному билету. Ночью хозяин не утерпел и подменил билеты — «конечно, выигрыш падёт мудрецу!». Выиграл… билет, подложенный гостю. Обратились к Хафец Хаиму, тот постановил: «Разве билет выигрывает? — Человек выигрывает! Небеса устроили так, что гостю достался выигравший билет — он его!». Согласно этому прецеденту, рав Ицках оставил чек у «везунчика».

  Врач сообщил пациенту, что ему осталось жить несколько месяцев и посоветовал «оторваться на прощание». Бедняга снял все деньги со счёта и отправился в кругосветное путешествие. Вернувшись, пошёл на поправку — и обвинил доктора в мошенничестве, ведь из-за ложного диагноза он обнищал. Речь, конечно, не шла о денежной компенсации, но… Разобраться попросили рава Зильберштейна.

Видите, с какими диковинными ситуациями приходится порой сталкиваться раввинам, особливо в вопросах медицинских и имущественных. А теперь оставляю читателям на рассмотрение — как бы разрешили проблему Вы, будучи судьёй? И что, Вы думаете, постановил рав Зильберштейн?

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *