Многие светские евреи боятся еврейской традиции. Почему? Одна из причин: они сразу представляют себе, что им придется соблюдать много ограничений. А современные люди к таким вещам не готовы. И они принимают подсознательное решение — избегать иудаизма.
При этом, отказываясь от еврейского опыта целиком, люди лишаются уникальных возможностей для себя.
Мы пойдем другим путем!
Для начала — немного Каббалы.
Согласно Торе, еврейский характер создавался поэтапно. Сначала в мир пришел Авраам — воплотивший сфиру Хесед. После этого появился Ицхак — сфира гвура. И наконец, Яаков создал баланс между ними — сфира тиферет.
Многие мудрецы задают вопрос: почему сначала в мир приходит хесед, и только потом гвура? Расшифруем эту каббалистическую схему с позиции нашего мира.
Иудаизм приносит человеку два важнейших качества: креативность (творчество) и дисциплину. Развитие творческого начала в человеке — это одно из наиболее важных проявлений сфиры хесед.
Человек, «подключившийся» к еврейским источникам, начинает видеть и понимать мир и самого себя гораздо глубже, многообразнее и позитивнее.
В современном мире стало популярным понятие «креативность». На рынке труда сейчас больше всего ценятся люди, умеющие генерировать новые идеи. Именно это качество дает человеку еврейская учеба — изучение текстов с комментариями, в том числе лекции, книги и другие материалы, созданные и адаптированные современными авторами, знакомыми с ментальностью аудитории и обладающими к тому же чувством юмора. Про такого человека будут говорить — а идише коп — еврейская голова!
Итак, напомним, креативность — проявление сфиры хесед.
Второе важнейшее качество, которое человек может выработать, это самодисциплина. Когда мы из Торы узнаем о существовании нашего ецер а-ра (внутреннего оппонента), мы «вооружаемся» заповедями в борьбе с ним, мы начинаем наводить порядок в своем внутреннем мире. Этому помогают в том числе и ограничения. Самодисциплина — проявление сфиры гвура.
Говорят мудрецы: из того, что первым в мир приходит Авраам и только потом Ицхак, мы узнаем, что в первую очередь знакомство с иудаизмом начинается с развития креативности и только потом человек решает заняться самодисциплиной.
Наше место в схеме
Что это знание дает нам?
Человек боится сделать глобальный выбор и принять сразу весь иудаизм целиком.
Мудрецы говорят: это делать сразу не обязательно. Сначала мы должны решиться работать над «еврейской головой». Мы можем заняться развитием своего творческого потенциала. Знакомимся с еврейскими книгами и находим для себя еврейские уроки.
Мы не обязаны на этом этапе брать на себя какие-то обязательства и ограничения. Начинаем со сфиры хесед и продвигаемся по этому пути.
Только позже мы приходим ко второму выбору — принять на себя заповеди и ограничения, которые помогут нашей самодисциплине. Сфира гвура — приходит на втором этапе.
Итак, мы разделяем выбор на два относительно независимых выбора. Сначала мы решаем, хотим ли стать более творческими и развить «а идише коп». И в дальнейшем можем сделать второй выбор: внести в свою жизнь понятие «гвура» и мир заповедей.
А тот, кто, боясь второго шага, не делает первый, теряет все.
Первое знакомство
на Синае
Посмотрим на эту же схему сквозь призму известной истории.
Две первые заповеди из десяти, данных на Синае: «Познакомься, Я — Твой Б-г» и «Не вздумай служить другим богам». Что говорят комментаторы? Б-г сначала познакомил евреев с Собой и только потом приказал евреям отказаться от идолопоклонства.
Казалось бы, разумнее сделать это в обратном порядке: сначала очиститься от всего негатива, а потом служить Б-гу в чистоте. Почему Б-г не выбрал этот путь? Объясняют мудрецы, что, если бы Б-г начал знакомство с запретов, это бы отпугнуло евреев, и они бы не захотели приблизиться к еврейству. Поэтому Б-г сначала познакомил с Собой и презентовал позитивные заповеди, и только потом человек занялся самодисциплиной — избавлением от негативных качеств.
Перефразируя известную цитату: «Let my people know!»
комментарии по поводу бо-ственной логики напоминают мне надписи в школьных туалетах про \»училок\»