В Израиле в третий раз за последние десять лет прошли замечательные концерты камерной музыки, посвященные памяти выдающегося дирижера и альтиста Рудольфа Баршая.
Покинув СССР в 1977 году и приехав в Германию, он уже через месяц — по личному приглашению Голды Меир — прилетел в Израиль. Здесь, на Земле Обетованной, маэстро возглавил израильский камерный ансамбль, который очень скоро после изнурительной, но плодотворной работы с музыкантами Рудольф Баршай преобразовал в Израильский камерный оркестр — музыкальный коллектив мирового уровня и авторитета, звучавший почти как легендарный и неповторимый — первый в СССР — Московский камерный оркестр, созданный Рудольфом Борисовичем еще в 1955 году.
Всего четыре года (целых четыре года!) — с 1977-го по 1981-й — Баршай, как на одном дыхании, прожил со своим новым музыкальным детищем, запустив его на такую высокую орбиту исполнительского искусства, что Израильский камерный по инерции еще долго держал высокую творческую планку.
Простившись с оркестром — во многом не по своей инициативе, Рудольф Баршай, к огромному сожалению, больше уже никогда не становился за дирижерский пульт этого коллектива, хотя европейская, а затем и мировая слава маэстро все последующие годы только набирала силу. Конечно, память о Баршае бережно хранилась в оркестре, особенно в первые десятилетия, когда еще были живы и играли в Камерном люди, работавшие с Рудольфом Борисовичем. Но осенью 2010 года легендарный дирижер, живший последние годы в Швейцарии, увы, покинул этот мир. И тогда его сын Владимир (Walter) Баршай, живущий в США, решил во что бы то ни стало организовать концерты памяти отца и с Московским, и с Израильским камерными оркестрами, с которыми так глубоко и прочно была связана судьба Рудольфа Борисовича. И уже меньше чем через год после кончины отца Владимир осуществил задуманное — провел Мемориальный концерт в Москве, в Малом зале консерватории, в том самом, где почти 60 лет до этого состоялся дебют Московского камерного оркестра. Вот как писал мне об этой идее Владимир Рудольфович: «Я организовываю концерт памяти моего отца, который состоится в его день рождения, в том же самом месте и с той же программой, какая была на первом концерте оркестра… Мой друг, скрипач и дирижёр Дмитрий Ситковецкий собирает музыкантов и будет вести концерт. Его отец — выдающийся скрипач Юлиан Ситковецкий — и мой папа играли в квартете Чайковского и были друзьями, его мама — знаменитая пианистка Белла Давидович. Концерт будет в Малом зале 29 сентября (к папиному дню рождения)».
К сожалению, в то время такого оркестра, который создал и более 20 лет вел Р. Баршай, уже не существовало, и в концерте приняли участие как бы наследники знаменитого коллектива — солисты Московского камерного оркестра «Musica Viva» под руководством Александра Рудина. Дирижировал ансамблем и солировал на скрипке Дмитрий Ситковецкий.
К счастью, в Интернете сохранилась видеозапись мемориального концерта 2011 года — https://www.youtube.com/watch?v=M0tOmB9xSAg&t=319s —
и каждый может сам убедиться, каким ярким музыкальным событием он стал.
Естественно, что одним из самых почетных гостей концерта был Владимир (Walter) Баршай, приехавший в Москву со своим младшим сыном Мартином. Выступившая на том музыкальном празднике большой и давний друг семьи Баршаев доктор искусствоведения, профессор Паола Дмитриевна Волкова с волнением рассказала об уникальном даровании и необыкновенной трудоспособности Рудольфа Борисовича, его творческой смелости и новаторском вкладе в развитие музыкальной культуры. В конце выступления Паола Волкова воскликнула: «Как замечательно, что есть такие дети, которые могут так почитать своего великого отца!».
Эту оценку Володя Баршай вновь подтвердил уже через год, когда сумел организовать, в основном за счет собственных средств, два концерта памяти отца уже с Израильским камерным оркестром. И снова Владимира поддержал верный друг Дмитрий Ситковецкий, взявший на себя всю музыкальную часть концерта, программу которого предложил Баршай-младший…
А четыре с половиной года назад, в 2018 году Владимир Баршай вновь преподнес сюрприз любителям музыки в Израиле: организовал новый концерт памяти отца, на этот раз с ансамблем солистов Тель-Авива. А в качестве исполнителей сольных партий пригласил замечательного музыканта, известного альтиста Алексея Людевига, профессора кафедры альта Санкт-Петербургской консерватории, и молодую талантливую скрипачку из США Элизабет Басофф-Дарскую. Дело в том, что отец Алексея — тоже известный петербургский альтист Алексей Людевиг-старший и отец Владимира Рудольф Баршай во время войны жили в эвакуации в одной комнате общежития консерватории и навсегда остались друзьями. Естественно, что Алексей-младший с готовностью откликнулся на просьбу сына друга своего отца и сам предложил музыкальную программу концерта, с которой Владимир согласился.
Нет ничего удивительного в том, что после участия в этом концерте Алексею Людевигу пришла в голову идея организовать Международный конкурс скрипачей, альтистов и виолончелистов имени Рудольфа Баршая. И вот после большой подготовительной работы в 2021 году в режиме он-лайн состоялся Первый международный конкурс струнных инструментов имени Рудольфа Баршая, в котором приняли участие около трехсот исполнителей от 6 до 24 лет из США и Китая, Германии и России, Италии и Бельгии, Израиля и Казахстана, Литвы и Южной Кореи. Почетным председателем жюри конкурса был Владимир-Вальтер Баршай, который установил свой приз победителям конкурса в старшей возрастной группе среди скрипачей и альтистов: участие в концерте памяти отца в Тель-Авиве с Израильским камерным оркестром под руководством нынешнего художественного руководителя и главного дирижера Ариэля Цукермана.
Счастливчиками, выигравшими приз Владимира Баршая, оказались скрипачка Наталья Шмальхофер (Германия-Канада) и альтистка Лея Глик (Израиль-США). Так, Наталья уже успела завоевать несколько музыкальных премий в Германии и США. Она успешно играла со многими известными камерными и симфоническими оркестрами, выступала в Карнеги-Холл.
Лея (Лейки) Глик, выпускница высшей школы музыки в Джульярде, как и Наталья Шмальхофер, участница и победительница нескольких музыкальных конкурсов и фестивалей, выступала во многих крупных концертных залах мира, в том числе и в Карнеги-Холл, Концертхаусе в Берлине, Менухин-холл и других.
Вот такие девушки солировали в двух концертах памяти Рудольфа Баршая, которые состоялись 6 и 7 июля этого года в Тель-Авиве и Ашдоде и с которых я начал этот свой рассказ. Наталья и Лея играли в немеркнущей Концертной симфонии Моцарта для скрипки и альта с оркестром. Оба концерта прошли с большим успехом.
Напоследок хотел бы познакомить читателей с личностью самого Владимира-Вальтера Баршая. Мало того, что он сын выдающегося музыканта, он еще и внук замечательного актера театра и кино Сергея Мартинсона, ученика Всеволода Мейерхольда. Его дочь художница Анна Мартинсон была женой Рудольфа Баршая. В 1955 году в Москве у них родился сын Володя. Вот как он сам описывал позже свое детство:
«В квартире номер 25 на улице Грановского, дом 5… жило семь семейств и два «подсемейства», что в общей сложности составляло двадцать пять человек. Мы же имели комнату в 16 квадратных метров на четверых…
Как позже говорила мне наша соседка, видный искусствовед и первый председатель фонда Тарковского Паола Дмитриевна Волкова, эта дикая, в бытовом смысле слова, ситуация и развела моих родителей. Она с восторгом и восхищением рассказывала мне о том, какие они были до моего рождения: «Это была чудесная пара, как бы созданная друг для друга. Они не только подходили по душевному складу, но и внешне дополняли его».
После развода родителей Володя воспитывался в основном бабушкой со стороны матери Екатериной Ильиничной Мартинсон (Ильиной) и дедушкой Борисом Владимировичем Баршаем, но всегда сохранял самые теплые отношения с отцом. Его мама вышла замуж за известного кинорежиссера и очень хорошего человека Генриха Сауловича Габая, снявшего такие фильмы, как «Зеленый фургон», «Лебедев против Лебедева», «49 дней» и другие. На войне он был боевым летчиком, стрелком-радистом. На его счету 17 боевых вылетов и несколько сбитых фашистских самолетов. Весной 1944 года экипажу Генриха пришлось вступить в бой с тремя немецкими истребителями. Одного отважному стрелку удалось сбить, но огнем противника сержант Габай был тяжело ранен в глаз, а также в ноги и руки. Поврежденный самолет экипаж посадил на фюзеляж на территории, оккупированной фашистами. Герои попали в плен. После лечения в лагерной больнице Генриху удалось бежать. Какое-то время в осажденной Одессе его прятала простая украинка. Он остался жив, но потерял глаз, и всю жизнь проходил с черной повязкой на глазу. В 1951 году Генрих окончил ВГИК. Работал режиссером на Одесской киностудии, а затем — на «Мосфильме». Долгое время чиновники в Госкино, видимо, считали фамилию Габай украинской и позволяли режиссеру относительно спокойно работать. Но когда поняли, что их «обманули», Генриха стали прижимать и давить так, что он вынужден был подать документы на выезд в Израиль. И тогда все его фильмы сняли с проката, на имя наложили табу. К этому времени Володя уже окончил школу и в 1972 году вместе с новой семьей мамы, у которой к тому времени были уже две дочери-близнецы, уехал из Советского Союза. Больше года он прожил в Израиле, успел даже окончить первый курс Еврейского университета в Иерусалиме.
Потом была жизнь в Европе и Америке, куда он попал в 1974 году, поиск своего места в новой и трудной жизни в Новом свете. Деловая жилка, которая, по словам Владимира, передалась ему от деда Бориса, помогла ему не утонуть в бурном море американской действительности, встать на ноги. Он занялся ювелирным делом, и настолько успешно, что смог создать небольшое ювелирное производство в Лос-Анджелесе. Однажды Володя поехал в Таиланд закупать камни для ювелирных изделий. Страна и ее люди так покорили не лишенную романтизма душу Баршая, что он решил остаться в Бангкоке. Это было в 1985 году. В Таиланде Владимир прожил и проработал более 20 лет, потом вернулся в США, купил дом во Флориде. Тем не менее сейчас он большую часть времени проводит в Таиланде, где развивается его бизнес и где его очаровательная 11-летняя дочь Эрин учится в Международной школе. У девочки обнаружились хорошие музыкальные способности, она учится игре на фортепиано, и кто знает, может Эрин Баршай продолжит музыкальную славу своего знаменитого деда…
Но главный урок — почитать и уважать родителей — она уже получила от своего отца.
Александр БАРШАЙ