Баршай возвращается в Камерный

В Израиле в третий раз за последние десять лет прошли замечательные концерты камерной музыки, посвященные памяти выдающегося дирижера и альтиста Рудольфа Баршая.

Р. Баршай и Д. Шостакович
Р. Баршай и Д. Шостакович

Покинув СССР в 1977 году и приехав в Германию, он уже через месяц — по личному приглашению Голды Меир — прилетел в Израиль. Здесь, на Земле Обетованной, маэстро возглавил израильский камерный ансамбль, который очень скоро после изнурительной, но плодотворной работы с музыкантами Рудольф Баршай преобразовал в Израильский камерный оркестр — музыкальный коллектив мирового уровня и авторитета, звучавший почти как легендарный и неповторимый — первый в СССР — Московский камерный оркестр, созданный Рудольфом Борисовичем еще в 1955 году. 

Всего четыре года (целых четыре года!) — с 1977-го по 1981-й — Баршай, как на одном дыхании, прожил со своим новым музыкальным детищем, запустив его на такую высокую орбиту исполнительского искусства, что Израильский камерный по инерции еще долго держал высокую творческую планку.

Д. Шостакович, Р. Баршай, Г. Вишневская, К. Кондрашин
Д. Шостакович, Р. Баршай, Г. Вишневская, К. Кондрашин

Простившись с оркестром — во многом не по своей инициативе, Рудольф Баршай, к огромному сожалению, больше уже никогда не становился за дирижерский пульт этого коллектива, хотя европейская, а затем и мировая слава маэстро все последующие годы только набирала силу. Конечно, память о Баршае бережно хранилась в оркестре, особенно в первые десятилетия, когда еще были живы и играли в Камерном люди, работавшие с Рудольфом Борисовичем. Но осенью 2010 года легендарный дирижер, живший последние годы в Швейцарии, увы, покинул этот мир. И тогда его сын Владимир (Walter) Баршай, живущий в США, решил во что бы то ни стало организовать концерты памяти отца и с Московским, и с Израильским камерными оркестрами, с которыми так глубоко и прочно была связана судьба Рудольфа Борисовича. И уже меньше чем через год после кончины отца Владимир осуществил задуманное — провел Мемориальный концерт в Москве, в Малом зале консерватории, в том самом, где почти 60 лет до этого состоялся дебют Московского камерного оркестра. Вот как писал мне об этой идее Владимир Рудольфович: «Я организовываю концерт памяти моего отца, который состоится в его день рождения, в том же самом месте и с той же программой, какая была на первом концерте оркестра… Мой друг, скрипач и дирижёр Дмитрий Ситковецкий собирает музыкантов и будет вести концерт. Его отец — выдающийся скрипач Юлиан Ситковецкий — и мой папа играли в квартете Чайковского и были друзьями, его мама — знаменитая пианистка Белла Давидович. Концерт будет в Малом зале 29 сентября (к папиному дню рождения)».

К сожалению, в то время такого оркестра, который создал и более 20 лет вел Р. Баршай, уже не существовало, и в концерте приняли участие как бы наследники знаменитого коллектива — солисты Московского камерного оркестра «Musica Viva» под руководством Александра Рудина. Дирижировал ансамблем и солировал на скрипке Дмитрий Ситковецкий. 

К счастью, в Интернете сохранилась видеозапись мемориального концерта 2011 года — https://www.youtube.com/watch?v=M0tOmB9xSAg&t=319s

и каждый может сам убедиться, каким ярким музыкальным событием он стал. 

Владимир с отцом
Владимир с отцом

Естественно, что одним из самых почетных гостей концерта был Владимир (Walter) Баршай, приехавший в Москву со своим младшим сыном Мартином. Выступившая на том музыкальном празднике большой и давний друг семьи Баршаев доктор искусствоведения, профессор Паола Дмитриевна Волкова с волнением рассказала об уникальном даровании и необыкновенной трудоспособности Рудольфа Борисовича, его творческой смелости и новаторском вкладе в развитие музыкальной культуры. В конце выступления Паола Волкова воскликнула: «Как замечательно, что есть такие дети, которые могут так почитать своего великого отца!». 

Эту оценку Володя Баршай вновь подтвердил уже через год, когда сумел организовать, в основном за счет собственных средств, два концерта памяти отца уже с Израильским камерным оркестром. И снова Владимира поддержал верный друг Дмитрий Ситковецкий, взявший на себя всю музыкальную часть концерта, программу которого предложил Баршай-младший… 

А четыре с половиной года назад, в 2018 году Владимир Баршай вновь преподнес сюрприз любителям музыки в Израиле: организовал новый концерт памяти отца, на этот раз с ансамблем солистов Тель-Авива. А в качестве исполнителей сольных партий пригласил замечательного музыканта, известного альтиста Алексея Людевига, профессора кафедры альта Санкт-Петербургской консерватории, и молодую талантливую скрипачку из США Элизабет Басофф-Дарскую. Дело в том, что отец Алексея — тоже известный петербургский альтист Алексей Людевиг-старший и отец Владимира Рудольф Баршай во время войны жили в эвакуации в одной комнате общежития консерватории и навсегда остались друзьями. Естественно, что Алексей-младший с готовностью откликнулся на просьбу сына друга своего отца и сам предложил музыкальную программу концерта, с которой Владимир согласился. 

Нет ничего удивительного в том, что после участия в этом концерте Алексею Людевигу пришла в голову идея организовать Международный конкурс скрипачей, альтистов и виолончелистов имени Рудольфа Баршая. И вот после большой подготовительной работы в 2021 году в режиме он-лайн состоялся Первый международный конкурс струнных инструментов имени Рудольфа Баршая, в котором приняли участие около трехсот исполнителей от 6 до 24 лет из США и Китая, Германии и России, Италии и Бельгии, Израиля и Казахстана, Литвы и Южной Кореи. Почетным председателем жюри конкурса был Владимир-Вальтер Баршай, который установил свой приз победителям конкурса в старшей возрастной группе среди скрипачей и альтистов: участие в концерте памяти отца в Тель-Авиве с Израильским камерным оркестром под руководством нынешнего художественного руководителя и главного дирижера Ариэля Цукермана.

Счастливчиками, выигравшими приз Владимира Баршая, оказались скрипачка Наталья Шмальхофер (Германия-Канада) и альтистка Лея Глик (Израиль-США). Так, Наталья уже успела завоевать несколько музыкальных премий в Германии и США. Она успешно играла со многими известными камерными и симфоническими оркестрами, выступала в Карнеги-Холл.

Лея (Лейки) Глик, выпускница высшей школы музыки в Джульярде, как и Наталья Шмальхофер, участница и победительница нескольких музыкальных конкурсов и фестивалей, выступала во многих крупных концертных залах мира, в том числе и в Карнеги-Холл, Концертхаусе в Берлине, Менухин-холл и других.

Рудольф Баршай
Рудольф Баршай

Вот такие девушки солировали в двух концертах памяти Рудольфа Баршая, которые состоялись 6 и 7 июля этого года в Тель-Авиве и Ашдоде и с которых я начал этот свой рассказ. Наталья и Лея играли в немеркнущей Концертной симфонии Моцарта для скрипки и альта с оркестром. Оба концерта прошли с большим успехом. 

Напоследок хотел бы познакомить читателей с личностью самого Владимира-Вальтера Баршая. Мало того, что он сын выдающегося музыканта, он еще и внук замечательного актера театра и кино Сергея Мартинсона, ученика Всеволода Мейерхольда. Его дочь художница Анна Мартинсон была женой Рудольфа Баршая. В 1955 году в Москве у них родился сын Володя. Вот как он сам описывал позже свое детство:

«В квартире номер 25 на улице Грановского, дом 5… жило семь семейств и два «подсемейства», что в общей сложности составляло двадцать пять человек. Мы же имели комнату в 16 квадратных метров на четверых… 

Как позже говорила мне наша соседка, видный искусствовед и первый председатель фонда Тарковского Паола Дмитриевна Волкова, эта дикая, в бытовом смысле слова, ситуация и развела моих родителей. Она с восторгом и восхищением рассказывала мне о том, какие они были до моего рождения: «Это была чудесная пара, как бы созданная друг для друга. Они не только подходили по душевному складу, но и внешне дополняли его».

Автор с женой Мариной, сыном Володей в гостях у Рудольфа Баршая и его жены Елены Расковой-Баршай в Швейцарии. 2010 год
Автор с женой Мариной, сыном Володей в гостях у Рудольфа Баршая и его жены Елены Расковой-Баршай в Швейцарии. 2010 год

После развода родителей Володя воспитывался в основном бабушкой со стороны матери Екатериной Ильиничной Мартинсон (Ильиной) и дедушкой Борисом Владимировичем Баршаем, но всегда сохранял самые теплые отношения с отцом. Его мама вышла замуж за известного кинорежиссера и очень хорошего человека Генриха Сауловича Габая, снявшего такие фильмы, как «Зеленый фургон», «Лебедев против Лебедева», «49 дней» и другие. На войне он был боевым летчиком, стрелком-радистом. На его счету 17 боевых вылетов и несколько сбитых фашистских самолетов. Весной 1944 года экипажу Генриха пришлось вступить в бой с тремя немецкими истребителями. Одного отважному стрелку удалось сбить, но огнем противника сержант Габай был тяжело ранен в глаз, а также в ноги и руки. Поврежденный самолет экипаж посадил на фюзеляж на территории, оккупированной фашистами. Герои попали в плен. После лечения в лагерной больнице Генриху удалось бежать. Какое-то время в осажденной Одессе его прятала простая украинка. Он остался жив, но потерял глаз, и всю жизнь проходил с черной повязкой на глазу. В 1951 году Генрих окончил ВГИК. Работал режиссером на Одесской киностудии, а затем — на «Мосфильме». Долгое время чиновники в Госкино, видимо, считали фамилию Габай украинской и позволяли режиссеру относительно спокойно работать. Но когда поняли, что их «обманули», Генриха стали прижимать и давить так, что он вынужден был подать документы на выезд в Израиль. И тогда все его фильмы сняли с проката, на имя наложили табу. К этому времени Володя уже окончил школу и в 1972 году вместе с новой семьей мамы, у которой к тому времени были уже две дочери-близнецы, уехал из Советского Союза. Больше года он прожил в Израиле, успел даже окончить первый курс Еврейского университета в Иерусалиме. 

Давид Ойстрах (слева) и Рудольф Баршай
Давид Ойстрах (слева)
и Рудольф Баршай

Потом была жизнь в Европе и Америке, куда он попал в 1974 году, поиск своего места в новой и трудной жизни в Новом свете. Деловая жилка, которая, по словам Владимира, передалась ему от деда Бориса, помогла ему не утонуть в бурном море американской действительности, встать на ноги. Он занялся ювелирным делом, и настолько успешно, что смог создать небольшое ювелирное производство в Лос-Анджелесе. Однажды Володя поехал в Таиланд закупать камни для ювелирных изделий. Страна и ее люди так покорили не лишенную романтизма душу Баршая, что он решил остаться в Бангкоке. Это было в 1985 году. В Таиланде Владимир прожил и проработал более 20 лет, потом вернулся в США, купил дом во Флориде. Тем не менее сейчас он большую часть времени проводит в Таиланде, где развивается его бизнес и где его очаровательная 11-летняя дочь Эрин учится в Международной школе. У девочки обнаружились хорошие музыкальные способности, она учится игре на фортепиано, и кто знает, может Эрин Баршай продолжит музыкальную славу своего знаменитого деда… 

Но главный урок — почитать и уважать родителей — она уже получила от своего отца.

Александр БАРШАЙ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 9, средняя оценка: 4,89 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора