Если сложная ситуация кажется безысходной, то прежде всего следует помнить, что Всевышний посылает человеку испытания для его же блага. Потому главный вопрос, который мы можем себе задать, НЕ как я могу манипулировать теми или иными людьми или обстоятельствами, а во имя чего Всевышний посылает мне это испытание.
Если страдания постигают человека, то, говорит Талмуд, ему, прежде всего, следует проанализировать свои поступки, искать в неприятности проявление духовной закономерности сохранения энергии, меру за меру, ибо в наказании проявляется преступление.
Если человек искал и не нашел, то Талмуд называет это страданиями любви. Так же, как любящий отец иногда упрекает сына, так и Всевышний посылает испытания для нашего же блага, даже если нам в тот момент это непонятно.
Магараль из Праги объяснял, что страдания любви — это те страдания, которые наполняют сердце любовью. Преуспевающий человек может возгордиться, смотреть с пренебрежением на окружающих его людей. Но стоит ему самому испытать страдания, как он наполняется смирением перед Б-гом, любовью и состраданием к людям.
Развязка истории Йосефа и его братьев вдохновляет нас верой в то, что даже в безвыходной ситуации может быть выход. Необходимо быть искренним прежде всего с самим собой, проанализировать свою жизнь, признать и исправить ошибки и увидеть, как, изменяя мир внутри себя, вы кардинально меняете мир вокруг себя!
Признание истины
Казалось бы, жизнь Ехуды пришла к горькому финалу. Он не может вернуться к отцу в страну Израиля, оставив своего младшего брата Беньямина в египетском рабстве. Ехуда просил Яакова отпустить Беньямина в Египет и обещал, что тот вернется домой.
Министр хорошо принял братьев, сел с ними за стол и отпустил с миром домой. Не успели они уйти далеко, как стражи нагнали их и обвинили в краже бокала министра. К несчастью, бокал нашелся в мешке Биньямина. «Этого не может быть, ведь никто из братьев его не брал!»
Однако Ехуда не спорит и не оправдывается: «Б-г нашел вину слуг твоих», — говорит он. Вина эта состоит, конечно же, не в краденом бокале, а в продаже Йосефа! Еще раньше столкнувшись с жестоким отношением министра, братья тут же сказали друг другу: «Мы виноваты из-за брата нашего, потому что видели страдание его души, когда он умолял нас, но мы не послушали его; за что и постигло нас это горе».
Никогда не отчаиваться!
Почему Йосеф не открывается своим братьям, почему посылает им испытания? Он знал, что им, детям Яакова, предстоит основать первую еврейскую семью, став основой народа Израиля. Для этого необходимо избавиться от зависти и ненависти между братьями и, преодолевая разгоревшийся конфликт, добиться прочного мира и единства в семье. Каждый должен признать и исправить свои ошибки. Значит ли это, что стоит человеку сказать «я больше не буду», как он совершил раскаяние? Маймонид писал, что «полное раскаяние» возможно лишь тогда, когда человеку представилась возможность вновь совершить грех, но он на деле, а не только на словах, доказал, что стал другим человеком.
В этом-то и состоял замысел Йосефа, поставившего Ехуду перед испытанием: уйти ли ему домой, оставив брата Беньямина в рабстве? Двадцать два года назад Ехуда ушел, покинув Йосефа в яме. Его подобрали ишмаэльтяне и продали в рабство в Египет. Затем Ехуда смочил одежды Йосефа козьей кровью и показал их отцу, обманув его. Выберет ли Ехуда вновь путь предательства брата и обмана отца?
Ехуда выбирает истину и любовь, демонстрируя готовность к самопожертвованию во имя своего брата. Он на деле доказал, что исправился и стал новым человеком. Ехуда рассказывает министру о пропавшем брате и говорит, что поручился за Беньямина отцу: «Пусть слуга твой останется вместо подростка (Беньямина) рабом, а подросток пусть вернется с братьями своими».
Увидев это, «Йосеф не мог больше сдерживать себя… Он поднял крик с плачем… И сказал Йосеф братьям своим: я Йосеф».
Герре Ребе в книги «Сфат Эмет» извлекает из этого места Торы великий урок. Стоит человеку, попавшему в кажущуюся безысходной ситуацию, встать на путь истины, признать свои ошибки и исправиться, как тьма превратится в свет. Стоило Ехуде проявить преданность по отношению к брату, как жестокий министр открылся, оказавшись любящим братом Йосефом!
Хофец Хаим говорил, что если человек отчаивается из-за тяжести страданий, долгого и горького изгнания нашего народа, которому не видно конца, то пусть вспомнит историю о чудесном освобождении Йосефа из тюрьмы и возвышении в Египте, и сердце его наполнится верой.
Почему Йосеф, вырвавшись из тюрьмы и достигнув благополучия в Египте, не нашел способа сообщить отцу, что он жив?
Двадцать два года Яаков не мог утешиться, ибо не знал, что же действительно случилось с его любимым сыном. Первые двенадцать лет Йосеф провел в тюрьме. Но почему он продолжал молчать и последние десять лет, даже став министром? Разве он не думал о страданиях своего отца? Из этого факта становится ясно, что и Йосеф исправился.
Мудрецы утверждают: Йосеф попал в тюрьму за то, что плохо говорил о братьях отцу. Несмотря на то, что он стремился воспитать братьев, это вызвало их ненависть. Братья решили, что он хочет поссорить их с отцом и разрушить семью. Поэтому они решили отправить его в Египет.
На первый взгляд, Йосеф попал в тюрьму из-за жены Потифара, которая оговорила его. Йосеф мог бы сказать: «Я проявил честность к своему хозяину Потифару, а он бросил меня в тюрьму! Незачем быть благородным и честным!» Йосеф же сделал совсем другой вывод.
Если кто-то с тобой поступает плохо, спроси: почему? Ты можешь извлечь из этого урок, обратив страдания в радость, а тьму — в свет. Йосеф понял, что жена Потифара оговорила его за то, что он оговаривал других! «Жена Потифара — внешний повод, внутренняя же причина — во мне».
Йосеф понял, что он отстранен от семьи из-за того, что ссорил братьев с отцом. Если бы он просто послал к отцу гонца с вестью о том, что жив, то Яаков спросил бы сыновей: «Что случилось с Йосефом?» И те признались бы в содеянном. Яаков никогда не смог бы простить им такого преступления. И Йосеф не послал гонца. Более того, даже когда он встретился с отцом, он не сказал ему, что братья продали его в рабство, не открыл ему этой тайны. Тот, кто говорил плохое, научился молчать!
Бывает, что мы хотим на кого-то пожаловаться или сказать кому-то что-то неприятное. Давайте вспомним Йосефа, который ждал десять лет, а потом, уже примирившись с семьей, молчал еще семнадцать!
«И жил Яаков в земле Египетской семнадцать лет», — так начинается последняя недельная глава первой книги Пятикнижия, повествующей об истории создания еврейского народа. Число «семнадцать» является символом того, что Яаков преодолел четыре главных испытания своей жизни: ненависть Эйсава, обман Лавана, захват Дины Шхемом и продажу Йосефа. Эти четыре испытания в жизни Яакова являются символами четырех изгнаний, которые придется пережить его потомкам: Вавилон, Персия, Греция и Рим. Последние же семнадцать лет жизни Яакова — символ грядущего триумфа добра над злом и приход Машиаха. Цифровое значение слова хорошо, на иврите — «ТОВ» (Т–9, О — 6, В — 2) составляет семнадцать. Яакову удалось преодолеть зло и укрепить добро, рассеять тьму и привнести свет. В этом и состоит символический смысл первых слов Торы: «В начале сотворил Всевышний небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною…. И сказал Всевышний: да будет свет. И стал свет. И увидел Всевышний свет и что он хорош».
Мудрецы видят в этом намек на четыре изгнания и на окончательное освобождение: пустота — Вавилон, хаос — Персия, тьма — Греция, бездна — Рим. Последнее римское изгнание кажется действительно бездной, бесконечным по времени и тяжести страданий. «Свет — это преодоление тьмы», — писал Магараль из Праги. Поскольку первые три изгнания были временными и конечными, то и следующие за ними избавления были также временными. Однако римское изгнание, продолжающееся по сегодняшний день, обязательно будет последним, потому что за бездной страданий, бесконечной тьмой последует также бесконечные радость свет!
Художник Алекс ЛЕВИН