Загадочные финикийцы и мы

Второй Иерусалимский Храм Фото: gcshelp.org/upload

Обычно народы не исчезают бесследно. Остатки наших спутников по прошлой эре неожиданно выныривают из истории. Некоторые из этих народов два тысячелетия назад приняли христианство и позже были перемолоты нашествием мусульман.

Так в Египте живут от 6 до 20 млн (зависит от того, кто считал) коптов-христиан, потомков древних египтян. В начале бесчинств на Ближнем Востоке ИГИЛа во Францию и в США приезжали просить защиту от геноцида (и не получили её) главы церквей халдеев и ассирийцев. А потомки брата-близнеца нашего праотца Якова Эйсава-Эдома — эдомитяне, завоёванные в конце II в. до н. э. Йехонаном Гирканом I, были им насильно обращены в иудаизм и растворились среди евреев (считается, что это единственный такой народ).

Но ни эдомитяне, ни ассирийцы, некогда отправившие в изгнание 10 колен Израилевых, не повлияли на духовную жизнь евреев. Чего не скажешь о «народе моря» финикийцах. Центрами их обитания были прибрежные Тир и Сидон, там, где сегодня Ливан. После завоевания евреями Земли Израиля под руководством Йегошуа бин Нуна вся эта территория досталась колену Ашера. КЕЭ сообщает, что колено Ашера, в отличие от других колен Израилевых, аборигенов не уничтожило и не изгнало, а частично смешалось с ними. Циклопедия идёт дальше, утверждая, что «именем Ашерова колена названа народность, которую греки называли финикийцами».

С востока к территории колена Ашера примыкал надел колена Звулуна — евреев-мореплавателей. Похоже, столица финикийцев Тир была смешанным городом мореплавателей — и финикийцев, и евреев. В Тире был похоронен сам Звулун.

В ТАНАХе финикийцы впервые упоминаются в рассказе о переносе царём Давидом столицы евреев в Иерусалим: «И прислал Хирам, царь Тира, послов к Давиду и кедровые деревья, и мастеров по дереву, и мастеров по камню для стен; и построили они Давиду дом» (Шмуэль II 5:11). Постройка дома царю — акт религиозного характера. В псалме 127 говорится: «Когда Господь не возводит дом, тщетно трудятся строители». Тем более — дом царя.

Сменился у евреев царь, и настал центральный момент в организации нашего богослужения: возведение Иерусалимского Храма. Царь Шломо начал его письмом к другу его отца Хираму: «… прикажи нарубить для меня кедров с Леванона… ты знаешь, что у нас нет никого, кто бы умел рубить деревья так, как Сидоняне. И было, когда услышал Хирам слова Шломо, то очень обрадовался и сказал: благословен ныне Господь, который дал Давиду сына мудрого» (Царства I 5:20-21).

Христофор Колумб Фото: encrypted-tbn0.gstatic.com
Христофор Колумб Фото: encrypted-tbn0.gstatic.com

Возведение Иерусалимского Храма стало совместным проектом Шломо и Хирама. Идея принадлежала Шломо — он был пророком. А исполнение… «И послал царь Шломо взять из Тира Хирама, сына одной вдовы из колена Нафтали. Отец его, тирянин, был медником. А он исполнен был мудрости, разума и умения делать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Шломо, и делал у него все работы» (7:13). Если вам двух Хирамов мало, то в Хрониках (2:13) царь Хирам пишет Шломо: «Итак я посылаю (тебе) человека умного, имеющего знания, Хирама-Ави, сына одной женщины из дочерей Дановых, — а отец его тирянин, — умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы, и вырезывать всякую резьбу…».

Эти — второй и третий Хирамы определённо были евреями, хотя матери их принадлежали разным коленам. А первый? Он благословляет Господа как положено иудею. С евреями связал благополучие и жизнь своего царства: «Хирам, царь Тирский, доставлял Шломо деревья кедровые и деревья кипарисовые, и золото, — по его (Шломо) желанию, — тогда царь Шломо дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской» (9:11). То есть еврейские города управлялись Хирамом. Мог ли Шломо дать такой царский подарок постороннему?

Да и не был Хирам независимым царём: «Шломо владел всеми царствами от реки Евфрат до земли Филистимской и до пределов Египта» (5:1). То есть Финикия являлась частью государства Шломо.

Сохранилась поныне гробница Хирама. Только вот незадача — непонятно которого — царя или одного из строителей? А от Хирама-строителя ведут свою генеалогию «вольные каменщики», масоны, «строители Храма». Поэтому какой-то из этих двух трудящихся Хирамов — их культовая фигура. Интересно — который? Гробница Хирама почитается масонами.

Из этой истории мне стала, наконец, понятной обзывалка «жидомасоны». И Храм еврейский, и строители его оба Хирама — евреи. Потому масоны — чистые жидомасоны. Да и мы, ежедневно молящиеся о восстановлении Храма, тоже.

Финикийцы говорили на одном с евреями языке, у нас с ними был схожий алфавит. Бизнес тоже был общий: «И флот сделал царь Шломо в Эцйон-Гэвэре, что при Эйлате, на берегу Ям-Суф (Красного моря) в стране Здом. И послал Хирам во флот рабов своих, корабельщиков, знающих море, со слугами Шломо. И прибыли они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Шломо» (9:26-28). А позже: «Таршишский флот у царя (Шломо) был на море с флотом Хирамовым; раз в три года приходил Таршишский флот, привозивший золото, и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов» (10:22).

Таршиш нередко поминается в Танахе, например, в книге Ионы: «И встал Иона, чтобы убежать в Таршиш от Господа, и сошел в Яффо, и нашел корабль, идущий в Таршиш» (1:3). Чей это был город — финикийцев или евреев? Видимо, общий. И находился он, вероятно, на юге Иберийского полуострова. Я думаю, что это древний Тартесс, располагавшийся недалеко от прелестного Кадиса, самого старого города Европы, основанного финикийцами в районе 1100 года до н. э. Оттуда тысячелетия спустя отправлялись экспедиции в Америку.

Просто разбираться с еврейской историей. Она — от Адама и Евы до строительства Второго Храма — зафиксирована в ТАНАХе. Потом описана Иосифом Флавием. Много рассказано в Талмуде. Параллельно трудились разные Геродоты и Тациты — можно сравнивать. Не так просто с финикийцами.

Своей религии финикийцы, полагают, не имели. Находят знаки присутствия у них чужих богов, например богини сексуальности Астарты (имевшей у разных народов схожие имена). Но ведь и про проступок нашего великого царя рассказано: «И последовал Шломо за Астартой, божеством Сидонским» (11:5).

Конечно, влияние мощной еврейской религии на финикийцев было велико. Царь Хирам в приведенных выше словах о царе Шломо благословляет Господа как заправский иудей. Евреи же переняли от финикийцев искусство международной торговли.

Финикийцы прославились как великие авантюристы. На своих судёнышках они исследовали всю ойкумену и совершили невероятное путешествие вокруг Африки. Геродот записал: «Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии (Ливией тогда называли всю Африку) ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне». Мы-то, умные, понимаем, почему после пересечения экватора путешественники видели солнце с «неправильной» стороны.

Еврейские источники утверждают, что это было предприятие евреев. Может быть, оно было совместным?

По всему Средиземноморью финикийцы основали множество колоний. Самая знаменитая из них — Карфаген, страна великого Ганнибала. А потом финикийцы в Средиземноморье исчезли, зато появилось там множество поселений евреев. В популярной в Америке книге по истории для молодёжи я вычитал естественное предположение, что финикийцы, наконец, сделали свой выбор и приняли иудаизм.

Подтверждением этой гипотезе служит запись уроженца северной Африки выдающегося христианского теолога Тертуллиана, автора формулы «Верую, ибо абсурдно», жившего три столетия после Ганнибала: «Жители провинции Африка (римское переименование завоёванного ими ненавистного Карфагена, доставшееся всему континенту) соблюдают субботу, праздничные дни, а также законы о еде евреев». Становится, таким образом, понятной многочисленность в следующие века еврейского населения Пиренейского полуострова. С 575 до 206 года до н. э. южная половина его принадлежала Карфагену. Именно в этой части полуострова находились еврейские поселения.

После катастрофы Иудеи I — II веков н. э. главной для нас территорией на Западе, как Вавилон на Востоке, стали северная Африка и Пиренейский полуостров. Есть свидетельства, что тамошние жители не различали финикийцев и евреев, считая их одним народом. А в наше время существует версия, что евреи-сефарды, внешне заметно отличающиеся от ашкеназов — потомки принявших в ту пору иудаизм финикийцев. Как компромисс могу предположить, что сефарды — результат смешения евреев с принявшими иудаизм финикийцами.

Возможно, в этом слиянии двух народов кроется разгадка происхождения величайшего мореплавателя и авантюриста всех времён — Христофора Колумба. Он был рождён в семье маранов, то ли переселившихся из Испании в Геную, то ли живших на Мальорке. Сам Колумб утверждал, что является потомком царя Давида. Предприятие Колумба, если принять за чистую монету его объявленное намерение открыть путь в Индию, выглядит чистым безумием. К его времени люди уже представляли себе размер земного шара, и пересечь одним махом Мировой океан надежды не было. Колумб знал об этом. Он был близок с великим еврейским астрономом и историком Авраамом Закуто, пользовался в плавании его астрономическими таблицами и его астролябией, усовершенствованной учеником Закуто Висиньо. Колумб, возможно, владел кое-какой информацией…

Существуют смутные сведения, почти догадка, будто финикийцы добирались до Нового Света. Если это могло дойти до нас, уж, наверное, дошло до Колумба. Отправиться с ним в плавание, ничего не зная о противоположном береге, вернее зная, что его практически нет — на это могли решиться только заключённые тюрьмы с долгими сроками, из которых Колумб набрал команды двух своих каравелл и флагманской каракки. Экипаж одного судна был чисто еврейским.

В пути, отчаявшись достичь берега, команда взбунтовалась и потребовала повернуть назад. Колумб еле испросил у моряков ещё 3 дня пути. На утро третьего дня они увидели птицу. Где птица — там должен быть и берег.

В последней книге своих воспоминаний Колумб утверждал, что ключом к его экспедиции являлся стих 14-го псалма его предка царя Давида: «Да придёт с Сиона спасение Израилю!». Он, видно, считал, что открывает преследуемым евреям новый Сион. Действительно Америка долго являлась убежищем для ашкеназов, для потомков финикийцев сефардов, для восточных евреев. Сейчас, когда в Америке крушат статуи Колумба, и евреям стало небезопасно показываться на улицах Нью-Йорка в их традиционном облачении, строка псалма, вдохновлявшая Колумба, возвращает себе первоначальный смысл.

15a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 13, средняя оценка: 4,46 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Загадочные финикийцы и мы

  1. Борис, спасибо за очередное интересное эссе. Меня эта тема интересует многие годы. Два года назад мы с женой провели две недели в Картахене, городе основанном Гасдрубалом Красивым, мужем сестры Ганнибала. Там сохранились остатки городской стены, построенной пунийцами. В этой стене археологи обнаружили с около дюжины золотых карфагенских шекелей. На аверсе монет изображена Танит, на реверсе — изображение пальмы и лошади. Парадоксально, но Ганнибал и Иисус могли вполне свободно беседовать друг с другом (если забыть о двух с половиной столетиях, разлучающих их судьбы). В музее подводной археологии Картахены я видел лодку финикийцев, длинной 7-8 метров, груженной серебрянной рудой, без которой был бы невозможен поход Ганнибала на Рим. Ежегодно в Картахене две недели продолжается праздник, где около двух тысяч актеров-любителей обыгрывают сцены подготовки похода Ганнибала на Рим, взятие хитростью Картахены Сципионом-Африканцем, просто фантастика! В январе прошлого года мы три недели провели на Сицилии, где в Эриче видили античную финикийскую защитную стену, которой сотню лет позднее безуспешно пытался преодолеть Гамилькар Баркас, отец Ганнибала. В 70-х годах XX века археологи случайно обнаружили на ней многочисленные финикийские маркировки — три буквы алфавита, который практически без изменений переняли евреи, греки и арабы. Институтом Гумбольта в Берлине была организована эспедиция, с целью понять смысл этих букв-маркировок. Я контактировал с руководителем эспедиции: цель этих букв они так и не сумели установить.
    Я сомневаюсь в сильном влиянии древних евреев на финикийцев. Скорее всего финикийцы, благодаря своей высокоразвитой культуре, смотрели на еврейские племена как на варваров, свысока, не видя в них пример для подражания. На многих камнях-алтарях, так называемых «Тефатим» (תֹּפֶת) (или «Тофет» в единственном числе), о которых даже упомянуто в Танахе, как месте, где Канааниты приносили детей в жертву Баалу-Хаммону, изображена Танит в виде равнобедренного треугольника с горизонтальной балкой и кругом (головой). Этот культ продолжал существовать впредь до исчезновения финикийской культуры. Вне всякого сомнения общим для финикийцев и ранних евреев был культ Баала, который исчез только в результате реформ короля Йошуа (640-609 д.н.э.): «Он также сделал нечистым (разрушил?) Тофет в долине Сынов Хиннона, чтовы впредь никто более не приносил Молоху в жертву своих сынов и дочерей» (2.Кор.23,10). Ювал Харари пишет, что история, как флюгель, могла легко повернуться в любую, самую непредвиденную сторону. Чтобы могло бы произойти, если бы Ганнибал после битвы в Канне сумел бы взять Рим? Возможно этим он бы спас еврейское государство от разрушения и по иному определил нашу с Вами судьбу?

Обсуждение закрыто.