Три ангела и две истории

Читая Тору, мы должны уметь перевести непривычные идеи в понятный нам язык.

Многие духовные традиции используют понятие «ангел». Обычный человек представляет ангела существом с крыльями. Не понимая, что с этим делать, человек считает это сказкой и «успокаивается».

В нашей традиции — ангел-малах — «посланник» Вс-вышнего. На современном языке — функция. Б-г управляет миром, выполняя разные задачи через разные процессы.

В Торе мы знакомимся с тремя ангелами, которые раскрываются в двух историях.

Первая — Авраам после обрезания и перед рождением сына Ицхака, вторая — разрушение злодейского города Сдом и спасение из него Лота.

Функции трех ангелов определяются по их именам.

Ми-ха-эль — «Кто, как Б-г» — выполняет различные сверхъестественные» вещи.

Рафа-эль — «Рофэ=Врач Б-га» — излечивает.

Гаври-эль — «гвура = сила, строгость Б-га», проявляющий строгость, дисциплинирующий. Проявление этих функций зависит от духовного уровня человека. Разберем первую ситуацию. Болезнь Авраама — состояние после обрезания. Есть два способа «пережить» болезнь:

Первый: взять больничный и «зализывать раны». Второй: считать свою работу (в первую очередь духовную) более важной, чем право на больничный. Человек мобилизуется, и излечение происходит за счет внутренних ресурсов самого организма.

Миссия Авраама — проявлять гостеприимство. Он получил от Б-га право на больничный, но он остался «в строю», сидя перед шатром в ожидании гостей.

В результате организм быстро восстановился. И «врач-ангел» Рафаэль констатировал факт, что он остался «без работы» — Авраам вылечился сам.

Функция врача Рафаэля в Сдоме была иной. Сдом — абсолютно неправедный город, исправлению не подлежит. Лот, живя там, частично сроднился с городом (местная жена Лота, мужья его дочерей), но он сам пытался быть праведником. «Врач Б-га» Рафаэль в такой ситуации спасает Лота, делая хирургическую операцию — «отсечение» Лота от Сдома с «обрыванием по живому» тех связей, которые наросли вокруг («оторвать» Лота от запятнавших себя родственников).

Итак, два противоположных сценария «врача Б-га».

Настоящий праведник (Авраам) не поддается болезни и силой духа излечивается сам (кстати, Авраам, увидев ангелов-путников, побежал, т. е. вылечился).

Средний человек (Лот) с неизлечимой частью (влияние Сдома) -жесткое хирургическое вмешательство с «резней по живому».

Второй ангел Гавриэль — «строгость Б-га» — на языке Каббалы — носитель «гвуры» — сфиры строгости и дисциплины.

В истории с Авраамом — ангел «загружает» это качество в процесс формирования Ицхака — сына Авраама. Он стартовал второй этап создания еврейского народа: от хэсэда (Авраам) к гвуре (Ицхак).

Говорит Каббала, что любая творческая система начинается с хэсэда — этап «большого взрыва», когда новая идея распространяется по свету. На следующем этапе система нуждается в дисциплине, рамках, устойчивости, стабильности, чтобы выстоять в нашем мире. Это конструктивное проявление Гавриэля.

Для «злодейской» системы — Гавриэль приносит наказание вплоть до уничтожения. Поэтому Б-г функцией Гавриэля уничтожает Сдом.

Наконец, самый главный ангел Михаэль (кто, как Б-г), носитель чудес, того, что может сделать только Вс-вышний. В случае с Авраамом чудом было само рождение Ицхака, который появился вопреки всем законам физиологии у 100-летнего Авраама и 90-летней Сары.

Б-г — функцией Михаэля дарует Аврааму вторую молодость — после брита.

А что чудесного в истории Лота? Вс-вышний совершенно не обязан был спасать Лота, который сам выбрал жить среди злодеев. По законам обычной природы, Лот вполне мог разделить судьбу города. Но Вс-вышний решает вмешаться (ангел Михаэль) и совершить чудо спасения Лота.

То, что спасение Лота было чудом, дает нам ответ на серьезный вопрос: «Почему во время Холокоста Б-г не спас праведников?»

Спасение праведников — аспект чуда, а не естественного хода событий, и Б-г решает, когда посылать Михаэля. Кстати, в войну было много чудес.

Мой дед И. Э. Брук испытал столько чудес в годы войны (и дожил до 1985 года), что его история хранится в музее «Яд Вашем» и опубликована в книгах. Вс-вышний распоряжается делами в нашем мире, просто мы знаем далеко не все.

Итак, три ангела (функции Вс-вышнего) и две истории. Тора дает нам ключи к пониманию, а за нами выбор, в какую историю нам попадать.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора