Идеал и реальность

Раздел «Ки Теце» содержит 74 заповеди. Моше сообщает единственно разрешенный способ женитьбы на нееврейке, плененной во время войны. Сын-первенец получает от отца двойную долю наследства, даже если он родился от нелюбимой жены.

«Буйный и непокорный сын должен умереть». Тело казненного нельзя оставлять на виселице до завтрашнего дня. Чужую вещь надо вернуть хозяину, приложив все усилия для его розыска. Мужчинам запрещено носить женскую одежду, а женщинам — мужскую. Если обнаружишь на дороге птичье гнездо, отпусти наседку, прежде чем взять себе птенцов или яйца. Крышу дома надо обнести перилами по периметру. Запрещается: засевать поле семенами разных культур, пахать одновременно на быке и осле, носить ткани из смеси шерсти и льна («шаатнез»). Мужская четырехугольная одежда должна иметь на углах плетеные кисти нитей — «цицит». Приведены законы о запрещенных отношениях между полами. В военном стане надо соблюдать правила ритуальной чистоты. Беглого раба нельзя насильно возвращать хозяину. Строго запрещена проституция. Нельзя брать с еврея проценты за ссуду. Следует избегать клятв и обетов. Наемному работнику разрешено есть плоды во время сбора урожая, но нельзя брать их с собой. Сообщаются правила развода и повторного брака. В первый год после свадьбы молодой муж освобождается от воинской службы. Давая деньги взаймы, не бери в залог орудия труда должника. Похищение людей карается смертью. Запрещено удалять с тела признаки «цараат» (проказы). Даже в случае просрочки ссуды кредитор должен вернуть должнику его залог до вечера, если тот нуждается в этом предмете. Нельзя задерживать плату наемному работнику. Родственники преступника не несут за него наказание. Прозелиты и вдовы пользуются особой защитой. Неубранные с полей остатки урожая надо оставлять беднякам. Суд может приговорить человека к телесному наказанию (не более 39 ударов палкой). «Не заграждай рта быку, когда он молотит». На бездетной вдове должен жениться брат ее покойного мужа. Описана процедура освобождения от этой обязанности. Меры и весовые гири должны быть «верными». Раздел завершается указанием «стереть память об Амалеке».

***

«Когда выйдешь ты на войну против врагов твоих, и отдаст их Б-г в руки твои, и возьмешь у них пленных» (21:10). В Мишне «Пиркей-авот» содержится важная сентенция, которая может пригодиться современным педагогам и психологам: «Сказал Элиша бен-Авуйя: «Тот, кто учится в детстве, подобен чернилам на новом пергаменте, а тот, кто учится в старости, подобен чернилам, написанным на стертом пергаменте» (4:20). Как бы ты ни хотел стереть из своей памяти то, чему тебя обучали в юности, на «пергаменте» твоего мозга все равно останутся следы этих «записей».

Как бы я хотел, чтобы мои познания в Торе, которую я стал по-настоящему учить здесь, в Израиле, когда мне перевалило за сорок, так же глубоко засели в памяти, как текст и мелодии популярных песен из репертуара ансамбля Битлз, очаровавших меня на заре моей юности.

Один юноша, поступивший в иешиву для «баалей-тшува» (вернувшихся к религии), спросил своего раввина: «Ребе, я был раньше скрипачом-виртуозом и даже выступал на международных конкурсах. Разрешено ли мне и дальше играть?» «Нет, не разрешено, — ответил раввин. — Ты обязан играть. Даю тебе благословение, чтобы однажды игра на скрипке потеряла для тебя духовную притягательность, и ее целиком заменила Тора. А пока это не произошло, продолжай играть».

Мирские соблазны похожи на сжатую пружину. Чем больше ты стремишься их подавить в себе, тем сильнее они выстрелят в тебя. Духовный рост происходит медленно, этап за этапом. Если попытаешься перепрыгнуть через несколько ступенек, чтобы быстрее добраться до вершины, тебя ждет болезненное падение.

«Когда выйдешь ты на войну против врагов твоих…, и возьмешь у них пленных». РАШИ объясняет: «Тора говорит здесь только о том, как преодолеть йецер а-ра (дурное побуждение)». Йецер а-ра — самый главный враг каждого из нас. Единственный путь «взять» у него «пленных» — это избавиться от его влияния. Делать это надо осторожно, хитро и терпеливо, как объясняет далее РАШИ.

Та же мысль звучит и в словах из предыдущего раздела Торы «Шофтим»: «Когда выйдешь ты на войну против врага твоего, и увидишь коней и колесницы, народ, который многочисленнее тебя, не бойся их, ибо Б-г с тобой …» (20:1).

А далее, через семь стихов, Тора пишет: «Тот, кто боязлив и робок сердцем, пусть идет и возвратится домой, чтобы не вселил он робость в сердца братьев его, как сердце его» (20:8). Минуточку! Ведь только что нам было велено не бояться, потому что Б-г с нами. Куда девалась наша вера? Где «битахон» (упование на Всевышнего)? Где наша еврейская отвага?

Что ж, Тора дает нам идеал, но она понимает, что люди далеки от него. Тора реалистично оценивает наши возможности и считается с нашими слабостями. Поэтому никакого противоречия между этими двумя стихами нет. Бояться, право, не грешно….

По-спартански

«Если возьмет человек жену…» (24:1). Кто изобрел лаконичную речь, т.е. умение выражать свои мысли предельно кратко и точно? Конечно, жители древнегреческой провинции Лаконики, скажете вы, где находился легендарный город Спарта. Например, провожая сына на войну, гордая спартанка напутствовала его: «Со щитом или на щите», т.е. возвращайся победителем, со щитом, символом доблести, не брошенным в бою, или, если тебе суждено погибнуть на поле брани, то умри со славой (погибших воинов несли тогда на щите).

Да, красиво говорили греки. Но еще гораздо раньше традиция высказываться глубокомысленными афоризмами зародилось в Эрец-Исраэль. Когда мужчина женился, друзья и знакомые спрашивали его: «маца» или «моце» (нашел или находишь)?

Какой странный вопрос! Расшифровать его труднее, чем спартанский девиз со щитами. Для этого надо, как минимум, в совершенстве знать ТАНАХ. Слово «маца» взято из стиха в книге «Мишлей» (Притчей царя Шломо): «Маца иша — маца тов» — «кто нашел жену, тот нашел благо» (18:22). А «моце» (то же, что и «маца», но в настоящем времени) заимствовано из «Коэлет» (Экклезиаста): «ве-моце ани мар ми-мавет эт а-иша…» — «и нахожу я, что горше смерти — женщина, потому что она — западня…». Короче, новобрачного спрашивали (в шутку, конечно), кто его нареченная — благо или смертельная западня. И вся разница лишь в грамматической форме глагола.

Вильненский Гаон обобщенно проанализировал формулу «маца-моце» в психологическом контексте. Люди вначале радуются своему счастью, но со временем, привыкнув к нему, считают его чем-то обыденным, само собой разумеющимся; попросту говоря, перестают замечать и ценить хорошее в своей жизни. Они как будто оставляют свою удачу в прошлом, как слово «маца» в прошедшем времени. Но если их постигла неудача, они непрестанно, изо дня в день жалуются на «злую судьбу». Их беда всегда с ними — не в прошлом, а в настоящем.

13a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора