Основная среда коррупции есть государственные заказы и подряды. Для борьбы с ней проводятся публичные тендеры. Чиновники убеждают общественность, что тендеры определяют справедливые условия заказов и подрядов.
В действительности, тендеры маскируют и даже увеличивают коррупцию.
Первый способ, который используют коррупционеры, есть составление специальных условий тендеров, благоприятных определённым подрядчикам.
Например, из всех танкостроительных фирм, только фирма Х имеет технологию производства пушек калибра 200 мм. Для боевых действий танки с таким калибром не требуются. Менеджеры фирмы Х подкупают членов тендерной комиссии. Комиссия устанавливает требование к танкам – 200 мм. Фирма Х побеждает в тендере и получает контракт на десятки миллиардов долларов. Армия получает более дорогие танки большого веса, с большим расходом топлива, низким ресурсом.
Второй способ – ограничение распространения информации о будущих тендерах и сообщение её только за взятки.
Третий – выбор подрядчиков, предлагающих самые дешёвые, но реально невозможные условия.
Четвёртый – игнорирование нарушений контрактов подрядчиками.
Пятый – изменение условий контрактов после тендеров по мнимым причинам.
В результате действия системы тендеров, суммы взяток повышаются, а ущербы бюджетам органов власти и обществу увеличиваются.
Традиционный способ уменьшения пороков этой системы – усиление контроля правоохранительных органов над ней.
В реальности, офицеры этих органов также подкупаются и вовлекаются в систему коррупции, а размеры взяток и ущербы обществу ещё более увеличиваются.
Вторая по масштабам сфера коррупции есть предоставления общественных ресурсов частным фирмам – концессии.
Органы власти предоставляют месторождения ископаемых ресурсов, леса на вырубки, сельхозугодья, полигоны для отходов, мусора и стоков, площадки для строительств, в том числе, вредных производств.
Чиновники-мздоимцы занижают платы за эти ресурсы для фирм-взяткодателей.
Чтобы минимизировать коррупцию в государственных закупках и в предоставлении концессий, в обсуждениях условий тендеров, конкурсных заявок и результатов исполнений контрактов должны участвовать не только чиновники, но и конкурирующие подрядчики и концессионеры, потребители заказов и лидеры соответствующих общин населения. Именно они объективно заинтересованы в оптимизации результатов государственных заказов и концессий. Поэтому они выявят и опубликуют реальные свойства тендерных заявок и нарушения исполнений контрактов.
Чтобы эксперты подрядчиков, концессионеров и объединений потребителей и жителей могли эффективно анализировать и обсуждать тендерные условия и заявки, а также контролировать исполнения контрактов, все материалы и процедуры тендеров должны соответствовать принципам эпистемологии.
Эти принципы представлены, например, в статье «Технология эффективности науки, инноваций, управления».
На основе выявленных нарушений законов, подрядчики и концессионеры, проигравшие тендеры, а также объединения потребителей и жителей смогут судить коррумпированные органы власти и публиковать материалы о нарушениях в СМИ.
Судебные иски, материалы которых соответствуют принципам эпистемологии, рассматриваются судами максимально быстро и, в большинстве случаев, удовлетворяются.
Публикации в СМИ на основе таких материалов доказательно убеждают избирателей в необходимости голосовать против политиков, назначающих продажных чиновников.
В результате, тендерная коррупция будет минимизирована.
Е. Гершман