ПУРИМ КРУГЛЫЙ ГОД

Песах и Пурим – это два религиозных предела: с одной стороны максимальная явленность, с другой – полная сокрытость. И два этих предела постоянно сопрягаются каждый Божий день.

Хронология Пурима

Как известно, Пурим празднуется 14 адара, в день, следующий за тем днем, на который был назначен всеассирийский еврейский погром. Этой дате предшествует дневной пост в память о том посте, который объявил Мордехай и Эстер после того, как Ахашверош обнародовал свой указ (Эстер 4:16).
Уже одно это обстоятельство ясно показывает, что праздник Пурим, являясь вполне локальной датой, охватывает собой события целого года. Ведь пост, объявленный Мордехаем и Эстер, имел место не в Пурим, а в Песах, он проводился не 13 адара, а 13, 14 и 15 нисана, то есть одиннадцатью месяцами раньше.
Более того, если принять во внимание не саму дату, когда враги евреев были упреждены и разгромлены, а дату, в которую сменился жребий, то есть поменялись планы и настроения Ахашвероша, то праздновать Пурим следовало бы 16 или 17 нисана, что опять же отчасти и имеет место. Действительно, в странах галута, где Песах празднуется дважды, во время второго седера – 16 нисана, принято вспоминать не только об исходе из Египта и о первой пасхальной трапезе, но и о пире Ахашвероша, Эстер и Амана. Таким образом, не только события Песаха отображаются в Пуриме, но также и события Пурима отображаются в Песахе.
Сама хронология событий достаточно ясно обозначена в свитке Эстер и уточнена в Мидраше (Эстер раба): «В первый месяц, то есть в месяц Нисан, в двенадцатый год (царствования) царя Ахашвероша, бросали пред Аманом пур, то есть жребий, изо дня в день и из месяца в месяц (до) двенадцатого (месяца), он же месяц Адар». (3:7).
Накануне Песаха уже все было решено. Мы читаем: «И призваны были писцы царские в первый месяц, в тринадцатый день его, и предписано все, как приказал Аман, сатрапам царским, и начальникам областей, что над каждой областью, и сановникам каждого народа, каждой области – письменами ее и каждому народу на языке его; написано было (это) именем царя Ахашвероша и скреплено (печатью) перстня царского. И разосланы были письма с гонцами во все области царские, чтобы истребить, убить и погубить всех иудеев: от отрока до старца, (и) детей, и женщин – в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить». (3:12-13)
Три дня (в том числе сам праздник Песах) Мордехай, Эстер и евреи престольного города Шошана провели в посте (4:16). На третий день (16 нисана) Эстер предстала перед Ахашверошем: «И было: на третий день оделась Эстер по-царски и стала во внутреннем дворе царского дома против дома царя; а царь сидел на царском престоле своем в царском доме против входа в дом». (5:1)
На другой день назначается пир: «Если снискала я милость в глазах царя, и если угодно царю исполнить желание мое и выполнить просьбу мою, то пусть придет царь с Аманом (и завтра) на пир, который я приготовлю для них, и завтра сделаю я по слову царя» (5:8).
При этом Ахашверош вспомнил о Мордехае: «В ту ночь не спалось царю, и повелел он принести памятную книгу летописи, и читали ее царю. И найдена была запись о том, как рассказал Мордехай о Бигтане и Тэрэше, (о) двух евнухах царских из стражей входа, которые замыслили наложить руку на царя-Ахашвероша». (6.1-2).
На другой день произошел пир и был повешен Аман: «И пришел царь с Аманом пировать с царицей Эстер. И в (этот) второй день сказал царь Эстер (в то время) когда пили вино: (скажи), что за желание у тебя, царица Эстер? И будет оно исполнено. И в чем просьба твоя? Хоть полцарства (проси), – выполнено будет. И отвечала царица Эстер, и сказала: если снискала я милость в глазах твоих, царь, и если угодно царю, то пусть будет дарована мне жизнь моя – по желанию моему, и (жизнь) народа моего – по просьбе моей, Потому что отданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель… И отвечал царь Ахашверош, и сказал царице Эстер: кто это и где он, тот, что осмелился сделать так? И сказала Эстер: недруг и враг – это злобный Аман. … Вышло слово это из уст царя, – и накрыли лицо Аману. И сказал царю Харвона, один из евнухов: вот и дерево высотой в пятьдесят локтей, которое приготовил Аман для Мордехая, говорившего во благо царю, стоит у дома Амана. И сказал царь: повесьте его на нем! И повесили Амана на дереве, которое приготовил он для Мордехая. И гнев царя утих». (7:1-10)

Пурим и Песах

Но почему вообще вся эта история затянулась на год, установив посреди еще одну – впрочем, никем не отмечаемую — пуримную дату -23 сивана (8:9)?
Исключительно по той причине, что Ахашверош вовсе не отменил свой погромный указ, а лишь позволил евреям обороняться, как сказано: «И сказал царь Ахашверош царице Эстер и Мордехаю иудею: вот, отдал я Эстер дом Амана, а его повесили на дереве, за то что поднял он руку свою на иудеев. А вы напишите о иудеях то, что вам угодно, именем царя и скрепите (печатью) перстня царского, потому что того, что написано именем царя и скреплено перстнем царским, нельзя отменить» (8:7-8)
Ахашверош лишь позволил евреям защитить свои жизни: «Царь разрешил иудеям каждого города собраться и встать на защиту жизни своей: истреблять, убивать и губить всех вооружившихся из народа и из области, тех, кто (готов) напасть на них, – с детьми и женами, и разграбить имущество их. В один день во всех областях царя Ахашвероша, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара» (8:11)
Итак, мы видим, что решающие события, связанные с Пуримом, имели место не только в Адаре, но и в Нисане, что связь этих праздников, этих дат – смыкающих уходящий год (месяц адар — последний месяц) с годом наступающим (нисан — первый месяц) – самая прямая.
Действительно, события Песаха отчасти сходны с событиями Пурима.
Паро по существу задумал уничтожить еврейский народ, распорядившись убивать новорожденных мальчиков и наложив на евреев непосильный труд. Но в нужный момент, все перевернулось. Всевышний призвал Моше, и через год, сопровождавшийся десятью казнями, избавил Израиль.
Если между этими праздниками и имеется какое-то по-настоящему содержательное различие, то оно то самое, которое лежит на поверхности: если при «переворачивании» судьбы во времена Песаха Всевышний был предельно явлен, предельно открыт избранному народу в казнях и чудесах, то при «переворачивании» в период Пурима, Он был предельно сокрыт. Как мы помним, имя Эстер означает сокрытие, а имя Божие ни разу не упоминается в свитке, названном ее именем.
Песах и Пурим – это два религиозных предела: с одной стороны максимальная явленность, с другой – полная сокрытость. И два этих предела постоянно сопрягаются каждый Божий день. Разумеется, сопряжение это должно иметь свою меру. Карнавал вообще должен знать свое место, он должен отмечаться раз в году. Раз в году люди выходят из собственных границ, именно потому что в течение года они в них держатся. Это общечеловеческое требование, которое нашло свое выражение в народной пословице – делу время, потехе – час.
Но при этом время все же никогда не должно забывать о потехе. В конце концов нельзя и слишком серьезно предаваться «делу». Стянувшись, как праздничная дата – в одну точку, Пурим по существу длится круглый год, предоставляет возможность вспомнить о себе всегда.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора