Святая Земля, Бенуа, Устинов и «Оскар» современного балета

gershman-evgenija_ustinov_prixC 5 по 6 июня 2018 года пройдет международный балетный фестиваль «Бенуа де ла Данс», на котором будет вручен приз, известный в мире как «Балетный Оскар». Приз ежегодно присуждается за наиболее выдающиеся работы в области хореографии. Приз и фестиваль были названы в честь художника Александра Бенуа. В 1992 году  внучатый племянник Александра Бенуа — известный французский скульптор Игорь Устинов, создал статуэтку, вручаемую победителям в качестве награды.

Игорь Устинов — один из потомков знаменитой артистической династии Устиновых-Бенуа, живущий под Лозанной, любезно согласился встретиться со мной в Париже в конце мая 2018 года и дать интервью. Игорь оказался не только превосходным художником, но и великолепным рассказчиком, описавшим с огромной трогательностью всю историю своих знаменитых предков.

Далее – рассказ Игоря Устинова от первого лица.

«Вся моя семья из Саратова. Самый старший из предков Андриан Устинов, умер в возрасте 102 года. Был необыкновенно богат и щедро вознагражден царем. Платон Устинов — мой прадед, получив часть своего наследства в 1856 году, решил освободить крепостных и подарить каждому деньги и земельный надел. Живя затем в Германии и будучи невероятно богатым человеком, Платон всячески поддерживал госпиталя и прочие учреждения для бедных, за что получил титул барона фон Устинов.

Пожив в Германии и Италии, ведомый страстью к археологии, Платон Устинов перебрался в Палестину. Он выстроил огромный дом в древнем Яффо — Дворец барона Устинова, который сейчас переоборудован под современный четырехзвездочный отель. В Палестине он влюбился в мою прабабушку Магдалену, уроженку Эфиопии. Дочь эфиопской принцессы и швейцарского еврея-инженера, строившего в Африке железную дорогу, несмотря на большую разницу в возрасте подарила ему пятерых детей.

Мой прадед построил английскую школу в Яффо и дом для умалишенных в Бейруте, а в его отеле «American Colony мне посчастливилось посадить два дерева во время посещения Иерусалима.

Его сын Иона, выросший в Палестине, по счастливой случайности, в одну из июньских белых ночей, встретил мою бабушку Надежду Яковлевну Бенуа. Таким образом аристократы Устиновы соединились с артистической династией Бенуа. Эта династия дала России множество архитекторов, художников, скульпторов,театральных и музыкальных деятелей.

Они молниеносно обвенчались и по поддельным документам бежали в Германию, где мой дед занял пост пресс-атташе в немецком посольстве в Лондоне. Так вся семья оказалась в Великобритании. Там и родился мой отец Питер Устинов.

Обучаясь в одной из самых престижных школ Англии, Вестминстерском колледже, в 17 лет отец пишет свою первую театральную пьесу, которую моя бабушка, работающая в Ковент-Гардене, показала своему знакомому лондонскому критику. Тот прочел текст, пришел в восторг, пьеса немедленно была поставлена и имела успех. Так уже в 18 лет мой отец обрел свое призвание.

Во время Второй Мировой войны мой отец был уже известен своими фильмами, которые он снимал для солдат. После окончания войны он писал для театра, работал в кинематографе. В этот момент Питер как раз встретил мою мать, канадскую актрису Сюзанну Клутье. На момент знакомства родителей, мать была уже яркой звездой и ее портреты украшали обложки ведущих журналов. В Лондоне, она пойдя на спектакль отца,посетила его ложу и с их знакомства началась история большой любви.

После рождения моей старшей сестры Питер Устинов подписал контракт на пять фильмов и отправился в Голливуд. Так появились шедевры мирового кинематографа, как «Спартак» и «Камо Грядеши». С 1968 года он был уже представителем ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН ). В качестве Посла доброй воли этой организации он выступалал за мирное сосуществование всех наций, культур и религий.

США переживали эпоху маккартизма. Вслед за Чарли Чаплиным , мой отец тоже решил поселиться в Швейцарии. На самом деле семья жила в Париже, где моя мать играла в театре и снималась в кино.  Я поменял 22 школы и множество гувернанток в своем детстве. Родители поместили трое своих детей в швейцарские пансионаты, занимаясь своими карьерами. Самое грустное, что, бесконечно любя друг друга, они развелись, так как оба были слишком яркими личностями.

Все свое детство я рисовал, делал скульптуры, карикатуры на учитилей и ежегодно получал приз за художественные успехи. Четыре года я проучился в частной школе Le Rosey и пять лет College du Leman. . Мое детство было очень интересным, но я очень страдал от разорванной структуры нашей семьи. Моя воспитательница в пансионе  включала телевизор, чтобы я мог посмотреть фильм с одним из моих родителей или вечернюю телепередачу с их участием. Я с детстских лет обладал привилегией наблюдать за моими родителями-актерами в разные эпохи их творчества и это было безумно интересно.

Окончив учебу, не желая мириться с мыслью, что я стану артистом, как вся моя семья, я отправился в Париж, где начал изучать в университете химию, биологию, физику и математику. Получил диплом биолога и чтобы финансировать учебу, давал уроки английского языка. Одна из моих учениц стала матерью моей дочери. И для того, чтобы обеспечивать семью, я делал выставки скульптур, чем занимаюсь и по сегодняшний день.

В 1975 году я впервые побывал еще в Советском Союзе, в Ленинграде. Мой отец делал там документальную передачу о музее Эрмитаж с американской актрисой русского происхождения Натали Вуд. Три недели я гулял по залам Эрмитажа, посещал его запасники, путешествовал по городу. Для 19-летнего юноши, который совершенно не знал своей родины, это был потрясающий опыт.

Однажды представители Большого Театра приехали ко мне в Париж и спросили, не мог бы я сделать небольшую скульптуру, символизирующую танец, для международного балетного конкурса «Бенуа де ла Данс». Я был счастлив, оказанной мне возможностью создать танцевальный «Оскар».

Год от года фестиваль набирает силу, развивается и привлекает все большее количество профессионалов высочайшего уровня. Благодаря этому проекту, можно отследить все лучшее и передовое, что происходит в мире балета за последний год».

Евгения Гершман и Игорь Устинов.
Евгения Гершман и Игорь Устинов.

По мнению Игоря Устинова, современный балет – это очень интересный и важный  вид танцевального искусства, Он основан на раскрытие тонких психологических чувств в отношениях между мужчиной и женщиной. Классический балет имеет особое место в моем сердце. Он продвигает гуманистическую идею красоты человека, уважения его достоинства и  способствует созданию оптимистического настроения в котором мы нуждаемся ежедневно.

Уже через несколько дней грандиозный  26-й фестиваль «Бенуа де ла Данс», посвященный в этом году Мариусу Петипа, перенесет нас в сказочный мир балета, в котором гармонично соединятся звучание музыки и изысканные движения тела, игра света и декорации.

Я счастлива была поделиться этой невероятной историей суперталантливого семейства Бенуа, с ярчайшим представителем которого мы вновь увидимся на сцене Большого театра, где он вручит свой балетный «Оскар».

Автор текста: Евгения Гершман, «Адажио» (Израиль).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Шимон Бриман

Шимон Бриман - израильский журналист и историк. Закончил Исторический факультет Харьковского Национального Университета им.Каразина (М.А.History, 1993) и специализировался на исследованиях истории евреев Украины, Российской империи и СССР. С 1996 года живет в Израиле. Как журналист опубликовал несколько тысяч статей в популярных средствах массовой информации Израиля, Украины и США, и также десятки статей в научных журналах. Автор большой статьи "Харьков" в Краткой Еврейской Энциклопедии (Иерусалим). Особое внимание уделяет изучению и освещению в СМИ украинско-еврейских отношений и современного сотрудничества между Украиной и Израилем. Выступает экспертом по Украине на страницах ведущей англоязычной газеты Израиля "Jerusalem Post" и на Девятом канале ТВ Израиля.
Все публикации этого автора