Ущелье Сиах проходит прямо через центр современной Хайфы, начинаясь от вершины горы Кармель и спускаясь на северо-запад почти до самого моря. Благодаря английским колониальным законам, перекочевавшим в нынешние израильские муниципальные установления и запрещающим застройку русел сезонных ручьев, ущелье Сиах вместе с ещё несколькими подобными оврагами сохранилось в своём почти первозданном виде.
Зимой в ущелье бурлит шумный поток, стремительно несущийся вниз по склону, зато летом вдоль каменистого русла можно идти по узкой, но хорошо утоптанной тропинке. Слева, вверху над оврагом, возвышается респектабельный хайфский квартал «Кармелия». Справа начинается деревня Кабабир, давно поглощённая разросшейся Хайфой и ставшая одним из её районов. В Кабабире живут мусульмане совершенно особого направления, зародившегося в Британской Индии в конце XIX века, называющие себя по имени своего учителя — ахмади. Одно из важнейших отличий ахмади от других мусульман в том, как они интерпретируют джихад. С их точки зрения, каждый истинный верующий обязан быть настолько прекрасен, обаятелен и великолепен, что любой встречный немедленно захотел бы и сам присоединиться к истинной вере. В наше неспокойное время можно лишь пожалеть, что ахмади до сих пор не сумели убедить в этом своём подходе других.
Спускаясь вниз, тропинка приводит к источнику, бьющему прямо из маленького грота в небольшой искусственный прямоугольный бассейн, окружённый фигами, диким виноградом, гранатовыми и рожковыми деревьями. Здесь всегда, даже в самые засушливые летние месяцы есть вода. Недаром еврейская традиция утверждает, что именно здесь пророк Элиягу повстречал б-гобоязненного Овадию — вельможу царя Ахава, искавшего в страшный год засухи, едва не погубившей всё живое, непересохший родник. Народная молва приписывает этой воде целебные свойства, а многие еврейские мудрецы не сомневаются, что из этого источника пил пророк Элиша в ту пору, когда жил в уединении на горе Кармель. Поэтому местные жители называют этот родник Источником спасения. Впрочем, еврейские путешественники, добиравшиеся сюда из Хайфы в 1930-х годах прошлого века, отринув «традиционные сказки», назвали его попросту Источником путников.
Чуть дальше вниз в мягких известняковых стенах ущелья выдолблены пещеры монахов-отшельников, объединившихся в начале XIII века в знаменитый Орден кармелитов, названный так в честь горы Кармель. Здесь же эти монахи, защищая себя от набегов мусульман, построили свой первый монастырь — церковь с мощной крепостной стеной, чьи руины сохранились и по сей день. Кармелиты, что уцелели после безжалостной резни, устроенной мамлюками, бежали отсюда в конце XIII столетия, когда под напором мусульман окончательно рухнуло королевство крестоносцев. Вернулись они на гору Кармель лишь пятьсот лет спустя.
Среди пещер отшельников есть и совсем не глубокие, есть и покрупнее. Народная молва говорит, что некоторые из них сегодня завалены и закрыты, но в прошлом уходили далеко в глубь горы Кармель, выводя в совершенно неожиданные места, например, к месторождениям драгоценных камней.
У самого окончания ущелья, спускающегося к городскому кладбищу и окружающим его улицам города, уже совсем неподалёку от моря расположены заброшенные сады семьи Хият. Они были созданы одной из самых богатых и влиятельных арабских семей Хайфы в 1930-х годах и предназначены для загородного отдыха вокруг источника «Сиах». Широкие бассейны, соединённые неглубокими каналами с журчащей водой, тенистые, хотя теперь уже полуразрушенные беседки, могучие деревья, возносящие широкие кроны высоко в небо. Вот уже семь десятилетий необыкновенный парк остаётся заброшенным, что само по себе придаёт удивительный аромат тайны.
Здесь же, на правом северном склоне, открытом южному солнцу, растёт халявлюв ха-сиах — особая разновидность молочая — кустарника с мясистыми коричневыми ветками и маленькими жёлтыми цветами, встречающаяся в Израиле лишь в одном-единственном месте, тут. Растение очень ядовитое, но при этом, как говорят, столь же целебное — если, конечно, знать, что с ним делать.
***
А ещё говорят, что возле Источника спасения можно заметить странника в белых одеждах. Иногда край рукава его широкой рубахи или штанов лишь мелькнёт за поворотом тропы, и всё — как не бывало. Но изредка его можно встретить и даже поговорить. А в самых исключительных случаях он подарит тебе ключ.
Он не обязательно должен быть настоящим и металлическим. Самые разные предметы получали люди в подарок от Белого странника: монету, камень или даже просто кусок стекла. Главное, что этот ключ обязательно приносит человеку спасение от смертельной болезни, опасности или другой напасти. И только сам человек должен выбрать момент и решить, наступил ли уже тот единственный час, когда пришло время воспользоваться ключом.
Рассказывают, что такой ключ в виде обычного «химического» карандаша получил однажды у источника один молодой швед. Случилось это где-то во второй половине 1930-х годов прошлого века. Швед служил в «Голландском банке», чей офис был расположен тогда на широкой улице у самого порта среди других банков и представительств крупных европейских фирм, охотно открывавшихся в Хайфе, считавшейся по праву одной из средиземноморских жемчужин Британской империи и воротами на Ближний и Средний Восток. Человек в белом, вроде совершенно не похожий на безумца, стал почему-то заклинать шведа бережно хранить подарок — небольшой инженерный карандаш, который каким-то невероятным образом должен был однажды спасти его жизнь.
Потрясенный встречей с Белым странником, швед поделился этой необычной историей со своим приятелем — клерком в банке, немецким евреем, успевшим бежать от Холокоста из порабощенной нацистами Европы. В ответ еврей рассказал шведу, оказавшемуся внуком какой-то большой дипломатической шишки, об ужасном положении евреев в Европе.
Немецкий еврей вскоре забыл о той истории, как, впрочем, и о своём приятеле-шведе, вернувшемся в следующем году в Европу, когда его влиятельный дед скончался, оставив внуку изрядное наследство. Вспомнил этот еврей о Рауле, как звали шведа, только много лет спустя, когда его имя зазвучало в Израиле, да и вообще по всему миру, как имя великого Праведника народов мира, спасшего около сотни тысяч венгерских евреев, находившихся в Будапештском гетто. Рауль Валленберг — секретарь шведского дипломатического представительства в Будапеште — выписывал евреям «защитные паспорта», дававшие владельцам статус шведских граждан, что спасало их от депортации в лагеря смерти и от газовых камер.
Мориц — тот самый немецкий еврей, со временем дослужившийся до поста главы одного из банковских отделений, а затем благополучно вышедший на пенсию, рассказывал мне эту историю уже полвека спустя, в самом конце 1990-х. Ему было тогда за восемьдесят, он часто сидел на скамеечке возле своего дома на улице Лотус, где, собственно, мы с ним и познакомились.
– А ведь эти «визы» Рауль наверняка выписывал тем самым карандашом, подаренным Белым странником, — говорил мне Мориц. — Он выдал столько «виз», что исписал его полностью. Потому ему, вероятно, и не хватило карандаша на то, чтобы спасти себя. Он предпочёл спасти других людей, а не себя. Это был его собственный выбор. И сам он погиб.
Шведский дипломат Рауль Валленберг, спасший жизнь где-то ста тысячам венгерских евреев во время Холокоста, был задержан в январе 1945 года патрулём СМЕРШа в Будапеште, а затем переправлен в Москву, где содержался в тюрьме на Лубянке. Существуют показания немецких заключённых, также находившихся в тюрьме, в которых они заявляют, что общались с Валленбергом посредством «тюремного телеграфа» вплоть до 1947 года. После, по их словам, Рауля куда-то этапировали. Считается, что он умер или был расстрелян в советском заключении между 1947 и 1952 годами.
26 июля 2017 года потомки Рауля Валленберга обратились в Мещанский районный суд города Москвы с иском к ФСБ России, в котором требуют обязать российскую спецслужбу предоставить доступ к оригиналам материалов о шведском дипломате, хранящимся в секретных архивах Лубянки. А 17 августа этого года суд перенес дату рассмотрения дела по существу, так как представитель ФСБ явился на заседание без сформированной правовой позиции.