Объясняя 13 ноября на своей страничке в Facebook, почему он противится немедленному голосованию по закону регулирования, или, как его иначе называют, закону нормализации, цель которого — спасти поселение Амона, израильский министр обороны Авигдор Либерман написал: «Любой, кого беспокоит будущее еврейских поселений в Иудее и Самарии, понимает, что в настоящий момент самое главное — это скоординировать нашу позицию с позицией новой американской администрации… Мы не должны создавать факты на земле и тем самым смущать вступающую во власть администрацию. Все должно быть согласовано и скоординировано (с Соединенными Штатами). Я надеюсь, что правительство Трампа восстановит договоренность, достигнутую между президентом Бушем и премьер-министром Шароном, как она была представлена в письмах, которыми они обменялись».
Прочитаешь слова, вышедшие из-под пера «израильского ястреба», каковым мировая пресса именует Либермана, и непонятно: то ли смеяться, то ли плакать. Хотя, может, все не так просто, может быть, Либерман случайно раскрыл государственную тайну и Израиль хочет стать пятьдесят первым американским штатом? Как иначе понимать стремление к согласованию и координированию вопросов, находящихся только в компетенции израильского правительства с позициями американского правительства. А ведь ходили слухи, что Израиль — это самостоятельное и суверенное государство.
Ну а что касается переписки между Бушем и Шароном, то господин Либерман, очевидно, подразумевает знаменитое письмо Джорджа Буша от 14 апреля 2004 года, отправленное в ответ на послание Ариэля Шарона, в котором тогдашний израильский премьер изложил свои идеи по уничтожению процветавших еврейских общин полосы Газы и северной части Самарии. Согласно бытующему в израильской политике мнению, в ответном письме американского президента якобы дается обещание признать блоки еврейских поселений в Иудее и Самарии.
Но беда в том, что никаких обещаний в этом плане Буш не давал. Это «обещание» было вычитано между строк политиками, очень хотевшими выдать желаемое за действительное. Судите сами, в письме Буша среди прочего говорилось: «В свете новых реалий, включая уже существующие крупные израильские населенные центры, нереально ожидать, что в результате переговоров… произойдет полное возвращение Израиля к линии прекращения огня 1949 года… Реально ожидать, что любое соглашение об окончательном урегулировании может быть достигнуто только на основе взаимосогласованных изменений, отражающих эти реалии».
Вышеприведенные строки напоминают текст речей Горбачева, где каждое слово в отдельности понятно, но общий смысл превращается в загадку. В любом случае никаких «обещаний», конечно же, в вышеуказанном тексте письма нет. Словосочетания «реально ожидать» и «нереально ожидать» на обещания и близко не смахивают. Особенно с учетом того, что уже 15 апреля тогдашний госсекретарь Колин Пауэлл однозначно сказал журналистам: «Президент не заявлял, что Израиль сохранит за собой поселения на Западном берегу реки Иордан».
Оно и понятно, ведь Буш четко пишет в письме, что «остается предан своему плану от 24 июня 2002 года (по созданию) двух государств, живущих в мире и безопасности… и “дорожной карте” как пути, чтобы этого достичь». А ведь появление 30 апреля 2003 года «дорожной карты» иначе как катастрофой для Израиля назвать было нельзя. Этот документ, по сути, вынес еврейскому государству смертный приговор, впервые однозначно объявив своей целью «возникновение независимого демократического и жизнеспособного палестинского государства» на исконно еврейских землях Иудеи и Самарии и указав, что уже на первом этапе «правительство Израиля немедленно демонтирует поселенческие форпосты, созданные после марта 2001 года… и в соответствии с отчетом Митчелла заморозит всю поселенческую активность (включая естественный рост поселений)».
Интересно как-то получается. Выходит, что израильский министр обороны «надеется», что администрация Дональда Трампа останется предана плану Буша по созданию двух государств, следуя в фарватере, предусмотренном «дорожной картой», однозначно требующей полного замораживания еврейской поселенческой деятельности в Иудее и Самарии.
Так ведь эти надежды уже были с лихвой оправданы Бараком Обамой и его администрацией. И Хиллари Клинтон, и Джон Керри, выполняя указания американского президента, из кожи вон лезли, стараясь заморозить всю поселенческую активность, включая естественный рост поселений. А Обама до мозга костей был предан идее создания «независимого и жизнеспособного палестинского государства» и имеет еще больше двух месяцев, чтобы в этом преуспеть. Так что с обещаниями Буша Шарону полный порядок, они совершенно не нарушались Обамой и компанией. Наоборот, израильский министр обороны должен бы надеяться на то, что правительство Трампа отвергнет договоренность, достигнутую между президентом Бушем и премьер-министром Шароном, как она была представлена в письмах, которыми они обменялись. А для этого не стоит смущать вступающую во власть американскую администрацию, которая будет больше чем смущена, обнаружив, что Израиль не знает ее позиции. А ведь она полностью отличается и от позиции Обамы, и от позиции Буша.
Возможно, израильское руководство не заметило, что 45-й американский президент Дональд Трамп является республиканцем и что собиравшийся 12 июля в Кливленде комитет Республиканской партии единогласно внес в свою платформу исключительно важные поправки, касающиеся отношения к Израилю, которые одобрил Дональд Трамп.
Так, упоминание о «палестинском государстве» напрочь исчезло из текста документа. То есть в отличие от платформы 2012 года Республиканская, то есть правящая в Америке партия больше не призывает к созданию «двух государств для двух народов», не говорит о том, что в Иудее и Самарии должно быть создано арабское государство. В то же время Иерусалим «признается вечной и неделимой столицей еврейского государства», и самое главное — впервые «отвергается ложное представление о том, что Израиль является оккупантом».
Как совершенно верно заметил Барак Обама, «Трамп не идеолог, он прагматик». Именно поэтому и сам Трамп во время предвыборной кампании, и его советники по вопросу Израиля Дэвид Фридман и Джейсон Гринблат откровенно дали понять, что Америка поддержит ту политику, которую будет считать выгодной для себя сам Израиль.
В трамповской платформе Республиканской партии четко сказано: «Соединенные Штаты стремятся помочь в установлении всеобъемлющего и прочного мира на Ближнем Востоке путем переговоров среди тех, кто проживает в этом регионе. Мы против любых мер, направленных на навязывание соглашений, или диктовку границ, или прочих условий, и мы призываем к немедленному прекращению американской экономической помощи любому субъекту международных отношений, пытающемуся это сделать».
А это значит, что впервые после катастрофы под названием «Ословский договор» Израиль получил реальную возможность, не боясь, сказать свое веское слово о том, как он хочет и намерен жить дальше. У Израиля появилась первая и последняя возможность однозначно определиться с судьбой Иудеи и Самарии и проживающего на территории Западной Эрец Исраэль арабского населения.
Ирония ситуации состоит в том, что эту уникальную возможность Израилю, совершенно не предполагая того, предоставил Барак Хусейн Обама. Именно его действия на международной арене привели к тому, что ведущие суннитские государства — Саудовская Аравия, Египет, Объединенные Арабские Эмираты — оказались перед угрозой экспансии главного шиитского государства — Ирана — и отчаянно ищут сильных союзников, не гнушаясь даже Израилем (хотя и не афишируют это). И именно из-за того, что Обама отталкивал Израиль от Америки, еврейское государство смогло улучшить свои взаимоотношения с Россией.
Сказать, что новая американская администрация будет более чем благосклонно относиться к Израилю, значит не сказать ничего. Но все это не будет иметь абсолютно никакого значения, если сам Израиль не начнет определять свою судьбу, понимая, что времени катастрофически в обрез, откладывать на завтра ничего нельзя и что железо надо ковать, пока оно горячо.
Израиль не только не должен ждать дня инаугурации нового американского президента, но просто обязан начать действовать немедленно, отрядив на встречи и беседы с ближайшими советниками Трампа, благосклонно относящимися к еврейскому государству, такими как Стив Бэннон, Джаред Кушнер, Дэвид Фридман, Джейсон Гринблат, Ньют Гингрич, Руди Джулиани и другие, своих самых опытных и умеющих разъяснять представителей, которые могут однозначно обрисовать истинную картину взаимоотношения Израиля с палестинскими арабами и арабским миром.
Трамп хочет видеть Израиль сильным американским союзником. Но по-настоящему сильным Израиль станет лишь тогда, когда в глазах арабского мира его легитимность будет определена раз и навсегда. Зеев Жаботинский написал в 1923 году в своей статье «О железной стене»: «О добровольном примирении между палестинскими арабами и нами не может быть никакой речи ни теперь, ни в пределах обозримого будущего». Прошедшие с тех пор без малого сто лет лишь однозначно подтвердили справедливость его слов.
Арабо-израильское противостояние невозможно разрешить по той простой причине, что у арабов, используя терминологию Жаботинского, до сих пор не угасла «искра надежды избавиться от нас». Израиль по-прежнему далек от того дня, когда «в железной стене не видно больше ни одной лазейки». И для того, чтобы эта искра наконец угасла и были напрочь заделаны все до единой щели и лазейки, чтобы раз и навсегда на корню задушить надежду арабов избавиться от еврейского государства, есть один и только один единственно верный первый шаг — провозгласить израильский суверенитет в Иудее и Самарии и развернуть там полномасштабное еврейское строительство.
Как показали почти семьдесят лет с момента создания еврейского государства, других вариантов нет и быть не может. Сейчас самый что ни на есть подходящий момент, чтобы создавать факты на земле и, значит, перестать своей нерешительностью смущать новую американскую администрацию. Другого такого шанса у Израиля не будет.
Это не нерешительность, а — СВЕРХ-ОСТОРОЖНОСТЬ, обычно именуемая — трусостью или какое-то тайное намерение Нетаниягу, очень хорошо скрываемое от еврейского народа… (как скрывалось соглашение с Арафатом).
Вряд ли в Израиле что-то изменится в лучшую сторону, в правительстве все те же люди, все на тех же стульях, все те же арабы в Кнессете, все те же отговорки — подождать, подождать, подождать…
Либерман обещал провести законопроект — о национальном еврейском государстве Израиль. Где этот Закон? Нету, арабы и левые в Кнессете — против…
И так — во многих других случаях…