Антифанатизм, или Не корысти ради

Тому, что пишу не корысти ради, вы легко поверите. Даже без налоговой декларации. А вот что, продолжая цитату карикатурного священника, «токмо по воле пославшей мя жены» — придётся разъяснить.

Как вы думаете, кто самый строгий критик писаки? Полагаете, литературоеды або матерщинники на сайтах? Не, родные и близкие. В особенности — жена и друзья. Вот вам близкородственная цитата, вымолвленная после знакомства с очередным опусом: «Читаю, хорошо написано, красивым слогом, без подколочек и выпендрёжа. Проверила ещё раз подпись — неужели это мой Арье? Не может быть! Читаю дальше — ну, всё в порядке, пошло». А близкий друг, после дальних путешествий обозрев уже следующий материал, грозно расчехвостил: перебор негатива, вообще не видно положительного образа. Я было вякнул — какой там положительный образ в фанатике? Но — призадумался и решил начать исправляться. Чтобы самим свирепым понравиться, даже жене, придётся нашмалять что-нибудь такое без подколочек, возвышенным штилем и сплошь на позитивных образах из чистой стали. Удержаться, конечно, будет нелегко, но вдруг да получится?
Ехал я давеча в автобусе, подсказал остановку немолодой киргизке, одетой вполне по-современному, то есть отнюдь не в паранджу. И вдруг на прощанье слышу такие слова: «Вы очень хороший народ. Вы постоянно молитесь, и, я думаю, на ваших молитвах стоит мир».

image003
За долгие годы прогулок при бороде и в ермолке я ни разу не слыхал ничего подобного от еврея. Те из нас, что сами с ермолками, не шибко велеречивы и себя расхваливать не будут. Тем более, хоть и сказали мудрецы: «О, если бы молился человек целый день!» — на деле нашим молитвам времени достаётся не так уж и много. Есть ещё множество заповедей, да и заботы земные. В общем, изнутри проблемы виднее, и хвастаться настроения нет.
Но почему то, что ощутила киргизская «хомэтенда», никак не могут вымолвить «евреи без кипы»? От них-то раз за разом слышишь: «Вы целый день только и делаете, что молитесь». Порой, правда, с добавками, которые здесь не место цитировать. Что же мешает многим нашим соплеменникам осознать, что на еврейской молитве, учёбе Торы и милосердии стоит весь мир? Причём стоит не фигурально или туманно и абстрактно, а вполне себе буквально. Усмиряются шторма и землетрясения, почва даёт урожаи, сокращается число войн и их жертв… На одной чашке весов человечьи глупости, на другой — бескорыстные поступки и бескорыстный духовный труд.
Не всегда, конечно, Всевышний говорит «да», это мы слишком хорошо знаем из истории. Но жутко даже подумать, что было бы без нашей мольбы, как минимум «подравнивающей» чашки весов. Помните, у Городецкого в песне про атлантов: если небо они не удержат, то «во тьме заплачут вдовы, и выгорят поля, и встанет гриб лиловый, и кончится Земля…»
Вот евреи, которые защищают мир искренней мольбой, — они и есть атланты. Со всеми онерами и причиндалами, кои вы можете узреть самолично — подойдя в сумерках, по совету барда, к ступеням Эрмитажа. Или подлетев к нему через гугл-поисковик. «Держать его (неба) махину не мёд со стороны, напряжены их спины, колени сведены».
А вот и продолжение строфы, безупречное по точности и литературности: «Их тяжкая работа важней иных работ: из них ослабнет кто-то — и небо упадёт». Особенно пока вокруг гуляет публика с руками в карманах и оттого число атлантов явно меньше норматива.

image005
Признаюсь, мой спрос за то, «что мешает», был чисто риторический. Мешает «евреям без кипы» нежелание внутреннего труда, от которого не увернуться, если таки окажется, что «всё это правда и ты тоже атлант». Слишком многим препятствует понять то, что очевидно нормальным людям «со стороны», нечто очень простое: лень вносить в свою жизнь новое, иное, под высоким напряжением измерение. Ну а уж искусству подводить под вещи, не так чтобы возвышенные, «теоретическую базу», вещать выспренним языком «за правду, свободу и демократию» можно поучиться почти у любого современного политика.
Вот и приходится атлантам тащить свой груз, сгибаясь, спотыкаясь и иногда подламываясь под ношей. Порой под улюлюканье, причем те, кому больше других лень, улюлюкают особенно громко.
Вопрос, немедленно возникающий у заинтересованного, но не очень глубоко знакомого с темой читателя: а откуда известно, что молитва работает? Может, это просто ритуальное балаболенье слов, «чтобы не работать и не идти в армию»? И — отчего так важна именно еврейская?
Нет, не только еврейская — Творец слышит и любит молитву любого человека. Если это молитва искренняя и не направлена ко злу для другого.
Только надо учесть, что искренность — очень нелёгкая штука. Означает она ни больше ни меньше как единство осмысленного сознания, глубинного желания, эмоционального стремления и концентрацию направленной воли. Легче всего это достигается, когда тебя начинает клевать сзади жареный петух. Помню убедительность своей молитвы, когда до меня дошло, что ещё немного — и сорвусь со скалы. Помогло. Или — если просыпаешься со страхом и тревогой после подозрительно яркого сна.
Если бы я тогда понял свой сон — в ночь на 11 сентября, где кто-то огромный и бесформенный соскочил сверху с грохотом на пол… и в тревоге бросился бы молиться — может, этот день не стал бы такой значимой датой в истории? Или — хотя бы уменьшилось число его жертв? А в личном масштабе — если бы я не писал стих о приснившейся, прыгающей с подоконника царапучей кошке: «А жизнь, словно чёрная кошка // Готовится спрыгнуть с окна. // Она изменилась немножко, // Как все порождения сна…» — а догадался, что угрожает нечто серьёзное, и молился — вероятно, мой израильский дом не сгорел бы. «Эх, чтобы я был такой умный, как моя Сара потом».
Лучше, конечно, если молитва зарождается радостью, внутренним подъёмом, душевной полнотой; но, увы, радоваться по-настоящему мы умеем куда хуже, чем тосковать и дрожать от ужаса. Коли сомневаетесь, посмотрите, чем завлекают людей так называемые новости, которые я бы лучше назвал «колонкой происшествий». А разносящие их массмедиа — «всемирным пылесосом». С той лишь маленькой разницей, что ты у пылесоса — не снаружи, а внутри. В общем, жареный петух эффективней изумрудного соловья.

image007
Очевидно и наглядно, что молиться для человека не есть нечто условное и привнесённое извне. Экспериментальный факт это. Простым доказательством естественной склонности человека к молитве станет поведение солдат в окопе, пассажиров в трясущемся самолёте, очень многих пациентов, ожидающих диагноза… Фраза «в окопах нет атеистов» — не просто фраза. Я уже как-то упоминал о потрясающей молитве водителя такси, который с тремя лишними пассажирами пролетел мимо поста ГАИ. Он одновременно чертыхнулся, матюкнулся и возблагодарил небеса.
Если кто-то вам скажет, что не раз от души молился и никогда не получал ответа — не верьте, врёт. Такого не бывает. Говорит один из мудрецов Талмуда, что он сразу понимает, принята ли его молитва, по тому, как она идёт — легко либо с трудом и препятствиями. Ответ на молитву чаще всего слышен в ходе самой молитвы. В первую очередь — в масштабе ощущаемой самим тобою, молящимся, искренности просьбы.
Тайна молитвы состоит в том, что достичь искренности своими силами, без помощи и со-отзыва Создателя человек может только с большим трудом и лишь до некоторой степени. Настоящая молитва — это не только «разговор с Б-гом», но и разговор совместно с Б-гом. Ведь в конечном итоге это «Он делал, делает и будет делать всё творимое». В том числе и через тебя. И сквозь тебя. Это — дар. Но без усилий с твоей стороны, без того, что называется «пробуждение снизу» — этот подарок не придёт.
Здесь, между прочим, и ответ на вторую часть вопроса — почему еврейская молитва имеет особую силу. «Голос, голос Якова» в тексте Торы — это сказано про особую значимость еврейской молитвы. Творец в заслугу наших праотцев создал особый духовный «канал» и дал их потомкам уникальную силу слова и голоса. Такую, что «звонок на небеса для нас местная линия». Со всеми плюсами и сложностями такого очень близкого положения перед ушами «небесной канцелярии».
Зато всё, что вы услышите вокруг о бесполезности, иллюзорности и искусственности молитвы — это чужое. Это — насмешка Эсава, которому посвящена вторая часть стиха: «руки, руки Эсава». И если поверить — как делают, или, вернее, притворяются, что делают многие наши соплеменники, — тогда могут, не приведи Г-сподь, наступить времена, в которые, говоря языком великого пророка Иермиягу: «…стал Всевышний как враг… не даёт Он дойти молитве моей».
Еврейская молитва — это не мантра и не философский трактат. Это и не медитация или экстаз. Это, можно сказать, повседневный и необходимый вселенной факт. Она — научно выверенная, проверенная опытом земным и мистическим, составленная по лекалам и обыденного, и непостижимо возвышенного сознания — идеальная структура и движущая сила жизни. Творец сделал её обязательной частью всего мироздания — так сказать, «обратная связь», ответ землян на дела небес. Звучит это витиевато — но что поделаешь, зато красиво, так жена велит.

image009
А главная цель её, молитвы, «работы в сердце» — делать тебя живым. Не допустить примитивизации человека, умножения для него реальности на агрессивное или депрессивно болезненное эго. Защитить его от фанатизма.
Ясное и добросовестное, при одних условия открытое и доверчивое, при других — дотошное и критическое отношение отличает верующего человека от фанатика. Личный опыт, изучение слов мудрости, идущих от достойнейших и авторитетных людей, личная же с мудрецами связь, постоянное стремление углубить твоё знание Слова Б-жьего и уточнить его роль в твоей жизни, готовность «доверять, но проверять»… — всё это делает фанатизм принципиально невозможным. Если, конечно, не держать оное лекарство «крепко закрытым в прохладном тёмном месте». Что, увы, не столь часто, но случается.
А ведь удивительно, как моя случайная попутчица-киргизка смогла всё, что я сейчас выбалтываю, выразить в 11 коротких словах? Вот и не верь после этого людям!

Стоят они навеки,
Уперши лбы в беду,
Не боги — человеки,
Привыкшие к труду.
И жить еще надежде
До той поры, пока
Евреи небо держат
На праведных руках.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора